СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Школьная модель профилизации. Приложение - презентация с описанием опыта.

Просмотр содержимого документа
«модель ППП и ПО»

Роль ППП и ПО в профессиональном самоопределении старшеклассников в Лежневской СОШ №10


В профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении выпускников нашей школы большое значение имеет организация предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени образования.

Моя задача сегодня – дать краткую характеристику модели организации ППП и ПО и принципам формирования учебного плана школы в 9-11 классах.

Определяющим по данному направлению работы является вопрос: «Каковы ожидания потребителей образовательных услуг, предоставляемых школой на данном этапе развития общества?».

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Анализируя этапы развития школы, разрабатывая и принимая к исполнению программу развития школы на период до 2015 года, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования). Заказ общества сформулирован в новых федеральных образовательных стандартах и кроме всех прочих требований предъявляет к выпускнику школы следующее: выпускник ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Заказ семьи сформирован в ходе социологического опроса. Родители – хотят, чтобы:

  • школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);

  • ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);

  • ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных)

  • ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (52% опрошенных) в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности, а то, что есть в микрорайоне не полностью их удовлетворяет.

Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,

  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,

  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты и модель нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

  1. Усиление личностной направленности образования (новые технологии, выход на ИУП).

  2. Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).

  3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).



Значение предпрофильной подготовки и профильного обучения в решении поставленных задач сложно переоценить.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783) отмечается:

Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение преследует следующие основные цели:

  1. обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  4. расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.


Возможность организации профиля закреплена и в новом Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.4.ст.66).



Организуя работу в данном направлении, школа решала двуединую задачу:

  • определение структуры и направлений профилизации;

  • определение модели организации профильного обучения.



В результате целенаправленной деятельности в данном направлении в школе сложилась следующая модель организации ППП и ПО:

Особенностью формирования учебного плана школы для 9-х классов является наличие удвоенного количества элективных курсов (предметно-ориентированных и предметных), позволяющих выпускникам 9-х классов утвердиться в своих предпочтениях при построении собственной образовательной траектории.

На следующем слайде представлено распределение выпускников 9-х классов 2013 года. Процентное соотношение за последние три года остается примерно одинаковым.

Как видим из представленной статистики, примерно половина выпускников продолжает обучение в учреждениях начального профессионального образования. Это, как правило, ребята с низкой учебной мотивацией, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Есть среди них и те, кто выстроил свою образовательную траекторию по пути овладения профессией с ее азов. Выбор профессиональной подготовки выпускниками – результат профориентационной работы за время обучения в школе. (Выступление Е.М.Писаревой).

Статистика формирования профильной группы в 10-ом классе – результат проб, осуществляемых при прохождении элективных курсов, участия в конкурсной и научно-исследовательской деятельности, дополнительного образования.

Остановимся теперь подробнее на принципах формирования учебного плана школы на старшей ступени обучения.

На следующих слайдах представлены учебные планы школы для 10 и 11 классов. Оба класса универсальные с профильными физико-химическими группами. В планах наличествуют часы, предназначенные для изучения всем классом (примеры) и часы для работы в группах (примеры). Часы школьного компонента формируются в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей. В 2013/2014 уч.году эти запросы удовлетворены на 100%. (Например, черчение и компьютерная графика» - 5 учащихся на ступени, электив по англ.языку – 4 учащихся, электив по литературе в 11 классе – 2 учащихся).

Учебные планы старшей ступени предусматривают как организацию работы в малых группах, так и работу в смешанных группах (универс. +проф., 10 кл.+11кл.). Это привело к выходу на нелинейное расписание, что сопряжено с определенными трудностями, о которых будет сказано ниже.

Образовательные запросы детей и их родителей в этом году активно подкрепляются в рамках дополнительного образования дистанционными курсами различной направленности, востребованными как ребятами из универсальных групп, так и из профильных. В прошлом учебном году эта работа была организована в тестовом режиме. Повышение интереса и образовательного спроса на такую форму образования ставит перед нами задачу организации учета дистанта при формировании ИУП на старшей ступени обучения.


. Планомерная работа по организации ППП и ПО дает на наш взгляд следующие положительные результаты:


В конечном результате, достигнутые успехи подтверждают результативность решения поставленных задач, положительно отражаются на имидже школы, конкурентно способности и уровне социализации выпускников школы.

