СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Рождественских чтениях

Просмотр содержимого документа
«Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся»

Роль школьного музея

в патриотическом воспитании обучающихся


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе.  В  начале 90-х была тенденция, что школа должна только учить. Тогда воспитание почти на десятилетие практически уходит из школы. Эта тенденция коснулась и патриотического воспитания. На эту проблему наложились также наше постоянное недофинансирование образования вообще, экономические и социальные проблемы. Постепенно разрушалась система поисковой работы, краеведческих походов и экспедиций, празднования военных побед, шефствования над воинскими мемориалами, встреч и переписки с ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками, была практически полностью разрушена система начальной военной подготовки, детских организаций. Лишь энтузиасты продолжали заниматься, не смотря ни на что, своим любимым делом. Системы же не было. Советской историей перестают гордиться. Историю России фальсифицируют. Даже историю Великой Отечественной войны, которая, как казалось, была вне идеологии, исказили так, что сейчас, иногда слушая или читая на интернет-площадках различных экспертов, даже стоящих на патриотических позициях, удивляешься количеству фактических ошибок в их выступлениях или статьях. Эти вечные винтовки на троих, наше неумение воевать, наши потери, многократно превышающие потери противника, миллион погибших наших воинов в боях за Ржевско-Вяземский выступ уже набили оскомину специалистам, уставшим опровергать эти небылицы. В нулевые стало понятно, что освободившуюся нишу быстро заняли другие «воспитатели». Надо было что-то менять.

Стали срочно приниматься программы воспитательной работы, возрождаться детские организации.  Немаловажной частью этого движения к созданию воспитательной системы стал активный процесс возрождения школьных музеев и рост поискового движения.

Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность. История свидетельствует, что благодаря патриотизму, народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война). История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Создание и деятельность школьного краеведческого музея, таким образом, является одной из форм работы по патриотическому воспитанию

Музей - большой помощник в обучении и воспитании школьников. В музее ребята учатся гордиться нашей Родиной, своей школой, людьми, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства, а в межвоенные периоды всегда возрождали страну.

Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, навыками, которые сейчас очень ценятся и в образовательном процессе, и в профессиональной деятельности. Школьный музей-это не просто собирание экспонатов (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Немного расскажу об экспозиции нашего школьного музея. Небольшое по площади помещение музея разделено на три части, на которых представлены экспонаты и материалы на следующие темы:

- предметы быта и орудия труда крестьян и горожан;

- история родной школы;

- Великая Отечественная война на Сычевской земле (самое большое собрание экспонатов) с экспозициями по разделам «Бои на Сычевской земле», «Партизанское движение», «Оккупационный режим на территории района», «Никто не забыт и ничто не забыто».

Кроме вещественных экспонатов в школьном музее есть и текстовые материалы – подлинные документы (например, документы по истории школы, письма участников боев на Сычевской земле), а также различные исследовательские работы самих учащихся, которые – пройдут годы – сами станут важными историческими источниками для следующих поколений.

На стендах с предметами быта и орудий труда крестьян и горожан представлены экспонаты, изучая которые можно нарисовать для себя историческую картину прошлого нашей малой родины. Большинство жителей нашего уезда были жителями сел и деревень, поэтому эта экспозиция представлена в основном орудиями труда и предметами быта крестьян.

Та часть музейной экспозиции, которая посвящена истории родной школы, позволяет ребятам познакомиться с традициями школы, с ее славным прошлым, отдать дань уважения ветеранам педагогического труда, учителям, которые отдали себя служению детям, восхититься успехами многих выпускников нашей школы.

Самая большая коллекция экспонатов посвящена событиям Великой Отечественной войны на территории Сычевского района. Сложно переоценить значение той войны и, самое главное Победы, в той войне, в истории нашего государства. В деле патриотического воспитания подрастающего поколения, роль изучения истории Великой Отечественной войны очень велика. Тем более, на нашей Сычевской земле, которая сполна познала тяготы войны, видела величие подвига советского солдата и мирного труженика. Вы представляете, как загораются глаза ребят, когда они впервые вступают в школьные музей и видят экспонаты, связанные с войной. Естественно, сначала их больше всего привлекает все, что связано с оружием и боеприпасами. Но более ценными в плане воспитания и трогательными в эмоциональном плане являются подлинные предметы нехитрого солдатского быта – фляжки, ложки, опасные бритвы. Перед ребятами не просто музейные экспонаты - за этими предметами стоят конкретные люди, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. Большинство их владельцев навсегда остались лежать в Сычевской земле. А еще солдатские бакелитовые медальоны, благодаря вкладышам из которых стали известны имена их владельцев, сложивших свою голову за нашу Победу в той войне. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания,

Периодическое посещение школьного музея с экскурсией дает толчок к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем истории, как родного края, так и истории, культуры, страны в целом. Такая форма работы музея очень важна в патриотическом воспитании. К тому же она может охватить всех детей, посещающих школу.

