СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

 Актуальность проблемы речевого развития  Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. • Речь – это инструмент развития высших отделов психики. • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. • Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Актуальность проблемы речевого развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:    •  владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Актуальность проблемы состоит в следующем:   В последние годы, к сожалению, в ДОУ отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.

Актуальность проблемы состоит в следующем:

  • В последние годы, к сожалению, в ДОУ отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
  • Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
  • Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.
Значение театрализованной деятельности помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению совершенствует артикуляционный аппарат формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий дети получают эмоциональный подъём способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса позволяет формировать опыт социального поведения стимулирует активную речь

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей посредством театрализованной деятельности Задачи:  1.    Пополнить и активизировать словарь (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);   2.    Совершенствовать монологическую и диалогическую форм речи;  3.    Воспитывать культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;  4. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;  5. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

Цель: создать условия для развития речи детей посредством театрализованной деятельности

Задачи: 1.    Пополнить и активизировать словарь (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);  2.    Совершенствовать монологическую и диалогическую форм речи; 3.    Воспитывать культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе; 4. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; 5. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

 Задачи на педагога:    анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта; разработка программы; определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников; создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности; выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию; приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Задачи на педагога:

  • анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
  • разработка программы;
  • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
 Задачи на детей:  воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке; совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Задачи на детей:

  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:   - Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.  - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. - Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.

- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Театральная деятельность Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Театральная деятельность

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии; личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях; игровые технологии; интегрированное обучение; взаимодействие с семьёй; творческой технологии – ТРИЗ; групповые; проблемное обучение.

Элементы педагогических технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
  • индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
  • игровые технологии;
  • интегрированное обучение;
  • взаимодействие с семьёй;
  • творческой технологии – ТРИЗ;
  • групповые;
  • проблемное обучение.
Методы и приемы работы:   1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.  2. Беседы с детьми.  3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации.  4. Рассматривание иллюстраций.  5. Показ кукольного спектакля для детей мл.группы,  6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).

Методы и приемы работы: 1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. 2. Беседы с детьми. 3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации. 4. Рассматривание иллюстраций. 5. Показ кукольного спектакля для детей мл.группы, 6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).

Содержание деятельности:    Артикуляционная гимнастика Чистоговорки и скороговорки Упражнения на воображение Упражнения на активизацию словарного запаса Упражнения на интонационную выразительность Упражнения на формирование разговорной речи Игры со словами и без слов Хороводные игры Подвижные игры с героями Обыгрывание эпизодов Инсценирование сказок, потешек, стихов Показ театрализованных представлений

Содержание деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Игры со словами и без слов
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с героями
  • Обыгрывание эпизодов
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов
  • Показ театрализованных представлений

Методическое обеспечение:

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, ТСО. Все педагоги используют театрализованные игры во всех режимных моментах

Разработаны:

  • Перспективный план работы с детьми и родителями.
  • Рабочая программа «»
  • сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по пожарной безопасности»,
  • конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Созданы:

  • картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
  • картотека мнемотаблиц

Оформлены:

  • альбом: «Виды театров»
  • Фото и видеорепортажи: «», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»,

Для родителей:

  • рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.
 Предметно – развивающая среда:   Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы благоприятные условия. Имеются уголки театрализованной деятельности . В них широко представлены :  1) различные виды театров ( пальчиковый, кукольный, настольный , театр на фланелеграфе ,театр фартуков, театр стаканчиков, дисков, носков , перчаточный , плоскостной театр).  2) реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей ( набор кукол , ширмы , элементы костюмов , маски , парики, игровой реквизит ).

Предметно – развивающая среда: Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы благоприятные условия. Имеются уголки театрализованной деятельности . В них широко представлены : 1) различные виды театров ( пальчиковый, кукольный, настольный , театр на фланелеграфе ,театр фартуков, театр стаканчиков, дисков, носков , перчаточный , плоскостной театр). 2) реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей ( набор кукол , ширмы , элементы костюмов , маски , парики, игровой реквизит ).

Организация среды в группе:

Организация среды в группе:

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Разнообразие театров способствует повышению интереса детей к театрализованной деятельности.
  • Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Разнообразие театров способствует повышению интереса детей к театрализованной деятельности.
В ходе театрализованной деятельности развиваются следующие личностные качества детей.  Коммуникативные качества:  умение принимать себя и других;  умение видеть в другом человеке его достоинства;  эмоционально-положительное отношение к сверстникам;  знание культуры человеческого общения.  Коммуникативные навыки:  развитие речевых навыков ( навыков речевого общения)  накопление опыта положительного взаимодействия;  умение находить общий язык;  умение без насилия решать конфликты;  навыки эффективного общения;  умение выражать свое мнение публично;  навыки коллективного взаимодействия;  навыки взаимного уважения и признания;  Деятельностные качества:  - умение планировать свою деятельность;  - умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;  - умение действовать в конфликтных ситуациях.  Общечеловеческие ценности:  - ценность семьи;  - ценность здорового образа жизни;  - знание и уважение народных традиций.

В ходе театрализованной деятельности развиваются следующие личностные качества детей. Коммуникативные качества: умение принимать себя и других; умение видеть в другом человеке его достоинства; эмоционально-положительное отношение к сверстникам; знание культуры человеческого общения. Коммуникативные навыки: развитие речевых навыков ( навыков речевого общения) накопление опыта положительного взаимодействия; умение находить общий язык; умение без насилия решать конфликты; навыки эффективного общения; умение выражать свое мнение публично; навыки коллективного взаимодействия; навыки взаимного уважения и признания; Деятельностные качества: - умение планировать свою деятельность; - умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе; - умение действовать в конфликтных ситуациях. Общечеловеческие ценности: - ценность семьи; - ценность здорового образа жизни; - знание и уважение народных традиций.

  Те атрализованная игра в развитии речи детей:    1) развивает художественный вкус, творческие способности, выразительность речи; 2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество; 3) расширяет словарный запас слов, речь; 4) развивает память, мышление, воображение; 5) формирует чувство коллективизма; 6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Те атрализованная игра в развитии речи детей:

1) развивает художественный вкус, творческие способности, выразительность речи;

2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

3) расширяет словарный запас слов, речь;

4) развивает память, мышление, воображение;

5) формирует чувство коллективизма;

6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Вывод:

  • Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
  • Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становиться более яркой , эмоциональной .

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становиться более яркой , эмоциональной .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!