СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль театра в развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр – помощник в воспитании детей. Он побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения.

Просмотр содержимого документа
«Роль театра в развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Роль театра в развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, альтруистичности, пробуждается фантазия и воображение, креативность с положительным вектором применения, улучшается пластика и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность анализировать, мыслить нестандартно, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, вести ЗОЖ. Все это позволяет развить у обучающихся навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, обеспечивающие их социализацию. Театр – помощник в воспитании детей. Он побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Особое значение театрализованная деятельность имеет для развития детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность – это самая эффективная форма воздействия на сознание особого ребенка, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру

ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. При этом нужно понимание и осознание того, что педагогам-театралам, руководителям школьных театров, работающим с такой категорией детей, необходимо настроиться на долгосрочную, кропотливую и системную работу. При организации театральной деятельности с детьми используются различные атрибуты: красочные декорации и костюмы, сшитые специально к каждому спектаклю. Главными героями театральных постановок, пьес и сказок являются не только дети, но и персонажи-куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, ростовые. Использование конкретных персонажей зависит от вида театра, в рамках которого осуществляется театральное действо. В работе школьного театра используем следующие виды театров.

Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места.

картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.

Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в воспитательный процесс, – универсальное средство развития личностных способностей человека. Именно школьный театр является мощнейшим ресурсом развития, обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Школьная театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким,

важным и удивительным. Организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.

Театральная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мероприятий, объединенных общей идеей реализации социокультурных практик, приобщения детей и семей, в целом, к созданию общего творческого пространства. Все это возможно через освоение детьми пространства театра. Театральное искусство является действенным способом нравственного, эстетического воспитания. Театр помогает зрителю раскрывать чувства, эмоции, углубляет переживания человека, и особый ребенок – не исключение.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни. Любовь к театральному творчеству это желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а его внутренний мир богаче.