Роль родителей в воспитании и социализации детей.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.(Слайд1)
Как классный руководитель работаю над следующими основными направлениями воспитания:
Организация ученического коллектива.
Интеллектуальное воспитание.
Гражданское и патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное развитие.
Приобщение детей к культурному наследию.
Физическое развитие и культура здоровья.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Экологическое воспитание.
Ключевые общешкольные мероприятия.
Проекты.
Пропаганда здорового питания.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактика терроризма и экстремизма.(Слайд 2)
Цель воспитательной системы класса: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом. (Слайд 3)
Задачи:
1. Дальнейшее развитие познавательных способностей детей (мышления, памяти, воображения) и повышение уровня учебной мотивации.
2. Помощь в достижении высокой успеваемости и сознательной дисциплины у учащихся.
3. Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание важности здоровья как одного из главных ценностей.
4. Индивидуальная работа с «лидерами» класса и с детьми, испытывающими трудности в обучении. Создание условий для развития индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся.
5. Развитие коммуникативных способностей, умения работать коллективно, воспитание культуры и этики общения.
6. Продолжить работу по повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности классного коллектива.
7. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведению ключевых воспитательных дел в классе.
8. Содействовать формированию нравственной позиции школьника. (Слайд 4)
Одной из задач воспитательной системы является привлечение родителей к подготовке и проведению ключевых дел в классе.
В начале каждого учебного года составляю план работы с родителями. Очень серьезно подхожу к этой работе. Тщательно подбираю темы запланированных мероприятий и формы работы, позволяющие просвещать родителей; пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем; расширять сферу их совместной деятельности и общения. (Слайд 5,6,7, 8)
Родители моего класса принимают активное участие в учебно-воспитательном процессе. Одной из форм участия является деятельность классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся школьной жизнью опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса в их поле зрения входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Меня приглашают на заседания, где я принимаю участие в планирование работы.
Как классный руководитель привлекаю родителей к сотрудничеству в классе, например, к проведению разовых классных часов. Среди родителей есть учителя, фельдшера, медсестра, предприниматели, компетенции которых умело, использую в своей работе. В прошлом учебном году был проведен классный час «Медицинские ограничения к выбору профессий. Профессиональная пригодность». Бахтеева Альфия Фяттяховна и Янгуразова Наиля Зякярьевна подготовили и преподнесли детям интересную информацию для размышления. Именно этот классный час стал ключевым в выборе профессии четырех учащихся. После окончания 9 класса они будут поступать в медицинские колледжи г. Пенза.
Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. В 5-7 классах привлекаю родителей в работу жюри при проведении конкурсов «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», что развивает у родителей чувство ответственности, требует от них понимания здорового соперничества детей.
В моей практике мне очень запомнилось совместно проведенное внеклассное мероприятие «Родители и дети». Предварительно была проведена большая подготовительная работа. Родители подготовили информацию и рассказали о своих увлечениях, оформили выставку (вязаные изделия, кулинарные шедевры). Дети подготовили выступления о своей семье, нарисовали рисунки для мам. Были проведены различные конкурсы, например, «Знаю ли я своего ребенка?», «Найди своего ребенка».
Конкурс «Знаю ли я своего ребенка?».
Родители и дети одновременно записывают на листе бумаги ответы на вопросы:
1.Какой любимый цвет вашего ребенка?
2.Какой у него любимый праздник?
3.Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?
4.Как зовут друзей вашего ребенка?
5.Какой у него любимый учебный предмет?
6.Какие книги за последний месяц прочел ваш ребенок?
Конкурс «Найди своего ребенка».
Предлагается на ощупь найти своего ребенка.