Более результативной, более глубокой является, конечно, деятельность учеников из музейного актива, тех детей, которые работают с экспонатами, документами и другими источниками исторических знаний, учатся самостоятельно проводить экскурсии, выполняют исследовательские работы по краеведческой тематике. Я совсем недавно занялся работой, связанной с деятельностью школьного музея. И именно сейчас хочу сказать слова благодарности в адрес человека, педагога, с именем которого связано развитие деятельности нашего музея именно в такой форме. Это Иванова Любовь Яковлевна. На слайде вы видите одну из экскурсий, подготовленной учащимися школы и посвященной истории пожарного дела в Сычевском районе. Такая форма работы музея дает в плане патриотического воспитания очень хороший результат. Кроме этого, в процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий основами многих научных дисциплин. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности, которой сейчас уделяется так много внимания. И в плане практического выхода для исследовательских проектов детей, музей дает новые возможности. Во-вторых, музейная работа позволяет развивать такие качества так необходимые в жизни: коммуникабельность, речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность.

Естественно деятельность музея не может ограничиваться стенами самого музея. Совершая походы, экскурсии по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы Сычевской земли, Смоленского края, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в естественной среде, в других музеях, архивах, учащиеся могут получить более конкретные и более образные представления по истории, культуре и природе своего района, школы, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в нашем государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов на Смоленщине, в родном Сычевском районе, школе.

Не буду рассказывать обо всех экскурсиях, походах совершенными нашими педагогами со своими учениками. В прошлом году мы со старшеклассниками совершили двухдневный поход по местам, которые очень дороги моему сердцу – местам, где в годы войны гремели страшные бои в районе Хлепня. Ребята смогли посетить несколько знаковых мест в истории родного края. Разбив лагерь на берегу ручья Дуловка, впадающего в Вазузу, мы посетили «высоту 200» юго-восточнее Хлепня, за которую боевые действия велись в течение трех с лишним месяцев, а до этого три месяца фронт проходил по Вазузе, воды которой омывают эту самую высоту. Ожесточенность атак наших войск на эту высоту можно оценить, читая боевые документы наших частей, один из которых сухо констатирует: «Находящиеся с 31 января в ночь 1 февраля в немецких траншеях группа наших бойцов в количестве 22-24 человек была уничтожена огнем противника». На высоте на некоторое время не осталось ни наших подразделений, ни подразделений противника. Конечно мы смогли увидеть храм Преображения Господня в самом Хлепне, который был построен несколько лет назад на месте, где раньше находился храм, сильно пострадавший в годы войны. Храм в Хлепне стал тогда укрепленным пунктом для штурмовой группы 150 отдельной стрелковой бригады, которая смогла закрепиться там и удерживать его в течение двух дней, создав, таким образом, плацдарм на восточном берегу реки, который очень помог нашим войскам во время удачного штурма Хлепня 1 декабря 42-го. Посетили мы урочище Пруды, Холм, долину смерти в районе урочища Жеребцово, и конечно, воинский мемориал в деревне Аристово, в братских могилах которого покоятся тысячи наших бойцов и командиров, павших в боях на Сычевской земле. В таких походах страницы истории для ребят открываются с непривычной для них стороны. История становится ближе, окрашивается другими эмоциональными красками.

Посещение школьного музея подвигло многих обучающихся нашей школы принимать активное участие в гражданско-патриотических мероприятиях различных уровней. Наши ребята ежегодно ездят на Вахту памяти и активно работают в поисковых отрядах, состоят во всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «Юнармия» где занимаются волонтерской деятельностью, ведут работу по уходу за мемориалами, принимают участие в митингах, посвященных памятным датам, участвуют в соревнованиях юнармейцев и занимают призовые места.

Школьный музей – живой организм,  центр краеведческой и патриотической работы школы.   Здесь можно ощутить себя частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается из веры, что история твоей школы, твоего города, района, история нашей страны - твоя личная история. Любовь к Родине рождается из возникшего когда-то щемящего чувства причастности к тому, что происходило  до тебя и будет происходить после. Очень хотелось бы, чтобы это щемящее чувство возникало и во время посещения школьного музея.