СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психолога и социального педагога в общеобразовательном учреждении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто задается вопрос: "Зачем в общеобразовательном учреждении Психологическая служба?" А для того, чтобы понять и найти причину той или иной пролемы и помочь человеку правильно принять решение. Ведь психолог, социальный педагог дает удочку, а рыбу должен каждый поймать сам и ее приготовить, чтобы не остаться голодным

Просмотр содержимого документа
«Роль психолога и социального педагога в общеобразовательном учреждении»

Диагностическое направление Социальная диагностика Психологическая диагностика Медицинская диагностика

Диагностическое направление

Социальная

диагностика

Психологическая

диагностика

Медицинская

диагностика

Психодиагностика - это Не цель деятельности социального педагога и практического психолога, А способ достижения цели – определение состава группы развития.

Психодиагностика - это

  • Не цель деятельности социального педагога и практического психолога,
  • А способ достижения цели – определение состава группы развития.
 методологические приемы сравнение анализ прогнозирование оценка контроль  методы обзорно-аналитический математико-статистический скрининговый наблюдение беседа тестирование эксперимент опрос  

методологические приемы

  • сравнение
  • анализ
  • прогнозирование
  • оценка
  • контроль

методы

  • обзорно-аналитический
  • математико-статистический
  • скрининговый
  • наблюдение
  • беседа
  • тестирование
  • эксперимент
  • опрос

 

Исследование внимания методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера) методика «Счёт по Крепелину»  таблицы Шульте Таблицы Горбова

Исследование внимания

  • методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера)
  • методика «Счёт по Крепелину»
  • таблицы Шульте
  • Таблицы Горбова
 Исследование восприятия таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов «Зашумленные» изображения доски Сегена разных вариантов сложности кубики Кооса набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»

Исследование восприятия

  • таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов
  • «Зашумленные» изображения
  • доски Сегена разных вариантов сложности
  • кубики Кооса
  • набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей
  • картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»
  Исследование мышления   таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей методика «Выделение существенных признаков» методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии» набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)

Исследование мышления

  • таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным
  • таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей
  • методика «Выделение существенных признаков»
  • методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии»
  • набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)
 Исследование памяти таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания методика А.Н. Леонтьева текст для воспроизведения Лев Толстой ЛЕВ И МЫШЬ  Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.  Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро».

Исследование памяти

  • таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания
  • методика А.Н. Леонтьева
  • текст для воспроизведения

Лев Толстой

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро».

Психодиагностический инструментарий

Психодиагностический инструментарий

Диагностируемые параметры

Рекомендуемые методики

Социальная ситуация развития, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

Социометрия (Дж. Морено);

Методика «Рисунок семьи»; «Несуществующее животное»; «Моя семья»; «Дом, дерево, человек»;

проективная беседа «Мой круг общения »;

тест-опросник «Подростки о родителях».

карта Стотта,

CMAS (модиф. А.М.Прихожан);

цветовой тест отношений (ЦТО);

методика цветовой аналогии «Цветопись»;

тест-анализ семейного воспитания (АСВ);

методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан);

шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным);

опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»;

ДМО Лири;

Первоначальная профессиональная ориентация

Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);

«Карта интересов» А.Е. Голомштока; Профессиональные ориентационные анкеты;

ОПГ;

Тест Консультант (компьютерный)

Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований

Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой-Шустровой;

Метод незавершенных предложений;

Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла;

Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера;

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера;

Тест школьной тревожности Филипса;

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга;

Опросник Басса-Дарки (агрессия);

Методика Хоппе (оценка уровня притязаний);

Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ);

Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера);

Опросник структуры темперамента (ОСТ);

Методика ценностных ориентаций Рокича;

Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант);

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).

Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка

Схемы наблюдения уровня сформированности учебной дея­тельности;

Диагностика эмоционального отношения к учению;

Методика «Составь расписание».

