"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
Игровой час по реализации образовательной области “Социально – коммуникативное развитие”с детьми средней/старшей группе № 3
Тема: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
в рамкахпедагогического совета на тему: «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в соответствии ФГОС ДО», на базе МБДОУдетский сад № 2 «Рябинушка» ЗМР РТ.
Воспитатель:Антонова Т.В.I кв. категории
МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка»
ЗМР РТ
2016г
Программное содержание: 1. Закреплять навыки выполнения основных движений: ходьба по кругу хороводным шагом, перепрыгивание через канат, бег, не наталкиваясь друг на друга.
2. Развивать активность в процессе двигательной деятельности.
3. Вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
4. Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
5.Приобщать детей к истокам русской национальной культуры средствами народной игры.
Предварительная работа:Знакомство с культурой и традициями русского народа. Разучивание незнакомых народных подвижных игр, потешек. Рассматривание альбомов по прикладному искусству.Изготовление русской матрёшки используя разные приёмы работы: папье маше, роспись игрушки, непосредственно игры с игрушкой.
Оборудование:костюм скомороха, фуражка для Вани,сумка с атрибутами: зонт с лентами, огонь, три посадских платка, дудочка. Маска волка. Шляпа для пастуха, музыкальное сопровождение игр.
Методические приёмы: игровой час построен на основе русских народных подвижных игр, использована стихотворная форма, русские потешки, аудиозаписи русских народных песен, плясовых. В процессе хода образовательной деятельности используется интерактивная доска с показом слайдов.
Целевые ориентиры: Формировать умение:
активно использовать речь в общении со сверстниками , охотно вступать в речевое общение с взрослыми
придерживается в процессе образовательной деятельности намеченного замысла, оставляя место для импровизации, выполнять игровые действия в вербальном плане
уметь работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, понимать смысл предъявляемых требований во взаимодействии с взрослыми в ходе игр и выполнять требования педагога.
использовать свободно выразительную речь для передачи эмоционального отношения.
Сценарий игрового часа.
Под музыку «Коробейники» вбегает скоморох.
Весёлый скоморох:Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте,красны девицы! Я – Весёлый скоморох. Приглашаю вас на лесную полянку – в игры поиграть, свою удаль показать.
Но прежде чем начать играть
Дружно мы начнём считать.
Дети выполняют движения под стихи:
За морями, (движения пловца)
За горами, (руки вверх)
За железными столбами (кулак на кулак)
На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)
На двери висит замок (сцепить руки в «замок»).
Ты за ключиком иди и замочек отопри.

1.Игра «Барашеньки» (игра со словом)
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.
Барашеньки, крутороженьки,(дети, взявшись за руки, идут по кругу).
По горам ходили,(Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу).
По лесам бродили.
В скрипочку играли,
Ваню потешали.(Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке).
Ваня, Ваня, простота(руками показывают на Ваню).
Купил лошадь без хвоста.(Упираются кулачками в бока,выполняют пружинки с поворотами).
Сел задом наперед(прыжком разворачиваются лицом из круга).
И поехал в огород.(Выполняют пружинки, руки держат «поводья»).
(С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места).
Ваня:Фома, Фома, а что у тебя за сума?
Весёлый скоморох:
Хоть сума моя проста,
С виду вроде бы пуста.
Ну – ка, Ваня, подойди,
Руку в суму опусти.
(Ваня достаёт зонт с лентами и начинает раскручивать его, читая стих. На экране появляется слайд с каруселью)
Ваня: Карусели, карусели,
Закружился, стар и мал.
Кто на них не покатался,
Тот полжизни потерял.
2.Игра «Карусель» со словами:
Еле – еле, еле – еле, (Дети идут медленно),
Закружились карусели (затем переходят на бег).
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, (замедляют бег, переходят на ходьбу),
Карусель остановите - (останавливаются).
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра (хлопают в ладоши).
Игра повторяется с движениями в другую сторону.


Весёлый скоморох:
Так играть умеет всяк,
А умеете вы так?
Теперь, Маша, подойди,
Руку тоже опусти.
(Достаёт пособие, имитирующее огонь. Дети называют игру «Горелки». На экране появляется слайд с игрой «Горелки»)
Весёлый скоморох:
Любил русский народ костры разжигать, да вокруг костра хороводы, игры заводить. Давайте и мы костёр разожжём. Встаньте прямо, вдохните, на выдохе произнесите звук «У» (имитационные движения руками – «разжигаем костёр»).
А теперь встаньте парами для игры
3.«Горелки».
Играющий, кому не хватило пары, «горит».
(Дети произносят слова, сопровождая их движениями):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – гори!
Игроки последней пары бегут вперёд, стараясь взяться за руки быстрее, чем их осалит водящий. Если они успеют взяться за руки, водящий «горит» ещё раз. Если « горелка» салит одного из игроков, то становится с ним в пару.
Игрок без пары становится «горелкой».
(Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пробегут).


Весёлый скоморох:
Вот достану я платок:
По серёдочке цветок.
Сейчас дети в круг пойдут
И платок возьмут.
4 .Игра « Шатер». (плясовая рус.нар. мелодия)
Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.
Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.
В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.
Весёлый скоморох:
А сейчас весёлая игра
5. «Попрыгунчики».
Из каната выкладывается круг. Считалочкой выбирается водящий:
Тара – бара,
Домой пора –
Коров доить,
Телят поить,
Ребят кормить,
Тебе водить.
Он встаёт в середину круга. По сигналу все дети перепрыгивают верёвку, водящий старается осалить играющих.
Весёлый скоморох: (достаёт дудку) :
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Трава мягкая, роса сладкая.
Гони стадо в поле,
Погулять на воле.
6.Игра» Стадо:
Считалочкой выбирают « волка» и « пастуха». Дом «волка» в середине площадки, а у «овец» два дома на противоположных концах площадки. Овцы зовут пастуха.
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Трава мягкая, роса сладкая.
Гони стадо в поле,
Погулять на воле.
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «волк!» овцы бегут в противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Весёлый скоморох:
Тень – тень - потетень.
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса - всему свету я краса
Похвалялся зайка – поди-ка догоняй – ка
Похвалялися ежи – у нас шубы хороши! Похвалялся медведь – могу песни я петь!
7.Игра «Плетень»
Дети встают в 4 шеренги попарно друг напротив друга
Под музыку «Во поле берёзка стояла» движутся навстречу друг другу.
На слова «Расплетайся, плетень!» дети разбегаются по залу; на слова «заплетайся, плетень!» - занимают свои места.
Весёлый скоморох: Солнце на закат пошло, день заканчивается. И детвора наша устала, разлеглись на травушке – муравушке. Все устали – долго играли. Полежите, отдохните. Послушайте, как поют птицы на деревьях, как журчитвода в ручейке. Я сейчас сосчитаю до пяти. На счёт 5 надо быстро открыть глаза и встать. ( 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – хлопает в ладоши) , дети встают.
Спокойно уходят в группу.
