Роль семьи в привитии интереса к чтению у детей 9-12лет
Значение книги в жизни человека огромно. Вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать».
Книги – это не только источник новых знаний, но еще и возможность значительно расширить свой словарный запас, сделать речь богаче и красочнее, развить воображение и фантазию. Поэтому вопросом о том, как привить ребенку любовь к чтению, родителям следует озадачиться с самого раннего возраста.
Все родители знают о пользе чтения, и вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. Они покупают много книг, а сын или дочь и не смотрят на них.
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей не только любить книгу, но сначала научить ребёнка, какую книгу надо выбирать для чтения.
Подбор книг.
Большинство младших и средних школьников любят читать книгу. Несомненно, очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения, ведь для каждого возраста свои особенности в этом подборе.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста и ненавязчиво объяснять, что какая-то книга ему будет не совсем понятна.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разно -образной тематики: для младших классов - сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, для подростков включать рассказы о войне и героях, о школе, о музыке, искусстве.
Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям с острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении подростков, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.
Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.
Часто слышим от родителей о том, что, например, научно-популярную литературу нет смысла читать, потому что выбор профессии ещё далеко. Это ошибочное мнение, надо обратить внимание на развитие у детей интереса именно к научно– популярной литературе. Дети должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике, потому что в подростковом возрасте особенно развивается интерес к неизведанному, невероятному, а это даёт толчок к познанию.
А к детям 10-12лет родители надо должны быть особенно внимательны, потому что они подбирают книги для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, интересные и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.
В воспитании любви к книге у детей школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.
Самостоятельно чтение.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать. Чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Если вы читаете ребёнку книгу вслух, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде и сказать: «А что там дальше будет - узнаем, когда у меня будет свободное время». Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.
Собственный пример.
Итак, правило первое: если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил, уважал и разбирался в книгах, продемонстрируйте ему это на собственном примере. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
Несомненно, наиболее читающие дети встречаются в семьях, где любят читать. Поэтому, если вы сами не склонны к этому занятию, а ваша домашняя библиотека состоит из двух-трех случайных изданий, то побудить ребенка к чтению вам будет довольно Ненавязчиво поделитесь с ним своим читательским опытом и поинтересуйтесь новинками литературы у него. Не бойтесь делиться с ребенком своими впечатлениями от прочитанных книг, ведь у большинства детей вы – пример для подражания.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.
Как ребёнок должен читать книгу?
Начинайте воспитывать в ребенке любовь к чтению с маленьких произведений, лучше – приятного юмористического характера. Здесь можно порекомендовать небольшие, смешные рассказы.
Ребенок на эмоциональном уровне должен почувствовать, что чтение – это легко и приятно. Постепенно переходите на более сложные в эмоциональном плане произведения для детей.
Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги.
Родители, возможно, могут и сами что-то небольшое подготовить об авторе, но и надо спрашивать, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника книги.
Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения
Для детей 2 – 5 классов большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. А ваша задача заинтриговать словами: «Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах». Тогда ребёнок несомненно захочет это увидеть, а тут на помощь придут иллюстрации с вашими комментариями. Важно научить детей и самим рассматривать рисунки в книге, забегать вперёд по сюжету, подмечать интересные детали.
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Для этого надо разговаривать о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалить его за сообразительность и старание, не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах словами: «А ты неплохо разбираешься, объясни мне, подробнее расскажи и т. д.». Это помогает ему запомнить то, что он прочитал, разобраться со своими впечатлениями, а если и взрослому ещё помочь надо! У него вдвойне интерес появляется. Кроме того, он сам учится высказываться и выражать свои мысли и эмоции. Всё это даёт возможность родителям лишний раз поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в его личном мнении, это будет способствовать повышению интереса к чтению.
Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? На кого ты хотел быть похожим?
Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о героях произведения. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное.
Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «Какой эпизод на этом рисунке?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что – неправильно?». А к какому эпизоду ты нарисовал рисунок? Почему?
Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению. А если родитель скажет о том, что сохранит на память его картинку, то у ребёнка помимо гордости, появится положительная оценка своей значимости.
Как читать вместе?
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все вместе будут читать. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко, потому что интуитивно им хочется прочитать также хорошо, как и родители.
Надо определить продолжительность чтения для того, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
Хорошо, когда родители и дети спорят по каким-то эпизодам в книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать даже неправильное мнение, это уже хорошо, ребёнок размышляет. В тактичной форме надо помочь ему разобраться в прочитанном. Но в любом случае споры дают возможность высказать своё мнение, а это развивает речь.
Существует множество памяток для родителей о привитии интереса к чтению, но самое главное - это надо показать свою заинтересованность в выборе книги, умело направить чтение и рассуждение в нужное русло.
Завершить свои рассуждения я хотела бы такими словами: пусть наши совместные усилия, старания, труд, направленные на воспитание интереса к чтению, дадут добрые всходы, станут увлечённостью и подвигнут на развитие творческих способностей детей..
Памятка
1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.