СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль сказки в жизни ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.

Просмотр содержимого документа
«Роль сказки в жизни ребенка»

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Из сказки черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. Как педагог дошкольного образования, я убеждена в том, что младший дошкольный возраст – это возраст сказки.

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.

Деткам от 2 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут; бил, бил - не разбил; катится колобок, катится и т. п.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы.

Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.

Русские народные сказки — "Теремок", "Колобок", "Репка", "Курочка-ряба", "Лиса и заяц" и другие — это первые в жизни ребенка сказки. Книжки с этими сказками для самых маленьких хорошо иллюстрируются, чтобы по иллюстрациям ребенок смог проследить и пересказать весь сюжет. Мне, как педагогу дошкольного образования, больше других нравятся книжки первых сказок для ребенка 1-3 лет с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Именно этот художник, на мой взгляд, изобразил сказку так, как ее видят маленькие дети, его иллюстрации ведут диалог с ребенком на равных, без слащавости. Кроме того, на его иллюстрациях много бытовых подробностей, которыми художник дополняет сказку и учит малыша. Краски яркие, сочные, разнообразные, красиво подобраны. Такие иллюстрации хочется рассматривать вновь и вновь и детям, и взрослым.

Читать ребенку сразу несколько сказок не стоит, лучше по многу раз повторять прочитанное и побуждать малыша пересказывать сказки, сначала вместе с вами, а потом — самостоятельно. При пересказе ребенок может опираться на иллюстрации.

Постепенно вводим беседу о прочитанном. Это легко сделать, если вы будете побуждать своего ребенка сравнивать героев в книге на иллюстрации и в мультфильме:

- Какая мышка в книжке, а какая в мультфильме?

- Где тебе больше нравится?

- Какие герои живут в теремке в книжке, а какие в мультфильме?

- Как залез медведь в теремок в книжке и в мультфильме?

- Где красивее нарисована сказка?

- Почему сильные звери (бык, медведь, волк) не смогли выгнать лису, а петушок выгнал?

Ребенок поразмышляет над вопросом, даст свой детский ответ. А когда немного подрастет, вы ему объясните, что петушок — он символ солнца, лиса в ледяной избушке — зима, зайчик в лубяной — лето, а сама сказка — о смене времен года.

Мультфильм по книге надо показывать после того, как вы уже много раз прочитали книгу, чтобы "живые" образы не помешали собственному воображению ребенка.

С раннего детства важно воспитывать вдумчивое отношение к книге. Вот слова великого К. Ушинского: "Необходимо приучать детей... слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное". Побуждайте ребенка пересказывать книгу, например, пришедшему с работы папе.

О книге надо беседовать, помогая понять правильное и неправильное поведение героев. Помогайте ребенку своими эмоциями: "Как он нехорошо поступил", "Какой молодец!", "Какая хитрая!" и т.п. Так вы ориентируете маленького человека в нравственных ценностях.

Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Именно развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Именно из сказки дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у маленького человека появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети получают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детских воспитаний. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение и зарождаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.

Сказку не всегда нужно только читать, важно и рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, помогают точнее охарактеризовать героев сказки, обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками. Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же сказочную историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира. Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно.

Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Уважаемые взрослые, как можно чаще рассказывайте и читайте ребенку сказки! Ваш малыш будет вспоминать об этом с теплотой и благодарностью всю свою жизнь.