(Родители с завязанными глазами ищут своего ребенка)
Столько положительных эмоций я видела у детей и родителей, когда их ответы совпадали, когда родители на ощупь находили своих детей, даже после их тщательной маскировки в одежду одноклассников. Такие мероприятия очень сближают детей с родителями, положительно влияют на их отношения, они становятся более доверительными, что отражается на воспитательной работе. (Слайд 9)
Очень нравится и родителям, и детям вместе отдыхать на природе. Совместные выезды на природу детей, классного руководителя и родителей учащихся сплачивают коллектив, способствуют неформальному открытому взаимодействию, решению не только воспитательно-образовательных, но и оздоровительных задач, способствуют освоению ими простейших туристских умений и навыков: как правильно разжигать костер, готовить еду в походных условиях, а также воспитанию бережного отношения к природе. Дети с удовольствием играют в различные игры, купаются под присмотром взрослых. Пользуясь, случаем предлагаю родителям провести для своего ребенка инструктаж по технике безопасности. (Слайд10)
Физическое развитие и культура здоровья одно из приоритетных направлений моей воспитательной работы, в осуществлении которой принимают участие и родители. В 5 классе был объявлен конкурс по выполнению лучшего проекта на тему «Моя спортивная семья». Большинство учащихся справились с работой, наиболее удачные проекты были выполнены детьми совместно с их родителями. Цели проектов были разные, но основная их мысль сводилась к соблюдению ЗОЖ в семье. Дети вместе с родителями анализировали отношение членов семьи к спорту, выясняли, является ли спорт частью здорового образа жизни, выделяли основные аспекты, позволяющие сохранить здоровье на многие годы. В 2017 году семья Бахтеевых была выдвинута для участия на районном этапе спортивных соревнований «Спортивная семья», где они заняли 2 место. Учащиеся класса согласно графику выезжают в бассейн «Бирюза», что не проходит без участия родителей. Родители показывают хороший пример для подражания как альтернативу вредным привычкам. Пропаганда здорового питания имеет особое место в воспитательном процессе. С целью профилактики желудочно-кишечных и других заболеваний прививаю детям культуру питания, родители обеспечивают материальную сторону питания детей в школьной столовой. Питание в школьной столовой составляет 100%. (Слайд11)
В развитии творческих способностей детей принимают активное участие сами родители. Вместе с детьми они делают различные поделки к Осенней ярмарке, к Новому году, костюмы для конкурса. (Слайд 12)
День открытых дверей одна из самых эффективных форм работы, которая требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки, внеклассные мероприятия, знакомятся с творческими работами детей, получают исчерпывающие сведения о своих детях. В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой. В завершении провожу классное родительское собрание, на котором подвожу итоги Дня открытых дверей, узнаю мнение родителей о работе школы. (Слайд13)
Неоценимую помощь оказывают родители в организации родительского патрулирования. Родители участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров, дежурят вместе с классным руководителем на водоемах в сезон купания. Участники родительского патруля наблюдают за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Мнение, высказанное родителями, которые общаются с ребятами не каждый день, является очень действенным на детей и приносит свои положительные плоды.(Слайд14)
Одной из важных задач в обеспечении безопасности дорожного движения является организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Тематические родительские собрания на уровне класса и школы, просветительские беседы, проводимые совместные мероприятия повышают у родителей знания для формирования у детей навыков правильного поведения на дорогах. Требую с родителей активного участия в воспитании у детей безопасного поведения на улице, дорогах, в транспорте и соблюдения правил дорожного движения. (Слайд15)
Родители класса организуют ремонт вместе с учащимися классной мебели, прививая детям трудолюбие и бережное отношение к школьному имуществу. Принимают активное участие в реализации региональных проектов и образовательных технологий:
«Одарённые дети»;
«Танцующая школа»;
«Питаемся правильно»;
«Школа ТРИЗ-педагогики»;
«Культурная суббота»;
«Обучение через предпринимательство».
Финансовые вопросы выезда детей за пределы села, пошива костюмов для танца решают сами родители, что немало важно для реализации проектов и образовательных технологий. (Слайд 16)
В классе предыдущего выпуска был очень сложный ребенок. Ребенок с низкой мотивацией к учебно – познавательной деятельности, с трудным поведением, властным характером, при этом с хорошими физическими возможностями. Он мог грубить учителям, не выполнять домашние задания, без причины пропускать уроки, создавать конфликтные ситуации, старался добиваться своего. Он отрицательно влиял на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, часто создавал проблемы своим одноклассникам, сводя на нет все усилия классного руководителя и учителей предметников. Работу я начала с поиска причин трудного поведения и низкой мотивации к учебе. Оказалось, что проблема отчасти исходит из семьи, так как недостаточно контроля со стороны родителей, потеря эмоциональных контактов и незнание интересов и потребностей ребенка. Изучив ребенка, я поняла, что хороший результат в воспитание будет в том случае, если я не буду уступать и бороться, выжидая дипломатическую позицию, не буду втягивать ребенка и родителей в конфликты, проводить беседы, призывая к сотрудничеству и ребенка и родителей. Необходимую для воспитания ребенка информацию до родителей доводила через индивидуальные консультации и беседы, прислушиваясь к их высказываниям. У меня с родителями ученика сложился крепкий тандем, мы стали работать сообща. С разрешения родителей 2 раз в месяц, а иногда и чаще стала посещать ребенка на дому. Со временем ребенок привык, начал прислушиваться к моим советам и советам родителей, пошел на контакт. У него сложились хорошие отношения с одноклассниками. Родители поддержали и помогли вовлечь ребенка в занятия спортом. Ученик стал активно посещать спортивные секции, организованные при школе и физкультурно - оздоровительном комплексе. Он стал реализовывать свои физические и творческие возможности. Три года подряд был избран физоргом класса. Выступал на соревнованиях по мини футболу, легкой атлетике. Занимал призовые места на уровне школы и района. Принимал активное участие в проекте « Танцующая школа», в конкурсе «Городищенская звездочка». Сдал ЕГЭ, получил документ об образовании. (Слайд 17)
Выступление хочу завершить словами Константина Дмитриевича Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».