СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи и школы в профессиональном становлении старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль семьи и школы в профессиональном становлении старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и школы в профессиональном становлении старшеклассников»

Статья: «Роль семьи и школы в профессиональном становлении старшеклассников». (Сергеева О.В.)

Среди всего многообразия направлений работы классного руководителя с родителями учеников старших классов (9-11), приоритетным я считаю профориентационное направление. Профориентация – это специально организованная система учебно-воспитательной работы, направленная на оказание психологической и педагогической помощи учащимся и родителям, для подготовки к сознательному выбору профессии. Проблема выбора будущей профессии, на сегодняшний день превращается сложную семейную задачу, в решении которой мы с вам можем оказать существенную помощь. Оказавшись перед выбором дальнейшего жизненного пути старшеклассник пытается ответить на множество вопросов: «Что я хочу? Что мне советуют? Какие традиции в семье? Что я знаю о профессиях? Что я умею7 Что говорят СМИ? Какие экзамены сдавать? Интересны ли мне эти предметы? Сколько стоит обучение?» . Преподаватели ВУЗов, с которыми я многие годы сотрудничаю, советуют правильно задавать вопрос. Надо спрашивать - не куда пойти учиться, а какую профессию получить, чтобы потом имеет работу?

Шесть последних лет я выпускаю 9 или 11 классы как учитель истории и обществознания, как классный руководитель. Появилась идея – для повышения мотивационной составляющей старшеклассников – систематизировать информацию об учебных заведениях города Хабаровска и соотнести бюджетные места, необходимые для поступления баллы, выявить факультеты, приоритетные для выпускников. Я хочу поделиться с вами тем, что из этого получилось. Формами и методами профорииентационной работы с родителями и детьми, которые повышают мотивацию к успешной учёбе и способствуют взаимодействию семьи, педагогов и классного руководителя.

Профориентационная информация: На первом родительском собрании в 9-11 классах я представляю родителям (а ранее на классном часу детям) информацию о средних профессиональных учебных заведениях (в 9 классах) и ВУЗах (в 10-11 классах) города Хабаровска и ближайших городов: Владивостока. Благовещенска, Комсомольска. Эта информация интересует и детей и родителей. СУЗы и Вузы соседних городов интересны своей спецификой или возможной альтернативой. Родители от нас ждут конкретной, чёткой, достоверной информации. Можно не ограничиваться только нашим регионом. Родителей одарённых детей будет интересовать пять ведущих Вузов Москвы и Санкт Петербурга. Сами старшеклассники, наиболее заинтересованные в успешном поступлении вам помогут сделать презентацию ВУЗов по Хабаровску. А если вы обратитесь к своим выпускникам, то у вас будет достоверная информация и красочная презентация и по Владивостоку, Новосибирску, Москве. Следующий шаг: на родительском собрании или лектории в профильных классах рассказываем и показываем аналитическую информацию о возможности получения гуманитарного, технического образования в нашем городе. В профильном социально-технологическом классе я даю информацию родителям и детям о технических учебных заведениях, в соц. – гуманитарном о экономическом и гуманитарном образовании.

Рассмотрим второй вариант. Гуманитарное образование в городе Хабаровске можно получить в ХУЭиП, РАНХ (ДВАГС),ПИ ТОГУ, ДВ юридическом институте МВД, Духовной семинарии, Институте искусств и культуры; есть гуманитарные факультеты в ТОГУ и ДВГУПСе. Используя приказы о зачислении в ВУЗы от 4-6 августа, которые каждый год мы можем в открытом доступе найти на сайте, проанализируем данные таблицы на примере ХУЭиП (комментирую колонки таблицы, поясняю).

Отсюда делаем выводы:

  1. Количество выпускников, поступающих в гуманитарные ВУЗы, не уменьшается.

  2. Конкурс на престижные факультеты (именно такие отражены в таблице) 20-30 человек на бюджетное место.

  3. Количество бюджетных мест мизерное (в основном 7-9, при наборе 100 =10-20) Родителей и детей интересует только бюджет.

  4. Дети сдают хорошо. Стараются сдать экзамены так, чтобы у них был выбор факультета, дающего реальную профессию.

  5. Чтобы на бюджетное место поступить, надо набрать за 3 экзамена минимум 220-225 баллов. Это по 75 баллов за экзамен. При сегодняшней сложности экзаменационного материала это сделать весьма сложно.

