СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль проблемного обучения на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в своей практике я использую методы проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
««Роль проблемного обучения на уроках географии»»

Орловское СУВУ



Выступление на МО учителей естественно – математического цикла

«Роль проблемного обучения

на уроках географии»







Работу подготовила

учитель географии

Ивлева

Елена Николаевна











Орлов,

2016

В настоящее время в связи с переходом на стандарты второго поколения, особенно актуальным становится развитие личности обучающегося.

Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,  К.Д. Ушинский и др.).

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в своей практике я использую методы проблемного обучения.

Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения

обозначается термином «проблемная ситуация».

     Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаю задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуацию создаю посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

Уроки проблемного обучения возможны во всех классах. Данные уроки отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений, но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного.

  



Примеры создания проблемных ситуаций на уроках

Тема: Природные зоны Африки, 7 класс

Пустыни расположены во внутренних районах материка, где жарко и сухо. Чем объяснить расположение пустыни Намиб на побережье океана?

    Урок-практикум на тему: «Климат Африки»

      - определить, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу;

- заполнить в тетради таблицу:

Характеристика климатических поясов

Элементы климата

Климатический пояс


Э

СЭ

Т

С/Т

У

А

1. Средние температуры января

2. Средние температуры июля

3. Господствующие ветры

4.Годовое количество осадков, мм

5. Режим осадков








Выяснить:

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана?

- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?

- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары?

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной Африке климат более сухой, чем в Южной?

        Проблемные вопросы обсуждают все учащиеся. После обсуждения формулируют вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.

          Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Тема: Литосфера, 7 класс

Лет 50 назад археологи вели раскопки в пещерах Крыма. В них жили когда-то первобытные люди. Исследователям удалось найти там черепки глиняной посуды, каменные ножи и предметы обихода древних. Нашли они и скелеты некоторых животных. И вот что любопытно: в пещерах Крыма оказались кости северных оленей, песцов, белых куропаток. Исследовав угли костров крымских первобытных людей, ученые пришли к выводу, что растительность в Крыму в далекие времена совсем не такой, как в наши дни. Чем же вызваны столь резкие потепления и похолодания? Найти истину в горячих спорах ученым пока не удалось. Одни говорят, что это зависело от перемены направлений теплых течений; вторые – что Земля не всегда получала одинаковое количество тепла; третьи говорят о перемещении материков. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Тема: Атмосферное давление, 6 класс

Демонстрация опыта: взять стакан до самых краев наполненный водой, прикрыть его листом бумаги и осторожно перевернуть вниз. Вода из стакана не выливается, почему?

Тема: Климат

Весна в Кировской области начинается в первых числах апреля и длится около двух месяцев. В это время начинается интенсивное таяние снега, который полностью сходит уже к середине апреля. Но даже в мае еще наблюдаются заморозки на почве в предрассветные часы, хотя средняя температура уже превышает +15 градусов. Почему?

Тема: Металлургический комплекс, 9 класс

Около города Череповца отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Почему?

Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины, способствует приобретению системы знаний.

Задача современного обучение (и шире образование) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается показом способов, которыми оно получено, систематической постановкой вопроса – как получено новое задание.

Понимание проблемного обучение предполагает перестройку, как самого содержания предмета, так и методики формирования географических умений и навыков.

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

Реализация проблемного подхода в обучении позволяет ставить ученикам в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов нового педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.

Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучать учащихся логике решения проблем.



Использованная литература

https://infourok.ru

http://festival.1september.ru

https://урок.рф