Вместе с тем, организационные моменты, связанные с организацией ППП и ПО, а также с формирование учебного плана на старшей ступени образования, сопряжены с определенными трудностями:







Просмотр содержимого презентации
«модель профилизации»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

Ч.4 Ст. 66:

Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783):  Профильное обучение  – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение преследует следующие основные цели :

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

(Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783):

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение преследует следующие основные цели :

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.
Запросы общества: Федеральные государственные образовательные стандарты Запросы родителей (законных представителей): - Школа обеспечит подготовку в ВУЗ - Школа предоставит дополнительные образовательные услуги, способствующие развитию и личностному росту детей в связи с ограниченностью воспитательного потенциала социума. Запросы и личностные ожидания школьников:

Запросы общества:

Федеральные государственные образовательные стандарты

Запросы родителей (законных представителей):

- Школа обеспечит подготовку в ВУЗ

- Школа предоставит дополнительные образовательные услуги, способствующие развитию и личностному росту детей в связи с ограниченностью воспитательного потенциала социума.

Запросы и личностные ожидания школьников:

  • Помощь в профессиональном самоопределении,
  • Удовлетворение личных склонностей, интересов
Адаптировать к условиям школы: формирование профильных групп в составе универсальных классов, Индивидуальные учебные планы  Модель внутришкольной профилизации  (однопрофильная (реализация только одного избранного профиля) или многопрофильная (организация нескольких профилей обучения).  Модель сетевой организации В подобной модели профильное обучение учащихся школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Использовать возможности дистанционного образования, взаимодействия с ВУЗами, учреджениями доп.образования, культуры, спорта

Адаптировать к условиям школы: формирование профильных групп в составе универсальных классов,

Индивидуальные учебные планы

Модель внутришкольной профилизации

(однопрофильная (реализация только одного избранного профиля) или многопрофильная (организация нескольких профилей обучения).

Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Использовать возможности дистанционного образования, взаимодействия с ВУЗами, учреджениями доп.образования, культуры, спорта

Реализация программы по профессиональной ориентации школьников на 1 и 2 ступенях образования

Учебный план профильного класса

ИУП

Учебный план для универсального класса

Программа профильного уровня по предмету, утвержденная МО

УМК для универсального класса

УМК профильного уровня, утвержденные (рекоменд. МО)

Элективные курсы, по выбору учащихся

Элективные курсы, поддерживающие непрофильные дисциплины

Организация ППП в 9-х классах школы на основании диагностики запросов за счет:

а/ориентационных и предметных элективных курсов в рамках УП школы;

б/ освоения дополнительных образовательных программ, в т.ч. дистанционно.

Учебный план универсального класса

Проф.группа

универс. группа

Школа третьей ступени

9-а кл.

9-б кл.

Диагностика:

а/Запросов родителей; б/ Запросов учащихся;

в/ Учебных и внеучебных достижений для продолжения изучения отдельных предметов на профильном уровне;

г/ кадрового и материально-технического и организационно- методического обеспечения профиля;

Отбор и формирование групп

Часы школьного комп-та УП обеспечивают двойной набор курсов по выбору

Смешанные учебные группы

Организационные сложности при организации ППП и ПО:  ИУП и организация работы смешанных групп учащихся требуют перехода на нелинейное расписание учебных занятий. Программа «Электронная школа» не адаптивна к построению учебного процесса на основе нелинейного расписания. Увеличение часов учебного плана, вызванное наличием профильных и универсальной групп в рамках одного учебного класса является причиной превышения предельно допустимого количества часов в классе. Это приводит к снижению стоимости ученико/часа. Сложность комплектования профильных групп на старшей ступени при «слабом» контингенте 9-х классов.

Организационные сложности при организации ППП и ПО:

  • ИУП и организация работы смешанных групп учащихся требуют перехода на нелинейное расписание учебных занятий.
  • Программа «Электронная школа» не адаптивна к построению учебного процесса на основе нелинейного расписания.
  • Увеличение часов учебного плана, вызванное наличием профильных и универсальной групп в рамках одного учебного класса является причиной превышения предельно допустимого количества часов в классе. Это приводит к снижению стоимости ученико/часа.
  • Сложность комплектования профильных групп на старшей ступени при «слабом» контингенте 9-х классов.