Просмотр содержимого документа
«"Роль предмета "Культура общения" в реализации ФГОС"»
Аксенова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»
Аннинского района Воронежской области
Роль предмета «культура общения» в реализации ФГОС
Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении… Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют.
А.С.Пушкин.
В настоящее время школьное образование переживает кардинальные изменения в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Особенность федеральных государственных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который главной задачей ставит развитие личности ученика. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, требующие перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование «готовности к саморазвитию и непрерывному образованию», «способность к речевому самосовершенствованию», активную учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную в том числе на овладение речевой культурой и культуроведческой компетентностью.
Умение демонстрировать высокую культуру общения – важнейшее требование нашего времени. Человек будет успешным в своей деятельности только при условии овладения навыками культуры общения. В связи с этим в 1992 году в ОУ Воронежской области введен предмет «Культура общения» как предмет школьной компетенции. Главная цель преподавания «Культуры общения» - это формирование коммуникативной грамотности учащихся, формирование навыков этикетного поведения и общения. Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология». Если в рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению письменной речи, то «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Предмет «Культура общения» неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Предмет «Культура общения» также как и предмет «Русский язык» является основой развития интеллектуальных способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Умение «говорить» и «слушать» помогает обучающимся не только во время урока, но и при самостоятельном «добывании» знаний из различных источников. При современном изучении каждого отдельного предмета акцент делается на самостоятельную деятельность и на метод обучения в сотрудничестве.
При выполнении некоторых заданий на уроках практикуется работа парами или группами. Работа обучающихся в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Присутствует коллективное, групповое общение, где существуют правила группового общения: «принцип терпимости к собеседнику», «принцип благоприятной самоподачи», «минимизация негативной информации». Также при изучении новой темы на любом из школьных предметов обучающимся необходимо знать и применять правила эффективного (внимательного) слушания. Безусловно, более эффективным является активное слушание, когда устанавливается активная обратная связь с говорящим. Культура общения является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Роль предмета «Культура общения» в реализации основных требований и идей ФГОС, безусловно, велика. Метапредметные образовательные функции языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Культура общения» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Список литературы
Загоровская О.В. «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников». Воронеж: ВГПУ, 2012. – С.3-10.
Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие. «Родная речь», Воронеж, 2010. – С.38-44.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2011 (Стандарт второго поколения).
Якушина Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626