СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль предмета "Культура общения" в реализации ФГОС"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  о роли предмета "культура общения" в реалиции ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Роль предмета "Культура общения" в реализации ФГОС"»

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского района Воронежской области


Роль предмета «культура общения» в реализации ФГОС


Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении… Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют.

А.С.Пушкин.

В настоящее время школьное образование переживает кардинальные изменения в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Особенность федеральных государственных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который главной задачей ставит развитие личности ученика. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, требующие перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию», «способность к речевому самосовершенствованию», активную учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную в том числе на овладение речевой культурой и культуроведческой компетентностью.

Умение демонстрировать высокую культуру общенияважнейшее требование нашего времени. Человек будет успешным в своей деятельности только при условии овладения навыками культуры общения. В связи с этим в 1992 году в ОУ Воронежской области введен предмет «Культура общения» как предмет школьной компетенции. Главная цель преподавания «Культуры общения» - это формирование коммуникативной грамотности учащихся, формирование навыков этикетного поведения и общения. Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология». Если в рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению письменной речи, то «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Предмет «Культура общения» неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Предмет «Культура общения» также как и предмет «Русский язык» является основой развития интеллектуальных способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Умение «говорить» и «слушать» помогает обучающимся не только во время урока, но и при самостоятельном «добывании» знаний из различных источников. При современном изучении каждого отдельного предмета акцент делается на самостоятельную деятельность и на метод обучения в сотрудничестве.

При выполнении некоторых заданий на уроках практикуется работа парами или группами. Работа обучающихся в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Присутствует коллективное, групповое общение, где существуют правила группового общения: «принцип терпимости к собеседнику», «принцип благоприятной самоподачи», «минимизация негативной информации». Также при изучении новой темы на любом из школьных предметов обучающимся необходимо знать и применять правила эффективного (внимательного) слушания. Безусловно, более эффективным является активное слушание, когда устанавливается активная обратная связь с говорящим. Культура общения является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Роль предмета «Культура общения» в реализации основных требований и идей ФГОС, безусловно, велика. Метапредметные образовательные функции языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Культура общения» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


Список литературы

  1. Загоровская О.В. «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников». Воронеж: ВГПУ, 2012. – С.3-10.

  2. Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие. «Родная речь», Воронеж, 2010. – С.38-44.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2011 (Стандарт второго поколения).

  4. Якушина Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23

  5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!