Диагностическое направление
Социальная
диагностика
Психологическая
диагностика
Медицинская
диагностика
Психодиагностика - это
- Не цель деятельности социального педагога и практического психолога,
- А способ достижения цели – определение состава группы развития.
методологические приемы
- сравнение
- анализ
- прогнозирование
- оценка
- контроль
методы
- обзорно-аналитический
- математико-статистический
- скрининговый
- наблюдение
- беседа
- тестирование
- эксперимент
- опрос
Исследование внимания
- методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера)
- методика «Счёт по Крепелину»
- таблицы Шульте
- Таблицы Горбова
Исследование восприятия
- таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов
- «Зашумленные» изображения
- доски Сегена разных вариантов сложности
- кубики Кооса
- набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей
- картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»
Исследование мышления
- таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным
- таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей
- методика «Выделение существенных признаков»
- методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии»
- набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)
Исследование памяти
- таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания
- методика А.Н. Леонтьева
- текст для воспроизведения
Лев Толстой
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро».
Психодиагностический инструментарий
Диагностируемые параметры
Рекомендуемые методики
Социальная ситуация развития, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми
Социометрия (Дж. Морено);
Методика «Рисунок семьи»; «Несуществующее животное»; «Моя семья»; «Дом, дерево, человек»;
проективная беседа «Мой круг общения »;
тест-опросник «Подростки о родителях».
карта Стотта,
CMAS (модиф. А.М.Прихожан);
цветовой тест отношений (ЦТО);
методика цветовой аналогии «Цветопись»;
тест-анализ семейного воспитания (АСВ);
методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан);
шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным);
опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»;
ДМО Лири;
Первоначальная профессиональная ориентация
Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);
«Карта интересов» А.Е. Голомштока; Профессиональные ориентационные анкеты;
ОПГ;
Тест Консультант (компьютерный)
Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований
Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой-Шустровой;
Метод незавершенных предложений;
Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла;
Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера;
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера;
Тест школьной тревожности Филипса;
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга;
Опросник Басса-Дарки (агрессия);
Методика Хоппе (оценка уровня притязаний);
Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ);
Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера);
Опросник структуры темперамента (ОСТ);
Методика ценностных ориентаций Рокича;
Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант);
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).
Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка
Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности;
Диагностика эмоционального отношения к учению;
Методика «Составь расписание».
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
Школьный тест умственного развития (ШТУР);
тест Айзенка ( IQ )
Ежегодные направления психодиагностики:
- Изучение готовности к школьному обучению;
- Изучение адаптационного периода 1-х, 5-х классов;
- Диагностика личностного развития детей «спецкатегорий»;
- Изучение профессиональных интересов учащихся средних и старших классов.
Приоритетное направление психодиагностики -
- вид деятельности, направленный на развитие когнитивной сферы ребенка (умений, навыков, познавательных процессов), общих и специальных способностей, эмоционально-волевой сферы, этических норм и правил поведения.
Психокоррекционная и развивающая работа подразделяется на:
1. Прямое, непосредственное воздействие социального педагога на ребенка в процессе различных форм работы с ним (индивидуальная, подгрупповая (3-6 человек) и групповая (20-22 человека).
2. Косвенное воздействие на ребенка через сверстников, педработников, членов семьи.
Виды психокоррекционной и развивающей работы социального педагога с детьми:
1. Индивидуальные комплексные занятия с ребенком, психологические игры, упражнения, учебные задания, элементы тренинга, психогимнастика, графические методы.
2. Индивидуальные занятия педагогов с ребенком на основе коррекционно-восстановительной программы, предложенной социальным педагогом.
3. Занятия коррекционной группы, в составе которой дети, требующие коррекции неуверенности или негативных поведенческих реакций.
4. Групповые фронтальные занятия с целью индивидуальной коррекции отдельных личностных качеств и проявлений конкретного ребенка (коррекция негативных личностных новообразований, поведенческих реакций, повышение статуса ребенка в коллективе).
Р азнообразные игры (сюжетно – ролевые, с правилами, развивающие (что обусловлено отсутствием у этих детей познавательного интереса); занятия проводятся эмоционально и интересно, в привлекательной для детей форме.
широко используются
в развивающи х и коррекционных программах
Практика проведения психокоррекционной и развивающей работы с детьми разного возраста доказывает, что
доминирование косвенных методов коррекции более результативно, нежели прямое, эпизодическое воздействие на ребенка со стороны психолога или социального педагога.