СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в становлении личности ребенка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье говорится о становлении личности ребенка и роли семьи в ее становлении. рассматриваются разные аспекты влияния семьи на личность ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в становлении личности ребенка.»

Бильдина Е.А.

Учитель биологии, химии, географии

МОУ «СОШ №3»


Роль семьи в становлении личности ребенка.

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

В.А. Сухомлинский.

Жизнь ребенка в современном мире без вмешательства взрослых – немыслима. При этом остается проблемой то, что многие дети считают помощь родителей в некоторых случаях лишними хлопотами. Именно поэтому между двумя этими возрастными категориями иногда возникают разногласия.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. А родители для него – это те люди, которые являются самыми близкими и родными. Поэтому именно они должны стать примером для подражания, демонстрируя свою мудрость, спокойствие и уверенность, чтобы ребенку хотелось повторять их мысли, действия, поступки. Именно в таком случае семья становится идеалом для меленького человека.

Традиционно главным институтом воспитания в обществе является семья. То, что ребенок в детстве приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение большей части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он является почти сформированной личностью.

Семья в жизни ребенка может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, очень длительную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительное и уменьшить отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в той или иной мере сами создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, и т. д; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как она организована, зависят и методы воздействия на ребенка, а так же их эффективность для его развития.

Именно в семье ребенок обретает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Он получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Ребенок усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Именно в семье ребенок получает первые практические навыки умения соотносить свое Я с Я других людей, усваивает нормы, регулирующие поведение в различных ситуациях.  То есть, происходит социализация ребенка.

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Кроме того семья является фактором воспитания еще и потому, что она выступает организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ребенок выбирает ситуации для своих игр из жизни, и мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказать ему, как должен поступить в игре герой. Тем самым они учат ребенка понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие находят отрицательный отклик.

В школьном возрасте от ребенка потребуется сосредоточенность, усидчивость, прилежание. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте учить ребенка доводить начатое дело до конца, проявлять упорство и настойчивость. Значительную роль играет и трудовое воспитание. При непосредственном вовлечении в бытовой труд приобретаются навыки самообслуживания, ребенок учится помогать окружающим, привыкает к дисциплине и ответственности, что в будущем найдет свое отражение и в процессе обучения.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
      При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
      При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Также от условий воспитания в семье зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно ругают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
      Неадекватность также может проявляться и с завышенной самооценкой. Это происходит в тех семьях, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
      Адекватное представление заключается в гибкой системе наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Но при этом екльзя использовать крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - отсутствие контроля и равнодушие родителей к детям и друг к другу.

Итак, роль семьи в жизни ребенка очень велика по своей важности. Семья всегда играет ведущую роль в формировании личности ребёнка, и только потом детский сад, школа, общество. Ведь именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. И каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, от родителей.

Основой для сохранения теплых взаимоотношений с ребенком является заинтересованность во всем, что происходит в его жизни, искреннее внимание к его проблемам, пусть даже они кажутся незначительными, «детскими», желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.


Список литературы

1. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль, 1994.

 2. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. –41 с .

3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991.-400с.

4.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.

5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.

6.  Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.

7.  Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.

8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1989. – 300с.