СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль родителей в формировании правильной речи у ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представлена на родительском собрании детей дошкольного возраста с ОВЗ. Направлена на включение родителей в  развитие речи своих детей, так как дети с ЗПР страдают ограниченным количеством словаря, неразвитой грамматически неправильной связной речью. Представлена роль такой работы и приёмы развития речи на прогулке и в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в формировании правильной речи у ребёнка»

Родительское собрание: «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка» Учитель-дефектолог: Парфёнова Н.Л. г. Нефтеюганск  2024 г.

Родительское собрание:

«Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

Учитель-дефектолог: Парфёнова Н.Л.

г. Нефтеюганск

2024 г.

Правильная речь ребёнка: Сформирована звуковая сторона речи, ребёнок владеет чётким звукопроизношением. Сформирован словарь в соответствии с возрастом Сформирована грамматическая сторона речи, ребёнок умеет правильно строить предложения и согласовывать слова между собой. Умение пользоваться любыми способами словообразования, умение использовать слова в нужной форме. Владение связной речью. Умение строить высказывания, умение пересказать и рассказать.

Правильная речь ребёнка:

  • Сформирована звуковая сторона речи, ребёнок владеет чётким звукопроизношением.
  • Сформирован словарь в соответствии с возрастом
  • Сформирована грамматическая сторона речи, ребёнок умеет правильно строить предложения и согласовывать слова между собой.
  • Умение пользоваться любыми способами словообразования, умение использовать слова в нужной форме.
  • Владение связной речью. Умение строить высказывания, умение пересказать и рассказать.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.   Речь напрямую связана с развитием мышления, памяти, чувством уверенности в себе.   Для ребенка хорошо развитая связная речь — залог успеха его развития и умения общаться .

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Речь напрямую связана с развитием мышления, памяти, чувством уверенности в себе.

Для ребенка хорошо развитая связная речь — залог успеха его развития и умения общаться .

Ребенок должен быть достаточно активен в общении Строить общение с учетом ситуации  Уметь слушать и понимать речь Легко входить в контакт с детьми и взрослыми  Ясно и последовательно излагать свои мысли  Пользоваться формами речевого этикета  
  • Ребенок должен быть достаточно активен в общении
  • Строить общение с учетом ситуации
  • Уметь слушать и понимать речь
  • Легко входить в контакт с детьми и взрослыми
  • Ясно и последовательно излагать свои мысли
  • Пользоваться формами речевого этикета

 

Что даёт развитая речь? Активное общение с окружающими Всестороннее развитие детей Уверенность в себе Свободное выражение своих мыслей Легко адаптироваться к любой ситуации Успешное обучение в школе, овладение грамотой

Что даёт развитая речь?

Активное общение с окружающими

Всестороннее развитие детей

Уверенность в себе

Свободное выражение своих мыслей

Легко адаптироваться к любой ситуации

Успешное обучение в школе, овладение грамотой

Если у ребёнка неправильная речь: затрудняется взаимоотношения ребенка с людьми; дети замыкаются накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка.  В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь школьника.

Если у ребёнка неправильная речь:

  • затрудняется взаимоотношения ребенка с людьми;
  • дети замыкаются
  • накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь школьника.

Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы родители создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы родители создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова . « Подделывание» под детскую речь, произнесение слов искаженно, употребление вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкание Несвоевременное усвоение звуков, задержка своевременного овладения словарем

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова .

« Подделывание» под детскую речь, произнесение слов искаженно, употребление вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкание

Несвоевременное усвоение звуков, задержка своевременного овладения словарем

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильной речью, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно:  - нагружать ребенка сложным речевым материалом; - заставлять повторять непонятные ему слова; - заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, - учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны; - читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильной речью, но не следует форсировать речевое развитие.

Вредно:

- нагружать ребенка сложным речевым материалом;

- заставлять повторять непонятные ему слова;

- заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения,

- учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны;

- читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

 Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить .  К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.  Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово . Лучше дать образец его произношения.

Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить .

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.

Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово . Лучше дать образец его произношения.

Какие речевые ошибки вы наблюдаете у своих детей?

Какие речевые ошибки вы наблюдаете у своих детей?

Типичные проблемы в речи дошкольника : Нарушено звукопроизношение Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Грамматические ошибки , неумение правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас . Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи. Плохая дикция.