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;

Школьный тест умственного развития (ШТУР);

тест Айзенка ( IQ )

Ежегодные направления психодиагностики: Изучение готовности к школьному обучению; Изучение адаптационного периода 1-х, 5-х классов; Диагностика личностного развития детей «спецкатегорий»; Изучение профессиональных интересов учащихся средних и старших классов.

Ежегодные направления психодиагностики:

  • Изучение готовности к школьному обучению;
  • Изучение адаптационного периода 1-х, 5-х классов;
  • Диагностика личностного развития детей «спецкатегорий»;
  • Изучение профессиональных интересов учащихся средних и старших классов.
Приоритетное направление психодиагностики -

Приоритетное направление психодиагностики -

вид деятельности, направленный на развитие когнитивной сферы ребенка (умений, навыков, познавательных процессов), общих и специальных способностей, эмоционально-волевой сферы, этических норм и правил поведения.
  • вид деятельности, направленный на развитие когнитивной сферы ребенка (умений, навыков, познавательных процессов), общих и специальных способностей, эмоционально-волевой сферы, этических норм и правил поведения.
Психокоррекционная и развивающая работа подразделяется на: 1. Прямое, непосредственное воздействие социального педагога на ребенка в процессе различных форм работы с ним (индивидуальная, подгрупповая (3-6 человек) и групповая (20-22 человека). 2. Косвенное воздействие на ребенка через сверстников, педработников, членов семьи.

Психокоррекционная и развивающая работа подразделяется на:

1. Прямое, непосредственное воздействие социального педагога на ребенка в процессе различных форм работы с ним (индивидуальная, подгрупповая (3-6 человек) и групповая (20-22 человека).

2. Косвенное воздействие на ребенка через сверстников, педработников, членов семьи.

Виды психокоррекционной и развивающей работы социального педагога с детьми: 1. Индивидуальные комплексные занятия с ребенком, психологические игры, упражнения, учебные задания, элементы тренинга, психогимнастика, графические методы. 2. Индивидуальные занятия педагогов с ребенком на основе коррекционно-восстановительной программы, предложенной социальным педагогом. 3. Занятия коррекционной группы, в составе которой дети, требующие коррекции неуверенности или негативных поведенческих реакций. 4. Групповые фронтальные занятия с целью индивидуальной коррекции отдельных личностных качеств и проявлений конкретного ребенка (коррекция негативных личностных новообразований, поведенческих реакций, повышение статуса ребенка в коллективе).

Виды психокоррекционной и развивающей работы социального педагога с детьми:

1. Индивидуальные комплексные занятия с ребенком, психологические игры, упражнения, учебные задания, элементы тренинга, психогимнастика, графические методы.

2. Индивидуальные занятия педагогов с ребенком на основе коррекционно-восстановительной программы, предложенной социальным педагогом.

3. Занятия коррекционной группы, в составе которой дети, требующие коррекции неуверенности или негативных поведенческих реакций.

4. Групповые фронтальные занятия с целью индивидуальной коррекции отдельных личностных качеств и проявлений конкретного ребенка (коррекция негативных личностных новообразований, поведенческих реакций, повышение статуса ребенка в коллективе).

Р азнообразные игры (сюжетно – ролевые, с правилами, развивающие (что обусловлено отсутствием у этих детей познавательного интереса); занятия проводятся эмоционально и интересно, в привлекательной для детей форме.  широко используются в развивающи х  и коррекционных программах

Р азнообразные игры (сюжетно – ролевые, с правилами, развивающие (что обусловлено отсутствием у этих детей познавательного интереса); занятия проводятся эмоционально и интересно, в привлекательной для детей форме.

широко используются

в развивающи х и коррекционных программах

Практика проведения психокоррекционной и развивающей работы с детьми разного возраста доказывает, что доминирование косвенных методов коррекции более результативно, нежели прямое, эпизодическое воздействие на ребенка со стороны психолога или социального педагога.

Практика проведения психокоррекционной и развивающей работы с детьми разного возраста доказывает, что

доминирование косвенных методов коррекции более результативно, нежели прямое, эпизодическое воздействие на ребенка со стороны психолога или социального педагога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!