СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в речевом развитии детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в речевом развитии детей»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №99 комбинированного вида «Домовёнок» г. Орска»







Консультация для родителей

Роль семьи в речевом развитии детей.






Подготовила: воспитатель

1квалификационной категории

МДОАУ №99 «Домовёнок»

Хлудова Л.Г.




2020г.



Семья играет главную роль в воспитании ребенка, и от ее настроя зависит, насколько эффективным будет педагогическое воздействие дошкольного образовательного учреждения на речевое развитие ребенка. В период от 4 до 7 лет, когда очевидными становятся недостатки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над качеством речи, закладываются основы последующего успешного обучения в школе, без согласованных действий педагогов и семьи добиться положительных результатов очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Здесь очевидна обоюдная заинтересованность. Родителям, на данном этапе речевого развития не хватает специальных знаний. Действуя стихийно, по интуиции (что очень ярко видно на примере обучения чтению), они не помогают своему ребенку, а зачастую обрекают его на серьезные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; их интересует результат – мой ребенок читает, а путь к результату не входит в круг волнующих их проблем. А зря!

Чтение и письмо – это определенный этап в речевом развитии ребенка. Поэтому в речевом процессе формирования чтения и письма более значим именно путь (методика), который должен быть пройден грамотно, не спеша, с учетом специфики языка и, конечно, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Педагоги владеют всеми необходимыми методиками для успешного развития речи каждого ребенка и подготовки его к школе. Они могут выявить трудности речевого развития ребенка, грамотно дать необходимые знания, сформировать речевые умения и навыки. Но без системы индивидуальных упражнений на закрепление (которую практически невозможно реализовать в рамках массового детского сада), все они быстро угасают и теряются. Усилия педагогов напрасны. Круг замкнулся. Только согласованные действия родителей, воспитателей и логопеда могут привести к хорошему результату в речевом развитии детей.

Ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определенный, часто достаточно объёмный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития.

Задачи программы по развитию речи.

  1. Обеспечить развитие произносительной стороны речи.

В семье. Оказывать своему ребенку посильную помощь, проводя специальные игровые артикуляционные упражнения, рекомендованные воспитателем, логопедом.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах. Использовать словестные игры типа» Замени звук и объясни слово (миска- мишка, игры – иглы и т.д); «Найди ошибку» (На берегу крякала удочка); «Найди различия в произношении и объясни значение слов» (бочка – почка, душ – тушь и т.д).

Для развития фонематического слуха учить делить слова на слоги и определять их последовательность.

Предлагать ребенку игровые упражнения:

- На закрепление умения производить слоговой анализ и синтез слов , например : «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове» ( слова четко произносятся, ребенок подбирает слова с заданным количеством слогов в следующей последовательности : односложные , с двумя слогами, с тремя слогами); « Кто большие ?»Кто больше подберёт слогов на заданный слог например ба; ба-ран, ба – тон , ба – гаж, ба - рабан, ба – бушка и т.п ).

- На закрепление слоговой структуры слов (зем - ля-ни-ка, ско -во-ро-да, ве-ло-си-пед и т.д)

- На закрепление умения производить анализ и синтез предложений по словам, например: «Сколько слов?» (выделение из заданных предложений отдельных слов, определение их количества и последовательности); « Придумай предложение « ( ребенок придумывает предложения с заданным количеством слов в следующей последовательности : из двух слов, из трех слов, из четырех слов и т.д).

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа « Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого.

Закреплять произносительную сторону речи с речи с помощью чистоговорок, скороговорок. Отрабатывать выразительную сторону речи ребенка в совместных сюжетных играх, в играх с элементами театрализации, в семейных концертах.

Собственным примером демонстрировать ребенку выразительность речи (Например, при чтении художественных произведений)

В повседневном общении осуществлять контроль за четким произнесением слов, фраз.

  1. Развивать и совершенствовать словарь детей.

В семье

Обратить внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Проводить игры типа «Стеклянные, деревянные, пластмассовые и т. д слова».

В повседневной жизни ( например, при посещении разнообразных магазинов, на прогулке) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий « Овощи», « Фрукты», « посуда», « одежда» и др. В последующем расширять запас слов – обобщений за счет дифференциации родовых понятий (например, транспорт – наземный, воздушный, водный и т.п).

Вводить в словарный запас антонимы (через игры типа «Мальчик(девочка) Наоборот «и синонимы (посредством игровых упражнений типа «Дружные слова» , « Сердитые (веселые, ласковые и т.п. слова»).

Рассказывать ребенку, просматривая семейный альбом, о родственниках и знакомых (где они живут, где работают, кем они приходятся ребенку). Рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают; о своем детстве и играх, в которые вы играли; о своих увлечениях и впечатлениях.

  1. Развивать грамматические навыки устной речи.

В семье

Следить за правильностью речи своего ребенка с точки зрения грамматического оформления.

При помощи игрового упражнения «Иностранец» упражнять ребенка в правильном использовании различных грамматических форм русского языка (образовании сущ. родительного падежа мн. числа; согласовании слов в предложениях и словосочетаниях и т.п.).

В повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов.

Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши» слон – слоненок; лев – львенок; тигр –тигренок; кошка – котенок;….).

Например: игровое упражнение «Лесной д/с «. (В лесу открылся д /с и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев – львенка…)

Закрепить умение детей составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа « Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?» ( В магазине продаются мячи, куклы, машины…).

В повседневном общении создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными и прилагательными.

  1. Развивать диалогическую речь детей.

В семье

Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; ежедневно обмениваться впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ним совместные мероприятия.

Обучать ребенка быть вежливыми и тактичными при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Показать ребенку пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.п.

Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказала?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»)

Закреплять полученные в д/с навыки по составлению связных монологических высказываний через:

А) составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (Рост малыша, летний отдых и т.п)

Б) рассказы по сериям картинок

В) работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть); чем закончится эта история),

Упражнять в составлении элементарных описаний (посредством перечисления предметов, признаков и т.д) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды; «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров – комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т.п.).

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы.

  1. Осуществлять подготовку к освоению письменных форм речи ( чтения и письма).

В семье

Развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений (пальчиковые игры); формирование ручной умелости,( давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами , шить иголкой с большим ушком, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности); различных настольных игр типа «Мозаика». «конструктор».

Участвовать в выставках в д/с, демонстрируя совместные работы ребенка с родителями.

В играх и игровых упражнениях систематически закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека,стоящего напротив).

  1. Создавать условия, способствующие активизации детской речи.

В семье

Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных и воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности.

Создавать условия для свободной театрально- игровой деятельности ребенка (переодевание, ряженье).

Всем члена семьи при общении с ребенком и друг с другом следить за правильностью и содержанием речи.

Создавать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду. Организовывать с детьми посещение театров, концертов, прослушивание записей с литературными произведениями.

Реализация поставленных задач позволит родителям совместно с педагогами д/с получить в итоге хороший уровень речевого развития каждого ребенка и тем самым обеспечит соответствующую подготовку к последующему обучению в школе.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!