СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста и подготовке их к школьному обучению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста и подготовке их к школьному обучению.

Есть такое крылатое выражение «Всё начинается с детства». И это действительно так. Ведь всё, что закладывается ребёнку с самого раннего возраста, он проносит через всю жизнь. На семью, родителей приходится самое ответственное и трудное время – первые годы жизни ребёнка. В этот период родители больше обеспокоены развитием и удовлетворением его материальных потребностей и иногда забывают о развитии и правильном удовлетворении его духовных потребностей. А для успешного обучения ребёнка в школе, дальнейшего продолжения образования и самообразования необходимы развитые ещё в дошкольном возрасте духовные потребности. Условия, в которых ребёнок растет и воспитывается, играют большую роль. Роль семьи, родителей в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста огромна. Достоверно известно о нескольких десятках детишек, потерянных в лесу или похищенных и воспитанных животными, потом спасённых людьми. Основная черта: все они оказались сильно недоразвитыми и последующее их воспитание и образование были неэффективными. Если дети возвращались в человеческое общество после 5-6 лет плена, то их с трудом удавалось выучить ходить вертикально и говорить несколько десятков слов. Низок интеллект и у детей, воспитанных с рождения в круглосуточных яслях. Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. К четырём годам есть уже половина интеллекта семнадцатилетнего, к шести годам – две трети. Темпы дальнейшего нарастания интеллекта определяются его исходным уровнем перед школой. Если он низок – усилия учителей будут недостаточно эффективны. Учителя говорят: если первый год плохо успевал, то таким и останется до конца школы. Конечно, это несколько преувеличено, но считается, что виноваты условия до школы. Здоровые не бывают глупыми от рождения. Но могут быть и нормальные условия в семье. Есть любовь, внимание, игрушки, телевизор, но нет специальных занятий. Сначала «ясли», потом детский сад. Растёт – «как все». Результат разный. Для способных и сильных информации достаточно, слабым – мало. Вырастают троечниками. Следовательно, нет доказательств, что умные дети получаются только при специальных домашних занятиях. Могут вырасти и сами, если среда информативна. Но не все. И не того уровня, который для них возможен, даже если способный и сильный от природы. Поэтому специальные занятия с дошкольниками нужны. Возникает вопрос: «Когда начинать?» Ответ простой – с рождения. По такому поводу Макаренко сказал «Вы уже опоздали … на полгода». Возраст ребёнка был шесть месяцев. Считается, что первые четыре года особенно важны. Но это не занятия в буквальном смысле слова, по крайней мере до пяти лет. Игры, рассказы, расспросы. «Учить шутя». Нужно учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражать реальным действиям, потом разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Но с пяти лет уже можно включать уроки, начиная хотя бы с 10 минут. Занятие должно длиться 20-25 минут, не дольше.

Чему же готовить ребёнка до школы? Что значит готовить его к школе? Некоторые родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать. И дети – под давлением родителей - пишут палочки, выучивают числовой ряд бог знает до каких величин, заучивают наизусть непонятные, длинные стихотворения и многое другое. Но всё это ничего не даёт для психического развития ребёнка – развития восприятия, мышления, самостоятельной речи.

Исходя из современных задач обучения и воспитания, готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.

Общая готовность к школе в первую очередь включает понятие нормального физического развития ребёнка. К школе дети должны быть достаточно физически развиты и закалены, чтобы переход от дошкольного детства к более напряжённой школьной жизни прошёл безболезненно. Ведь даже при хорошем физическом развитии в первом классе, особенно в первой четверти, ребёнок чувствует себя к концу дня утомлённым, не слишком хорошо выглядит, родители пугаются, считают, что нагрузка слишком велика. Но дело не в нагрузке, а в перемене режима, который ещё не стал привычным. И надо постараться дать ребёнку возможность отдохнуть днём, поиграть, погулять. Слабы у многих первоклассников руки. Как только пошли палочки и кружочки, так начинается сплошное расстройство и для учеников, и для родителей. Самые настоящие горючие слёзы проливаются над строчками, где выведены скрюченные палочки. Вырываются страницы тетрадей, начинается переписка заново, появляются усталость, раздражение. А причина простая: не развиты мелкие мышцы рук, вернее развиты недостаточно. Нужно учить ребёнка рисовать, раскрашивать картинки, перерисовывать, рисовать с натуры. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани, картона различные фигурки. Полезно мастерить различные поделки. Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребёнком. Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением. Всё это будет стимулировать развитие мышц кисти. Ведь развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие и мозга, и речи. Но обязательно надо следить за тем, чтобы любая работа доводилась до конца. Не разрешайте бросить её на середине, потому что надоело или не получается.

Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту. Ребёнок должен уметь сам одеться, раздеться, расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, умыться, почистить зубы. Многие дети беспомощны в самообслуживании. А это отрицательно сказывается на самочувствии ребёнка в коллективе сверстников.

Второй важной стороной готовности ребёнка к школе является его интеллектуальная готовность. Ребёнок должен уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения в простейших жизненных ситуациях; уметь наблюдать заданное, выделять главное в картинке, рассказе, проводить простые сравнения чисел, геометрических фигур и т.д. У ребёнка нужно развивать умение различать и изображать линии, круги, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз. Огромное значение имеет подготовленность речи ребёнка. Он должен уметь правильно и последовательно излагать свои мысли, задавать вопросы, выразительно говорить, правильно и грамотно строить предложения. Ребёнок должен уметь рассказать об увиденном, пересказать содержание книжки, составить рассказ по картинке. В домашней обстановке, во время прогулок, игр, разговоров нужно как можно больше разговаривать с детьми, следить за своей речью, которая служит для ребят образцом для подражания. Надо расспрашивать детей о том, что они видели, что делали, как играли, терпеливо выслушивать их. Надо слушать, как ребёнок читает стихи, разученные в детском саду, учить детей фантазировать. Больше читайте и рассказывайте ребёнку, рассматривайте с ним картинки, пусть составляет по ним коротенькие рассказы. Интересные прогулки, посещение зоопарка, кукольного театра, выставок цветов, птиц, обмен впечатлениями об увиденном – всё это развивает воображение ребёнка. К шести годам ребёнок должен правильно выговаривать все звуки. Если у него есть дефекты в произношении, следует заблаговременно обратиться к логопеду.

Надо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и осязать. Именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, её объектами и их изменениями, за явлениями природы очень важны для ребёнка. И мы должны научить его быть внимательным к тому, что нас окружает. Природа даёт нам множество возможностей для развития мышления, для того, чтобы научить его видеть главные свойства предметов и явлений и опираться на них в своих действиях.

Чтобы ребёнок успешно изучал математику в школе, он должен знать понятия: «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «поровну», «короче и длиннее», «глубже и мельче». Ребёнок должен уметь сравнивать простейшие множества предметов (кубиков, фруктов и т. д.).

Большое место в дошкольном воспитании должен занимать деловой настрой ребёнка на школу, на серьёзный учебный труд, то есть формирование его психологической готовности к школе. Следует постепенно внушать ребёнку, что учёба в школе – серьёзный труд, в результате которого он будет каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. Не надо запугивать предстоящими трудностями школьной учёбы. Надо готовить ребёнка так, чтобы с самого начала обучения в школе, он шёл на занятия с большой охотой, проявляя интерес к учению. Но в то же время ребёнка надо готовить к тому, что в школе ему подчас придётся выполнять неинтересную, но очень нужную работу. Поэтому следует приучить ребёнка подчиняться слову «надо».

У ребёнка должны быть постоянные трудовые обязанности. В постоянных домашних делах формируются качества, необходимые для учебной работы: умение доводить любое начатое дело до конца, преодолевать встречающиеся трудности, оценивать качество работы и её результат, переживать удовольствие от сделанного важного дела, огорчаться неудачей. С приходом в школу ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребёнка жить и работать в школьном коллективе надо ещё до школы. Прислушайтесь, как ребёнок говорит о делах в детсаду, что при этом употребляет чаще – «я» или «мы», как через «мы» ребёнок учится уважать мнение коллектива, болеть за его успехи, уважать товарищей. Ребёнок, который утром отправляется в свою школу, в свой класс охотно, с радостью, потому что он любит его – счастливый человек.

Для успешного учения в школе большое значение имеет привычка к дисциплинированному поведению, чувство ответственности при выполнении любого порученного дела, прилежание ребёнка. Надо развивать внимание детей, воспитывать собранность. Ведь учителя тратят много сил и энергии для того, чтобы приучить ребёнка быть внимательным, сосредоточенным. Очень многие дети не приучены слушать взрослого. Ведь не так важны знания дошкольника, как умение слушать старших, полностью и творчески выполнять их указания, общая культура, желание и стремление учиться.

Умение работать, играть в коллективе, общаться со сверстниками, уверенность или неуверенность в себе, сдержанность или двигательная расторможенность, индивидуальные особенности ребёнка – вот от чего зависит результат любой деятельности и, конечно, учебной.

Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольного возраста и подготовке его к школе очень и очень велика. И если родители будут со всей серьёзностью относится к подготовке ребёнка к школьному обучению, то никаких неприятностей и огорчений у них не появится тогда, когда ребёнок станет первоклассником.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!