Орловское СУВУ
Выступление на МО учителей естественно – математического цикла
«Роль проблемного обучения
на уроках географии»
Работу подготовила
учитель географии
Ивлева
Елена Николаевна
Орлов,
2016
В настоящее время в связи с переходом на стандарты второго поколения, особенно актуальным становится развитие личности обучающегося.
Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.).
Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в своей практике я использую методы проблемного обучения.
Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения
обозначается термином «проблемная ситуация».
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаю задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях.
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы.
Проблемная ситуацию создаю посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.
Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.
Уроки проблемного обучения возможны во всех классах. Данные уроки отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений, но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного.
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках
Тема: Природные зоны Африки, 7 класс
Пустыни расположены во внутренних районах материка, где жарко и сухо. Чем объяснить расположение пустыни Намиб на побережье океана?
Урок-практикум на тему: «Климат Африки»
- определить, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу;
- заполнить в тетради таблицу:
Характеристика климатических поясов
Элементы климата | Климатический пояс |
| Э | СЭ | Т | С/Т | У | А |
1. Средние температуры января 2. Средние температуры июля 3. Господствующие ветры 4.Годовое количество осадков, мм 5. Режим осадков | | | | | | |
Выяснить:
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана?
- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?
- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары?
- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
- Почему в северной Африке климат более сухой, чем в Южной?
Проблемные вопросы обсуждают все учащиеся. После обсуждения формулируют вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.
Исследовательские элементы на этом уроке составляют:
соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.
Тема: Литосфера, 7 класс
Лет 50 назад археологи вели раскопки в пещерах Крыма. В них жили когда-то первобытные люди. Исследователям удалось найти там черепки глиняной посуды, каменные ножи и предметы обихода древних. Нашли они и скелеты некоторых животных. И вот что любопытно: в пещерах Крыма оказались кости северных оленей, песцов, белых куропаток. Исследовав угли костров крымских первобытных людей, ученые пришли к выводу, что растительность в Крыму в далекие времена совсем не такой, как в наши дни. Чем же вызваны столь резкие потепления и похолодания? Найти истину в горячих спорах ученым пока не удалось. Одни говорят, что это зависело от перемены направлений теплых течений; вторые – что Земля не всегда получала одинаковое количество тепла; третьи говорят о перемещении материков. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
Тема: Атмосферное давление, 6 класс
Демонстрация опыта: взять стакан до самых краев наполненный водой, прикрыть его листом бумаги и осторожно перевернуть вниз. Вода из стакана не выливается, почему?
Тема: Климат
Весна в Кировской области начинается в первых числах апреля и длится около двух месяцев. В это время начинается интенсивное таяние снега, который полностью сходит уже к середине апреля. Но даже в мае еще наблюдаются заморозки на почве в предрассветные часы, хотя средняя температура уже превышает +15 градусов. Почему?
Тема: Металлургический комплекс, 9 класс
Около города Череповца отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Почему?
Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины, способствует приобретению системы знаний.
Задача современного обучение (и шире образование) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.
Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается показом способов, которыми оно получено, систематической постановкой вопроса – как получено новое задание.
Понимание проблемного обучение предполагает перестройку, как самого содержания предмета, так и методики формирования географических умений и навыков.
Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.
Реализация проблемного подхода в обучении позволяет ставить ученикам в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов нового педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.
Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучать учащихся логике решения проблем.
Использованная литература
https://infourok.ru
http://festival.1september.ru
https://урок.рф