РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и, в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Здесь важно упомянуть одну особенность, сложившуюся в семейном воспитании на данном этапе развития. Мною замечено, что по мере взросления ребенка, по мере его приближения к среднему школьному возрасту не только ребенок отдаляется от родителей, но и родители от ребенка. Может быть, они в этом случае считают свою воспитательную миссию выполненной? Каждый родитель видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.
В таком случае первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Я считаю, что положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, часто напоминаю родителям: если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, помните- ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.
Впервые семья оценивается при поступлении ребенка в школу. С этой целью провожу анкетирование в первые дни сентября. Знакомлюсь с семьями, статусом семьи, их интересами. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась – на него легли обязательства не только посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашнее задание, строго организовывать режим дня.
«Чем же может помочь семья ребенку, чтобы он успешно учился в школе?» -вот тема моего первого родительского собрания.
На первом родительском собрании была проведена беседа о необходимости правильного планирования времени ребенка, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными делами. Для успешного обучения нужно научить детей сосредоточить внимание, продолжительное время заниматься необходимым делом, научиться слушать и слышать, запоминать, правильно выполнять предлагаемые задания. Ещё один важный момент, на который должны обратить внимание – научить ребенка воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать. Что значить «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Конечно, взрослые должны быть озабочены учебными проблемами своего ребенка. Они должны организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Многие родители специально взяли отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на многие годы вперед.
Организуется родителями для ребенка рабочее место (уголок с необходимыми принадлежностями).
Приготовление и проверка уроков – главный конфликт родителей и детей. Одна мама однажды мне сказала: «При выполнении домашнего задания у нас уходит много времени и сил, и все, кажется впустую». Современная система начального образования такова, что в обучение ребенка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки, другие делают их вместе с ними. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельные действия, направленные на устранения ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, беспомощностью.
Результаты анкетирования родителей показали, что возникают трудности, когда ребенок не хочет учиться. Такие дети трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков, за этим нередко стоят чрезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, похвале или порицанию учителя.
Стараюсь объяснить, родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он что-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.
Семья должна проявлять интерес к учебе ребенка. К концу учебного года мои родители научились, встречая детей, задавать нейтральные вопросы, например, «Как прошел день?», «Что хорошего в школе?», «Что нового узнал на уроках?» Эти вопросы позволяют детям самим определять, о чем рассказывать, не прибегая к уловкам и лжи, если оценки не обрадуют родителей. Психологи утверждают, что около 50% детской лжи, связанной с оценками, объясняется страхом перед наказанием за плохую оценку или нежеланием огорчить родителей.
Ещё одним важным аспектом семейного воспитания является привитие ребенку желания читать. Родители сетуют на то, что их дети предпочитают чтению телевизор, компьютер. Но когда я спросила: «Часто ли ребенок видит вас с книгой в руках?», родители покраснели и отвели глаза в сторону.
Тема детского чтения тесно связана с главной заботой об образовании детей, об их успешной учебе. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны. Поэтому советую рассказывать детям о ценности детского чтения. Показывать связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Поощрять дружбу с детьми, которые любят читать. Развивать воображение ребенка на материале книги. Не упускать фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров. Поднимать престиж книги и чтения в сознании ребенка. Ведь огромная масса профессий связана с чтением. Родителям необходимо интересоваться, что за книги читает ребенок. Рекомендую брать для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Поощрять ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Брать его с собой, когда сами идете в книжный магазин или библиотеку.
С 1 класса привлекаю всех родителей к работе с классным коллективом. Я считаю, что семья должна участвовать в школьных делах: принимать активное участие в жизни класса, обязательно посещать родительские собрания, уроки, открытые мероприятия, помогать учителю сопровождать детей в театр, музеи. В этом году на каникулах была проведена экскурсия в краеведческий музей, посетили драм.театр им. Чехова, побывали на спектаклях в ГДК, в Евроцирке. Все выходы сопровождали родители. Современные мероприятия с родителями, участие родителей в жизни класса и школы показывают ребятам, что их родители неравнодушны к их делам. Это очень стимулирует ребенка и в учебе, и в участии его в школьных мероприятиях. В этом учебном году совместно с родителями были проведены праздники: «Прощание с букварём!», «В гостях у Деда Мороза», «Я и моя мама!»; открытый классный час «Моя семья». К этому классному часу была проведена большая подготовительная работа: каждая семья нарисовала плакат на тему «Моя семья», несколько родителей написали стихотворения о своих семьях.
Учащиеся с родителями участвовали в городском конкурсе «Новогодняя самодельная игрушка», в котором работы семей Рубан и Ивановых заняли 1места.
Классный коллектив совместно с родителями занял 1 место в школьном сборе макулатуры. С целью привития уважительного отношения к труду проводились уборки школьной территории, субботники, чистые пятницы. Родители с удовольствием помогали детям.
С целью профилактики правонарушений совместно с родителями проводились рейды в вечернее время в микрорайоне школы.
Необходимо стремиться строить процесс воспитания и обучения в семье и в школе, исходя из гуманистических, нравственных, эстетических позиций – уважения к детям, формирования их богатого внутреннего мира, всестороннего гармоничного их развития.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Таким образом, мы считаем, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.
Литература
Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
Сатир В. «Как строить себя и свою семью». – М.: «Педагогика – Пресс», 1992 г.
«Калейдоскоп родительских собраний» Методические разработки. Выпуск 2, под редакцией Н.А.Алексеевой – Москва, ТЦ Сфера, 2001.
Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова. «Родительские собрания» 5-7классы – Волгоград Учитель, 2005.
М.М.Безруких, А.Г.Макеева. «Книга для родителей» – Москва Вентана-Граф, 2002.
Р.Н.Овчарова. «Семейная академия: вопросы и ответы» – Москва, Просвещение,1996.