Типичные проблемы в речи дошкольника :

  • Нарушено звукопроизношение
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Грамматические ошибки , неумение правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас .
  • Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
  • Плохая дикция.
Типичные речевые ошибки у детей 1.Неверное склонение имен существительных по падежам : нет кофтов, фонарёв; были в саде, в тазе   2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. («в пальте», «в кине»).   3.Образование множественного числа определений детенышей животных:  котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята.   4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных:  простее, тонкее, ярчее .   5.Образование повелительного наклонения глаголов:  ехай, скакай, положь,   вместо  езжай, скачи, клади.   6.  Неправильное построение предложений

Типичные речевые ошибки у детей

1.Неверное склонение имен существительных по падежам : нет кофтов, фонарёв; были в саде, в тазе 2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. («в пальте», «в кине»). 3.Образование множественного числа определений детенышей животных:  котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята. 4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных:  простее, тонкее, ярчее . 5.Образование повелительного наклонения глаголов:  ехай, скакай, положь,   вместо  езжай, скачи, клади. 6. Неправильное построение предложений

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕУКЛОННЫЙ РОСТ ЧИСЛА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СЕМЬЯ – ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ И ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВЛЬНОЙ РЕЧИ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕУКЛОННЫЙ РОСТ ЧИСЛА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

СЕМЬЯ – ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ И ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВЛЬНОЙ РЕЧИ

 С самого рождения с малышом необходимо много и правильно разговаривать. Даже если родители по своей природе молчаливы, с ребенком они должны говорить постоянно .

С самого рождения с малышом необходимо много и правильно разговаривать. Даже если родители по своей природе молчаливы, с ребенком они должны говорить постоянно .

Пути формирования  правильной речи детей Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи. Специальное обучение детей образцам правильной речи  Формирование грамматических навыков на практике речевого общения. Исправление речевых ошибок.

Пути формирования правильной речи детей

  • Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи.
  • Специальное обучение детей образцам правильной речи
  • Формирование грамматических навыков на практике речевого общения.
  • Исправление речевых ошибок.
Что можно делать дома для формирования  правильной речи ребёнка Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пропевание песенок Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика, су-джок терапия и др.) сопряженно с речью;  Разнообразные речевые игры и упражнения («Один-много», « Скажи ласково», « Исправь ошибку», « Цепочка слов», « Продолжи рассказ» и др.) ;  Совместные игры (дидактические, сюжетно-ролевые) Вопросы, беседы, рассказы Чтение книг - Использование интерактивных технологий: презентации, интерактивные игрушки- «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др..

Что можно делать дома для формирования правильной речи ребёнка

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Пропевание песенок
  • Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика, су-джок

терапия и др.) сопряженно с речью;

  • Разнообразные речевые игры и упражнения («Один-много», « Скажи ласково», « Исправь ошибку», « Цепочка слов», « Продолжи рассказ» и др.) ;
  • Совместные игры (дидактические, сюжетно-ролевые)
  • Вопросы, беседы, рассказы
  • Чтение книг

- Использование интерактивных технологий: презентации, интерактивные игрушки- «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др..

Особенности проведения домашних занятий Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет , явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Особенности проведения домашних занятий

  • Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя.
  • Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет , явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Развиваем грамматически правильную речь на прогулке На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: « Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми . Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы : шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание . Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: « Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми . Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы : шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание . Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную

речь дома

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: « Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» .

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова . Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.).

Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Дидактические игры и упражнений  при формировании грамматической правильной речи «Назови ласково» (конфета-конфетка, санки – саночки) «Сосчитай до пяти» (1груша, 2 груши, 5 груш) «Скажи наоборот» (высокий – низкий, острый – тупой) «Какой бывает?» (мяч – круглый, лимон – кислый) «Из чего какой?» (из дерева деревянный, из стекла – стеклянный) «Чей хвост?» (у лисы – лисий хвост, у волка- волчий хвост) «У кого кто?» (у коровы – телёнок, у собаки – щенок) «Кто как голос подаёт?» (корова – мычит, собака –лает) «Что где лежит?» (сахар – в сахарнице, соль – в солонке) «Назови одним словом?» (стол, стул, диван, кровать – мебель) «Закончи предложение» (Пассажиры плывут на большом…)

Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речи

  • «Назови ласково» (конфета-конфетка, санки – саночки)
  • «Сосчитай до пяти» (1груша, 2 груши, 5 груш)
  • «Скажи наоборот» (высокий – низкий, острый – тупой)
  • «Какой бывает?» (мяч – круглый, лимон – кислый)
  • «Из чего какой?» (из дерева деревянный, из стекла – стеклянный)
  • «Чей хвост?» (у лисы – лисий хвост, у волка- волчий хвост)
  • «У кого кто?» (у коровы – телёнок, у собаки – щенок)
  • «Кто как голос подаёт?» (корова – мычит, собака –лает)
  • «Что где лежит?» (сахар – в сахарнице, соль – в солонке)
  • «Назови одним словом?» (стол, стул, диван, кровать – мебель)
  • «Закончи предложение» (Пассажиры плывут на большом…)

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка , но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе ! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
  • Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка , но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе !
  • Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Игры для развития речи с использованием подручных предметов

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка.

  • игра-соревнование «Подбери словечко»

Яблоко какое ? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

  • игра «Нарисуй и заштрихуй»

Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом

  • игра «Вспомни сказку»

В каких сказках упоминаются яблоки ? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

  • игра с союзом «а»

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.

  • игра на правильное использование предлогов: «Положи на.., в, под и т.д»
 В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

 Всегда показывайте малышу, что вы его любите!

Всегда показывайте малышу, что вы его любите!

 В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания. Спасибо за внимание!

В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.

Спасибо за внимание!