«Роль родного языка в сохранении единства народов Республики Татарстан»
Илалетдинова Лариса Павловна – преподаватель.
ГАПОУ «Черемшанский аграрный техникум».
Родной язык нам должен быть
главною основою и общей
нашей образованности и образования
каждого из нас.
Петр Вяземский,
русский поэт,
литературный критик, историк
В эпоху глобализации и унификации языков и культур коренных народов – проблема сохранения и развития родных языков имеет важное, без преувеличения, общемировое значение.
Если раньше языки исчезали в результате физической гибели народа из-за эпидемий, войн или спада рождаемости, то сегодня носители языка так или иначе добровольно переходят на другой, доминирующий язык, более привлекательный и конкурентоспособный. Потому так важно создавать благоприятные условия для того, чтобы язык не терял своей функциональности, чтобы его носители говорили на нем и обучали этому языку своих детей. Нужна социальная и политическая среда, которая будет прививать любовь и уважение к родным языкам у других народов. Так как язык, традиции, наша общая история являются общим достоянием большой многонациональной страны.
Сегодня общественность в Татарстане пребывает в ожидании того, что в год родных языков в системе национального образования так же произойдут важные изменения.
Вопросы сохранения родного языка, в данном случае татарского, являются объектом пристального внимания ученых, общественности, средств массовой информации.
Будущее языка, его функциональное восстановление в полном объеме зависит от того, в какой степени новое поколение будет его знать и использовать. Основными причинами, способствующими отчуждению детей от родного языка, чаще всего являются: незнание родного языка родителями; постоянное использование только русского языка или двуязычие; воспитание в русскоязычных дошкольных учреждениях и школах. Данная проблема может быть решена положительно только при ответственном и положительном и осознанном подходе к языковому образованию детей и при наличии языковой установки в семье на общение на родном языке.
Особое значение в деле сохранения и развития родного языка сегодня приобретает языковое образование детей, а именно, обучение родному языку учащихся-татар, которое должно быть современным, отвечающим духу времени.
Результатом должно стать свободное владение всеми формами родного языка. Однако результат языкового образования зависит и от понимания обучающимися важности знания родного языка.
Чтобы сохранить родные языки, надо с малых лет (с детского садика) обучать им детей. Если будет непрерывное обучение языку, будет еще лучше: садик, школа, вуз. Если не будет высшего образования, откуда мы возьмем учителей языков? Но огромная ответственность также ложится на семью и общество. Их государство должно поддерживать.
Всем нам необходимо усилить работу с родителями, общественностью. Преподавание татарского языка как предмета будет осуществляться только при выборе его родителями. Значит, мы должны работать по формированию потребности сделать престижным изучение татарского языка.
Татарский в республике является государственным языком.
Список источников.
1. Исхакова, З.А. Языковые взаимоотношения в семье: формы и масштабы (на примере Татарстана) /
2. З.А. Исхакова // Социолингвистические проблемы функционирования государственных языков Республики Татарстан: сборник научных статей / 3.М.З. Закиев, Я.З. Гарипов, З.А. Исхакова и др. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. Макарова, Г.И. Этноязыковое поведение учащихся старших классов /
4. Г.И. Макарова // Языки в системе образования Республики Татарстан: по материалам этносоциологического исследования / Р. Мусина и др. – Казань: Татар. кн. издво, 2011. Мир