Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Роль семьи в формировании у ребенка навыков самоконтроля в процессе обучения
(выступление на общешкольном родительском собрании)
Подготовила классный
руководитель нач. кл.
ЯКОВЛЕВА Г. И.
Январь, 2017г.
За последние годы в обществе радикально изменилось содержание социального заказа, который обусловливает требования, предъявляемые к уровню развития детей. В связи с чем возник целый ряд весьма серьезных проблем. Одной из наиболее актуальных является проблема формирования навыков самоконтроля у детей.
Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей, - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и педагоги. Объясняется это тем, что «изменение условий и образа жизни ребенка, необходимость выработки новых форм социального взаимодействия и способов поведения, требуют существенных усилий от ребенка и создают серьезную нагрузку для его психики организма»
Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять). Именно поэтому важно уделять внимание развитию навыков самоконтроля.
Многие неравнодушные родители заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную информацию, умел думать, правильно говорил. А вот о развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и просто жизни в обществе.
Подумайте сами: ведь чтобы хорошо учиться, ребёнку необходимо внимательно и до конца слушать, но и слышать то, что говорит не только учитель, но и сверстники, вне зависимости от того, интересно ему или нет, знает он уже этот материал или не знает. Нужно уметь не выкрикивать ответ с места, а поднять руку и дождаться, когда спросят. Нужно говорить то, что спрашивают, что имеет отношение к уроку, а не то, что хочется. Надо делать то, что задано учителем и доводить начатое до логического завершения, даже если плохо получается и совсем не хочется. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Другими словами, ученик должен не только знать, как вести себя на уроке, но и уметь это делать (то есть иметь для этого силы и терпение). Вот для всего этого и нужна произвольность, развитые волевые процессы.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.
Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.
Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.
Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.
Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.
Важно помнить!
• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.
• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.
• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.
Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психолого - педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматриваются, как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова).
Значительный вклад в разработку проблемы формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги.
Н.И.Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов.
Создавая свою педагогическую систему, В.А.Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:
-
нельзя строить процесс обучения только на заучивании;
-
нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
-
нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё
совершенно понятным, нетрудным, так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда;
-
необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;
-
нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.
Г.В.Репкина и Е.В.Заика выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля, но при этом следует учитывать, что в “чистом виде” они встречаются крайне редко.
Первый уровень - отсутствие контроля.
Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает.
Второй уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания.
Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия.
Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: “так неправильно”, “так надо”.
Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.
Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.
Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.
Вводимые учителем схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе учителя, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе учителя.
Одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой ребенок затрудняется.
Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребенок почти не допускает ошибок, а если допускает, может самостоятельно найти их и исправить. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.
Четвертый уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.
Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания.
Ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действий и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действий имеющимся новым условиям он не может.
Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.
Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник - несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа, то есть устанавливать соотношение между основаниями выбора и построения способов действия и их обобщенных схем в зависимости от изменения условий.
Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.
На базе первых пяти уровней формируется самый высокий шестой уровень- актуальный рефлексивный контроль.
Выполняя новое задание, внешне похожее на выполняемые ранее, ученик может:
самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задания;
самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще общих оснований действия, то есть принципов его построения.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным
Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом
Правило 6. Человек имеет право на ошибку. Главное ее исправить.
Самоконтроль является одним из самых важных навыков для детей как для их успеваемости, так и для социального благополучия в целом. Дети, у которых проблемы с самоконтролем, как правило, не умеют управлять своими эмоциями и принимать мудрые решения, и не всегда понимают, как их действия влияют на окружающих людей.
Задача каждого родителя – сформировать и развить самоконтроль у детей, помочь им научиться контролировать свои чувства, справляться с разочарованиями и не расстраиваться из-за неудач.
Ниже вы найдете некоторые советы и стратегии развития навыка самоконтроля у вашего ребенка.
1. Примите гнев
Объясните ребенку (а иногда и себе, если это необходимо), что порой испытывать злость – нормальная реакция любого человека. Мы часто злимся на себя или кого-то, когда что-то не получается или нас что-то разочаровывает. Не говорите ребенку «не злись», а сделайте шаг назад, пусть он вспомнит, что его расстроило, обсудите, стоит ли ситуация того, чтобы так реагировать, подумайте, можно ли что-то в ней изменить. Такими беседами вы научите ребенка двум важным вещам: во-первых, справляться с гневом посредством высказывания, озвучивания эмоций, а во-вторых, однажды ребенок, испытав разочарование, не будет злиться, а станет сразу искать выход из ситуации.
2. Учимся останавливаться и задумываться
Поиграйте с ребенком в такую игру – каждый должен задать друг другу вопросы, но нельзя отвечать на них в течение 10 секунд. Считая вслух до 10, ребенок делает над собой усилие и явно лучше думает об ответе на вопрос, прежде чем отвечать. Поговорите с ребенком о том, что это может стать полезным инструментом при общении с людьми или неплохим помощников в учебе. Обратите внимание, что необязательно всегда считать до 10, и досчитать до 3 иногда может быть достаточно. Это особенно полезное упражнение, если ваш ребенок склонен поднимать руку, не зная ответ на уроке, или выпалить что-то, прежде чем спрашивают.
3. Учимся терпению и концентрации
Играйте в любые настольные игры, где необходимо ждать своей очереди. Запишитесь в спортивную секцию – хоккей, баскетбол, регби, футбол и т.п. – в этих играх дети должны научиться терпеливо ждать, исправлять ошибки и адекватно реагировать на события во время игры. Также спортивные развивают самодисциплину, требуя регулярной отработки навыков. Шахматы и шашки тоже могут быть полезны для улучшения концентрации внимания и терпения, потому что эти игры требуют от нас постоянного обдумывания следующего шага.
4. Разрешите ошибаться
Но порой само по себе обучение игре может принести массу проблем – ребенок нетерпелив, что-то не получилось, и он сразу начинает злиться. Сами относитесь легко к ошибкам, объясняйте ему, что это нормально, шутите, рассказывайте о ваших неудачах на первых порах, не позволяйте ему считать ошибку провалом – ведь это только путь к победе.
5. Предложите способы самоутверждения
Зачастую капризное «нет, не хочу и не буду» – лишь способ самоутверждения. Дайте детям возможность, что есть, куда идти, что читать и смотреть – так он будет чувствовать, что он контролирует свою жизнь проявлять свою волю там, где это уместно. Пусть ребенок сам решает, что ему надеть, предоставьте ему выбор того, а значит, будет учиться контролю.
Способность к самоконтролю, умение принимать самостоятельные решения, выдержка на пути к решению проблемы – все эти качества помогут вашему ребенку стать успешным не только в учебе, но и в любом начатом деле. Никто лучше вас не сможет развить эти качества в вашем ребенке Ваши помощники в этом – игры, беседы и личный пример.
4