СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль проектной деятельности в систематической работе музыкального руководителя».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для формирования и развития лучших качеств личности.

Просмотр содержимого документа
««Роль проектной деятельности в систематической работе музыкального руководителя».»

Тема семинара: «Инновационные технологии по приобщению детей к музыкальному восприятию».

Доклад: «Роль проектной деятельности в систематической работе музыкального руководителя».


Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно- эстетические понятия, ценностные ориентации.

Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания, меньше внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые и выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта.

Понятие проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. В процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченной цели. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творчески завершенная работа. В основе проекта лежит проблема, для ее решения лежит исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются в одно целое.

Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных методов в различных видах детской деятельности на протяжении длительного или небольшого промежутка времени.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и вовлечь ребёнка в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Критерии проекта.

  1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.

  2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

  5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

Механизм проектирования.

Педагог – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация

Предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, различные предметы, книги, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектировании в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Последовательность работы педагога над проектом:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка;

- Вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели;

- обсуждает план с родителями детей;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

- собирает информацию, материал;

- проводит занятия, игры, наблюдения;

- даёт домашнее задание родителям и детям;

- поощряет творческие работы родителей и детей (поиск материалов, информации и др.);

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг);

- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Работа над проектом.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».

Работа над проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

Первый этап – выбор темы.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Типы проектов.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Исследовательские проекты.

Эти проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Взрослые, помогают ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт, ответить на вопросы - «Что я уже знаю об том?» «Что хочу узнать?». В ходе решения поставленных задач, взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. С помощью взрослых, дети организуют поиск этого решения и проводят рефлексию. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск форм реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Основная цель музыкально-эстетического проекта - формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;

- формирование музыкально-эстетического сознания;

- накопление ребёнком опыта восприятия искусства;

- обогащение словаря детей;

- развитие творческого воображения;

- развитие ассоциативного мышления;

- активизация проявлений творчества.

- развитие коммуникативных навыков.

Принципы реализации проектов:

- системность;

- сезонность;

- учёта возрастных особенностей;

- интеграция;

- координации деятельности педагогов;

- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой сказки-игры. Это проекты:

- «Как играть с музыкой»;

- «Игры-путешествия в различные сказки», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением.

В средней группе образное мышление ребёнка позволяет ему включиться в творческие проекты:

- «Театр сказки» (придумывание сказки на основе музыкальных интонаций и художественных иллюстраций);

- театрализованные игры (по выбору);

- настольные театры.

В старшей группе ребёнок способен находить общность эмоционального состояния образа в музыкальном произведении, в произведении изобразительного искусства и литературном произведении. Это возраст, когда начинает развиваться ассоциативно-образное мышление. Здесь можно использовать проекты:

- «Встречи в музыкальной гостиной»;

- «Времена года»

- музыкальная сказка (по выбору).

В подготовительной группе задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять участии в таких проектах как:

- «Путешествие в цветомузыкальное пространство»;

- «Сказка в музыке».

Названные проекты дают детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы. Работа по формированию у детей интереса к поиску, развитию творчества, инициативы, положительного отношения к занятиям начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, художественно-речевой деятельности. Для этого разрабатывается диагностический инструментарий отслеживания уровней музыкальности детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыке.

В ходе реализации проекта используются перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.

Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Ознакомление с искусством и окружающим миром:

- систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях;

- развитие познавательной мотивации и понимания прекрасного;

- формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение,

экспериментирование, обсуждение,

Развитие речи:

- расширение и систематизация словарного запаса;

- совершенствование грамматической структуры речи;

- развитие связной речи.

Продуктивная деятельность:

- реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в театральной деятельности, инсценировании песен и сказок, изобразительном творчестве;

- реализация коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

В своей работе, я уделяю большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого воспитанника: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений. Хочу показать пример проекта по «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на ДМИ».

ПРОЕКТ.

Тема: «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах».

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля

3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивающие:

1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3.Воспитание творческой инициативы.


ТИП ПРОЕКТА: творческий


СРОКИ: 1.10.20112 - 1.02.2013


РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Музыкальный руководитель Василевская О. О.


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, музыкальный руководитель, воспитатели,

родители.


ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучению его игре на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.


ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку». Презентация «Наш оркестр».


МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ: Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер, принтер, видеокамера, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор. Детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.

Актуальность темы.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики.

Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности. Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”), поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.


Этапы реализации проекта.

Этапы

Описание работы.

Сроки

Ответственные

1 этап

Подготовительный










1. Работа с методической литературой.

2. Подбор музыкального репертуара.

3. Разработка перспективно-тематического плана, конспектов занятий.

4. Диагностика музыкально-творческих способностей детей.

5. Подбор иллюстраций, музыкального репертуара, создание картотеки музыкальных инструментов.

Сентябрь









Октябрь




Музыкальный руководитель

2 этап

Основной





1. Цель развивающих занятий по обучению детей игре на ДМИ.

2. Индивидуальные занятия, помогающие детям показывать свои способности и умения в игре на ДМИ.

3. Выступления на детских утренниках, развлечениях.

4. Мастер-класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.

5. Оформление стендовой информации для родителей.

6. Организация музыкальных уголков в группах.

7. Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков.

8. Кружок для детей по игре на ДМИ.


Октябрь


Ноябрь


Декабрь





Музыкальный руководитель










Воспитатели


3 этап

Итоговый


1. Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка».

2. Концерт

«Весёлые музыканты».

Январь


Февраль

Музыкальный руководитель

Воспитатели




Список литературы.

1. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

2. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

3. Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

4. Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

5. Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

6. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

7. Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.

8. Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».

9. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

10.О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.

11. «Методы и проекты за идеей Софии Русовой» упоряд. Л. Синекоп.- К.: Шк. Свет, 2012.-128с.

12. Метод проектов в деятельности дошкольного учреждения. Л.А. Швайка.-Х.: Отв. Группа «Основа», 2010.-203с.