СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль профессионального роста педагога в современной системе образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль профессионального роста педагога в современной системе образования»

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Рожихина Т.Н.

ГПОУ «Донецкое профессионально-

техническое училище связи»

[email protected]


Аннотация. В данной статье дается подробный анализ понятия «профессиональный рост педагога», рассматривается его взаимосвязь с понятием «профессиональное развитие». Основной акцент автор статьи делает на систему повышения квалификации, выполняющую роль ведущего фактора профессионального роста педагога.

Ключевые слова: профессиональный рост, компетенции, профессиональное развитие, повышение квалификации, педагог.

Основными характеристиками современного мира сегодня выступают такие его качества, как развитие, изменчивость, динамизм, новизна. И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием.

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе. Любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма. Поэтому педагог сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.

Профессиональный рост педагога предполагает движение по иерархии должностей, а также по пути присвоения категорий, званий, наград и т.д. При этом важным аспектом становится мотивация педагогов на профессиональный рост, их готовность к творческой инновационной деятельности, уровень притязаний и готовности к выполнению новых трудовых функций.

Мотивация профессионального роста педагога характеризуется целостной системой мотивов, иерархической организацией побуждений личности, активизирующей субъекта к профессиональной деятельности, придающей ей направленность, ориентирующей на достижение определенных целей. При этом следует учитывать, что характер мотивации всегда сугубо индивидуален и изменчив, соответственно, учет выявленных мотивов профессионального роста позволяет педагогу выстраивать индивидуальную траекторию профессиональной деятельности в системе непрерывного образования.

Профессиональный рост педагога включает в себя несколько ступеней:

– педагогическая умелость;

– мастерство;

– творчество;

– новаторство.

Неразрывно с понятием профессиональный рост связано понятие профессионального развития, как наращивания педагогической компетентности, определяющей готовность к выполнению трудовых функций и действий, заложенных в профессиональном стандарте педагога. Профессиональное развитие педагога задает определенный уровень владения профессиональными педагогическими компетенциями [3, с.26].

Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям .

От профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не тождественны.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [2].

По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.

Таким образом, профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская деятельность;

- самообразовательная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

Развитие получает и такая форма профессионального общения, как Интернет-конференция, функции которой достаточно многообразны. Например, участие педагогов в Интернет-конференциях способствует более эффективному осмыслению актуальных проблем педагогической практики, дает возможность познакомиться с передовым опытом коллег, совершенствует коммуникативные компетенции и др.

Положительную оценку со стороны педагогов получают вебинары, позволяющие экономить время на дорогу, а также дающие возможность задать интересующие вопросы по обсуждаемой проблеме, посмотреть вебинары в режиме off-line [1].

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания.

Таким образом, профессиональный рост педагога является ключевой составляющей качественного образования и представляет собой поиск педагогом своего профессионального пути, освоение способов педагогической рефлексии профессионального опыта, методик его интерпретации.





ЛИТЕРАТУРА


1. Асанова Н.А. Основные компетенции современного учителя // Н.А. Асанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7274

2.Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2012. – № 1 (21) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html

3.Пуденко Т.И. Проблемы обеспечения многовекторной уровневой оценки компетенций учителя // Материалы Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста (21 сентября 2017 года). – М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – С. 22-32.