Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
• Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность проблемы состоит в следующем:
- В последние годы, к сожалению, в ДОУ отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
- Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
- Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей посредством театрализованной деятельности
Задачи: 1. Пополнить и активизировать словарь (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков); 2. Совершенствовать монологическую и диалогическую форм речи; 3. Воспитывать культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе; 4. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; 5. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
Задачи на педагога:
- анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
- разработка программы;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
- выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи на детей:
- воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
- воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Основные направления речевой работы в театральной деятельности:
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Театральная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
- индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
- игровые технологии;
- интегрированное обучение;
- взаимодействие с семьёй;
- творческой технологии – ТРИЗ;
- групповые;
- проблемное обучение.
Методы и приемы работы: 1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. 2. Беседы с детьми. 3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации. 4. Рассматривание иллюстраций. 5. Показ кукольного спектакля для детей мл.группы, 6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).
Содержание деятельности:
- Артикуляционная гимнастика
- Чистоговорки и скороговорки
- Упражнения на воображение
- Упражнения на активизацию словарного запаса
- Упражнения на интонационную выразительность
- Упражнения на формирование разговорной речи
- Игры со словами и без слов
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Обыгрывание эпизодов
- Инсценирование сказок, потешек, стихов
- Показ театрализованных представлений
Методическое обеспечение:
Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, ТСО. Все педагоги используют театрализованные игры во всех режимных моментах
Разработаны:
- Перспективный план работы с детьми и родителями.
- Рабочая программа «»
- сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по пожарной безопасности»,
- конспекты непосредственно-образовательной деятельности
Созданы:
- картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
- картотека мнемотаблиц
Оформлены:
- альбом: «Виды театров»
- Фото и видеорепортажи: «», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»,
Для родителей:
- рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.
Предметно – развивающая среда: Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы благоприятные условия. Имеются уголки театрализованной деятельности . В них широко представлены : 1) различные виды театров ( пальчиковый, кукольный, настольный , театр на фланелеграфе ,театр фартуков, театр стаканчиков, дисков, носков , перчаточный , плоскостной театр). 2) реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей ( набор кукол , ширмы , элементы костюмов , маски , парики, игровой реквизит ).
Организация среды в группе:
- Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Разнообразие театров способствует повышению интереса детей к театрализованной деятельности.
В ходе театрализованной деятельности развиваются следующие личностные качества детей. Коммуникативные качества: умение принимать себя и других; умение видеть в другом человеке его достоинства; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; знание культуры человеческого общения. Коммуникативные навыки: развитие речевых навыков ( навыков речевого общения) накопление опыта положительного взаимодействия; умение находить общий язык; умение без насилия решать конфликты; навыки эффективного общения; умение выражать свое мнение публично; навыки коллективного взаимодействия; навыки взаимного уважения и признания; Деятельностные качества: - умение планировать свою деятельность; - умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе; - умение действовать в конфликтных ситуациях. Общечеловеческие ценности: - ценность семьи; - ценность здорового образа жизни; - знание и уважение народных традиций.
Те атрализованная игра в развитии речи детей:
1) развивает художественный вкус, творческие способности, выразительность речи;
2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;
3) расширяет словарный запас слов, речь;
4) развивает память, мышление, воображение;
5) формирует чувство коллективизма;
6) приобщает детей к театрализованному искусству.
Вывод:
- Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
- Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
- Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становиться более яркой , эмоциональной .