СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в духовно - нравственном становлении человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                               

 

                                                                                               

   Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

                                                                                               

  

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в духовно - нравственном становлении человека.»

Статья: «Роль семьи в духовно-нравственном становлении человека».

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния. Это ясно понимали мыслители прошлого. Позволю себе сослаться на мнение одного из наиболее образованных людей своего времени – святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, жившего в IVв. Святой Иоанн говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний». В справедливости этих слов, я думаю, никого убеждать не надо.

Близкий к нам по времени священнослужитель, богослов и педагог схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991) писал: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». История России XXв. – бесспорное тому свидетельство. Забвение нравственных принципов, складывавшихся веками, привело к моральной деградации российского общества.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовным, поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, их отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Духовно- нравственное воспитание – это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он, вообще, как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия, как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные, главные человеческие качества. И, мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в школе и семье, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Из указанного следует, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство, состоящее из семьи и школы.

Сегодня духовно-нравственное воспитание рассматривается в качестве важного компонента программ воспитания и социализации школьников.

Важным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является его требование обеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Как бы много не говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает потеряно из-за неспособности понять другого и самого себя. Сколько бы больших и малых драм не произошло, если бы их участники и окружающие обладали умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООсД), - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие СООсД включает в себя различные виды общения с детьми: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.

Семьи, где регистрируются СООсД, обычно относятся к категории неблагополучных. Часто родители в таких семьях – пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и вполне материально обеспеченные, но родители в них не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Часто, не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простои и «эффективный «путь – физическое насилие.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. Естественно, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.

Читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, часто мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях.

Как весело и азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером! В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины! Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – это прекрасная традиция, сближающая людей. В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растет ребенок, становится моделью его будущей семьи.

Не всегда легко демонстрировать любовь ребенку, который плохо себя ведет, но на то мы и взрослые. Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру. Сядьте рядом с ним, ласково погладьте по голове, спросите: «Как дела?» И секретов от вас у него не будет.

Обычно мы говорим: «Ты совершенно не следишь за своими вещами!», «Ты – наказание какое-то, а не ребенок!», обвиняем, унижаем ребенка. Детский мозг воспринимает утверждение родителей («Ты не выносим») как определение, и ребенок начинает им соответствовать. Ваша цель – склонить ребенка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задач. Выражайте свои ожидания, а не подчеркивайте его промахи. Сформулируйте свои потребности и чувства. Он, как правило, готов их уважать. Нет лучше способа задать ребенку рамки поведения, чем поделиться с ним: «У меня плохое настроение, я хочу побыть в тишине». Тогда в центре внимания окажется ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение, и ребенок подчиниться, ведь он рад сделать что-то ради вас, а не против себя.

Описывайте ребенку то, что чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности: «Я очень не люблю, когда одежда разбросана. Я жду, что вещи будут разложены по местам».

Прежде, чем сердиться, убедитесь, что вы ясно изложили просьбу.

Советы отцам и матерям.

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

  2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

  3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия.

  4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

  5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

  6. Действуйте во всем личным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

  7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, молчание – свинец.

  8. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

  9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

  10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву. (Из книги французского писателя Эрве Базена «Во что я верю».)

















Использованная литература:

  1. Диалоги о воспитании. Под редакцией В.Н. Столетова. М., 1982.

  2. Фийоза И. 20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали. М., 2008.

  3. Перекатьева О.В., Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. М., 2003.

  4. Маслов Н.В. Чтобы спасти души наших детей. Начальная школа. №6 2004г.

  5. Единство семьи в создании воспитательного пространства. Бушмина З.П. Начальная школа. №5 2000г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!