С помощью этой таблицы можно увидеть, результаты поступивших на гуманитарные факультеты в другие ВУЗы. Такая картина наблюдается во всех ВУЗах страны, с той только разницей. Что в престижные Московские и Питерские , чтобы поступить надо сдать каждый экзамен за 90 б.

Вот эти таблицы и схемы я чертила на доске сначала в 11а, потом в 1б классе. С этой информацией я вышла на родительские собрания. У большинства родителей был шок. Они осознали всю серьёзность надвигающейся опасности. А у меня нет сейчас проблем с мотивацией, считают каждый балл, просят закупить учебники, шерстят вместе с родителями сайты ВУЗов и справочники. (Это не означает, что все они все хорошо сдадут и поступят на бюджет, дети- то разные, но мы будем надеяться, что владея информацией, они приложат максимальные усилия для достижения цели).

Следующая форма работы - профориентационный практикум для родителей (я думаю, что для родителей больше пользы принесут не лектории, а комбинированные занятия, где информация сочетается с приобретением практических навыков).

  • Научите родителей старшеклассников работать с сайтами ВУЗов, они все разные, далеко не все понятны даже информационно подкованным родителям. Но есть общие принципы. Эту работу берут на себя мои выпускники. Я приглашаю их на классные часы и пресс-конференции к выпускникам и на родительские собрания. Грамотные, успешные выпускники с удовольствием помогут вам научить родителей работать с сайтом, дадут полезные советы по подготовке к экзаменам.

  • Можно использовать, в работе с родителями и старшеклассниками опыт и знания об учебном заведении, выпускников-студентов 3-5 курсов. Они (цитирую дословно) расскажут правду о ВУЗе. Важно владеть информацией из разных источников. Дети посещают ВУЗы в дни открытых дверей, в школу приходят на профориентационные беседы представители ВУЗов. Но как правило все эти мероприятия направлены на презентацию только своего учебного заведения и на агитацию поступать только в него. Ваши выпускники поделятся с родителями и старшеклассниками реальной информацией о том как учат. Чему учат, есть ли система в обучении, раскроют плюсы и минусы обучения на конкретных факультетах.

Формы профориентационной работы с родителями:

  • тематические родительские собрания;

  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;

  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога

  • индивидуальные беседы

  • совместные детско-родительские профориентационные игры.

Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;

  • исследование профессиональных интересов;

  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

  • индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Из многообразия форм профориентационной работы с родителями я бы хотела выделить - профориентационные «деловые игры» с участием детей и родителей. Игра позволяет активизировать профорориентационный процесс, создать благоприятную атмосферу, способствует эмоциональному сближению детей и родителей.

Зная название игры, вы можете в интернете найти технологию её проведения и переработать с учётом особенностей вашего ученического и родительского коллектива. В моей практике наиболее успешными и результативными были следующие деловые игры:

1) Деловая игра «Физики и лирики» (вам помогут родители с социально-гуманитарными и техническими профессиями). По большому счёту ребята понимают. Чем занимаются учитель, врач и продавец. То есть представители тех профессий, которых они постоянно видят. О профессии экономиста, инженера, военного, технолога, они не имеют крайне расплывчатое представление.

2)Деловая игра «Престижные профессии: мифы и реальность». (Мы в 10 классе приглашали родителей: архитектора, журналиста, дизайнера интерьеров и банковского работника. Игра строится на соотнесении детских представлений о данной профессии и реальной работе от специалиста).

3)Деловая игра «Салон красоты Афродита». Цель – познакомить ребят со сферой практической деятельности человек-художественный образ. (Эту игру мы проводили в 9 классе в 2013 году. Я выпускала класс, где многие ребята уходили после окончания в техникумы и училища. Практические задания этой игры как раз направлены на развитие интереса к таким профессиям. По аналогии можно организовать любой другой салон (автосалон), главное найти специалистов-родителей.

  • Группе мастера маникюра

  • Группе парикмахеров

  • Группа художники рекламы

  • Группе художников по костюму, швея-модельер

4) Деловая игра «Прибыль предпринимателя» (В игре воспроизводится реальная ситуация предпринимательской деятельности простейшего вида  в условиях конкуренции.Обучающиеся работают каждый за себя.  Итог игры подводится посредством проведения подсчета выручки   лицевых счетов на бирже каждого участника).

К профориентационной деловой игре можно подключать преподавателей, студентов, специалистов, заинтересованных люди.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!