СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль родителей в организации исследовательской деятельности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Роль родителей в организации исследовательской деятельности детей" обобщает опыт работы родителя- руководителя исследовательской деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в организации исследовательской деятельности детей»

Роль родителей в организации

исследовательской деятельности детей

О.А.Белова

МБОУ СОШ №16 города Белово


Одной из современных форм работы с учащимися на уроке или во внеурочной работе является организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность способствует повышению качества образовательного процесса, повышению интереса к изучаемому предмету, теме, к процессу учения, развивает познавательную активность ребенка.

Какова роль родителей в этой деятельности? Далеко не последняя, а может стать и самой главной. Это утверждение основано на собственном опыте, т.к. я являюсь научным руководителем своих детей. Хотя мой опыт двоякий: я так же являюсь учителем. Как учитель, я стала заниматься исследовательской деятельностью со своими учениками 10 лет назад. За это время я вырастила 7 юных исследователей, которые добились высоких результатов на этом поприще. Но, несмотря на хорошие результаты, у меня возникают и определенные трудности при руководстве учениками.

Другое дело – сотрудничество родитель - ребенок.

Вот плюсы такого сотрудничества:

  • Психологический контакт

  • Личная заинтересованность в успехе собственного ребенка

  • Возможность финансовых вложений

  • Реализация собственных интересов

  • Доступ к семейному архиву

  • Отсутствие временных и пространственных расстояний между работой и руководителем

Под утверждением «психологический контакт» я понимаю то бесценное в наши дни время, когда вы находитесь рядом со своим ребенком, когда вы общаетесь и ваше общение основано на доверии, на сотрудничестве. Правильно построенное общение во время работы принесет радость и вам, и ребенку. Для этого родителю-руководителю, нужно учесть следующие рекомендации:

1. Покажите пример ребенку в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

2. Привлекайте ребенка к совместному решению информационных проблем.

3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к ребенку. Не оставляйте его вопросы без внимания.

4. Помогайте ребенку осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

5. Меньше наставлений, прямых инструкций.

6. Не сдерживайте инициативу.

7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой, в сети Интернет.

8. Не раздражайтесь.

9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается. Учите доводить дело до конца.

Самым весомым аргументом в пользу руководства исследовательской деятельностью собственного ребенка может стать заинтересованность семьи в успешности ребенка. Ради этого ничего не жалко, не жалко ни сил, ни средств на исследовательскую деятельность. Так однажды когда мы проезжали по Тяжинскому району, увидели баннер с надписью: «Гордость Тяжинского района – Масалов Николай Иванович – человек-легенда», сын захотел узнать об этом человеке. Мы не просто рассказали о нем, наша семья предприняла поездку в пгт. Тяжинский, где мы посетили районную библиотеку, краеведческий музей, площадь победы. В этой поездке и были собраны материалы для исследовательской работе о Николае Ивановиче Масалове, вынесшем в Берлине из-под обстрела немецкую девочку и ставшего прототипом памятника советскому воину-освободителю. С этой работой он занял 3 место в научно-практической конференции по краеведению «Кузбасс – жемчужина Сибири», которая проводилась филиалом Томского Государственного Архитектурно-Строительного университета. И вообще, когда сын серьёзно чем-то интересовался или увлекался, мы готовы были всегда помочь, не только устными рассказами, но и практическим опытом. Например, специально возили в места обитания бобров, чтобы он познакомился с их повадками, жизнедеятельностью. Зная его увлечение историей, предприняли поездку в город Мариинск, чтобы он своими глазами увидел памятники старины, побывал в музее ГУЛАГа под открытым небом. Это материал следующих исследовательских работ. ( О семье Равко, которые покупают дорогостоящее оборудование для естественно-научных экспериментов своей дочери)

Кроме того, совместная исследовательская деятельность – это возможность реализовать свои интересы, увлечения семьи. Если я увлекаюсь историей, краеведением, то и темы исследовательских работ моих детей с этим связаны. Мы создали исследовательские работы, посвященные истории поселка Инской, названиям его улиц поселка, интересным, «знаменитым» жителям поселка. Теперь интересы сына обращены к юриспруденции и праву, и мы трудимся в этом направлении. ( Семья Бахтияровых??)

Кроме реализации общих интересов, у нас есть возможность работать с семейным архивом, материалы которого (старые, но дорогие для семьи вещи, документы) порой трудно доверить чужому человеку. Так рождаются в нашей семье работы, которые ценны тем, что будут передаваться уже и следующим поколениям. Так возникла серьезная исследовательская работа, основанной на материалах семейного архива «Судьба моего прадеда в зеркале истории страны». Эта работа легла в основу социального практикоориентированного проекта «Сохранение памяти о первом председателе колхоза и ветеране Великой Отечественной войны как части истории деревни Макарово». При написании и исследовательской работы, и проекта была проведена настоящая поисковая работа, в результате которой установлены точные данные о жизни героя работы, нашего деда и прадеда, в годы Гражданской и Великой отечественной войны, собраны материалы об истории малой родины героя. От него остался обширный архив документов, фотографий и даже написанная им автобиография. А на основе этой автобиографии возникла идея исследовательской работы «Судьба деревни Макарово как отражение истории страны». Эта работа принесла огромное количество побед в конференциях. Еще одна удивительная вещь легла в основу исследования дочери – бабушкино свадебное платье. Какой получился эмоциональный контакт с бабушкой, какое удивление от открытия, что бабушка была модницей и красавицей у второклассницы.

Все упомянуты мной работы были неоднократно отмечены призовыми местами на конференциях разных уровней во многом потому, что дети, действительно, вложили в них очень много труда и личного отношения, личной заинтересованности в теме, проблеме.

Многие родители боятся быть руководителями своих детей, ссылаясь на свою некомпетентность, хотя эти опасения напрасны. Существует множество сайтов, на которых размещены материалы, помогающие в организации и оформлении исследовательской работы. А главное, в нашем городе для учащихся, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, создана Малая академия наук (МАН). Цель ее деятельности - обучение учащихся навыкам разработки и реализации учебных исследований и проектов; подготовка научных работ членов МАН к представлению на городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях. Именно МАН помогла «легализоваться» многим родителям-руководителям, т.к. прежде на конференциях было принято в качестве руководителя указывать учителя. С момента организации Малой Академии наук у наших юных исследователей и их родителей-руководителей появилась возможность консультироваться у ученых, преподавателей КузГТУ, посещать семинары, на которых их учат проводить настоящие исследования. Именно здесь сложились семейные тандемы под руководством родителей Быковой Е. В., Макаровой Н.В., Равко В. Н., Мудриченко А. В., Черновой Л. В., Эзерих Л. А., Тузовского Е.В.,  Шаталовой А. Д.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей