Просмотр содержимого документа
«Театральная деятельность детей, как эффективное средство развития речи дошкольников.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1 «СКАЗКА»
Театральная деятельность детей, как эффективное средство развития речи дошкольников.
Презентацию подготовила:
Ширяева Н.Н. – воспитатель
первой
категории.
Актуальность
- Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определённых личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является актуальным в свете Федерального государственного образовательного стандарта и находит отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В.А. Сухомлинский
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития творческой личности ребёнка через театрализованную деятельность
Задачи на педагога:
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей, развитию всех компонентов детской игровой деятельности, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы, их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях;
- Создавать основу для развития игровой деятельности: обогащать представления детей о мире, расширять круг их интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Учить видеть прекрасное, любоваться им, отображать это в своих играх, спектаклях, рисунках, поделках.
- Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи на детей :
- воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
- воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
- индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
- игровые технологии;
- интегрированное обучение;
- взаимодействие с семьёй;
- творческой технологии – ТРИЗ;
Творческие методы и приёмы:
- знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
- моделирование;
- ситуация «проживания»;
- коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
- организация творческого поиска;
- аналогий;
- просмотр видеофильмов;
- слушание аудиозаписи;
- словесное рисование;
- нетрадиционные методы рисования и аппликации
- коллаж из сказок
- релаксации
- музыкотерапия
Содержание деятельности:
- Артикуляционная гимнастика
- Чистоговорки и скороговорки
- Пластические этюды
- Мимические этюды
- Загадки Упражнения на воображение
- Упражнения на напряжение и расслабление мышц
- Упражнения на имитацию движений
- Упражнения на активизацию словарного запаса
- Упражнения на интонационную выразительность
- Упражнения на формирование разговорной речи
- Упражнения на отбивание ритма
- Упражнения на речевое дыхание
- Игры со словами и без слов
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Обыгрывание эпизодов
- Инсценирование сказок, потешек, стихов
- Показ театрализованных представлений
Методическое обеспечение:
Разработаны
- Перспективный план по ознакомлению детей с играми – драматизациями, играми – имитациями, хороводными, театрализованными играми
- конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Город мастеров», «Лесные звери», «Дворец для сказочных героев», «Театральные занятия»
Созданы:
- Картотеки игр и упражнений: «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры» , «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь»
Оформлены:
- Альбом: «Виды театров»
- папка передвижка «Мир театра»
- фоторепортажи: Колядки», «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»
Для воспитателей:
- Мастер-класс «Организация театрализованной развивающей среды в группе»,
консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности
дошкольника», «Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном
развитии младших дошкольников»
Для родителей:
- рекомендации для родителей: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника».
Предметно – развивающая среда:
- Изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
- Изготовлены разные виды ширм.
Виды театров используемые в работе:
перчаточный
настольный
кукольный
пальчиковый
на фланелеграфе
костюмированый
масочный
на палочках
теневой
Расти, расти, репка
Большая, пребольшая.
Помощников позовём
И тебя мы вытянем!
У нас дружная семья,
Бабка, внучка, жучка, мышка, я!
Как в избушке у опушки Петушок живет и кот. Васька днем печет ватрушки, Петя песенки поет.
Результативность
- 45.1 % детей показали высокий уровень развития творческих навыков в процессе театрализованных игр. Дети проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знают правила поведения в театре; называют различные виды театра; знают их различия и могут охарактеризовать театральные профессии; импровизируют с куклами различных систем; свободно поют, танцуют; проявляют творчество и активность на всех этапах работы.
- 46.9 % детей показали средний уровень знаний развития творческих навыков в процессе театрализованных игр.
- 8 % детей показали низкий уровень знаний творческих навыков в процессе театрализованных игр.
Вывод:
- В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
- Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.
- В настоящее время дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения.
- Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различают эмоциональное состояние героя, но и умело используют их при изображении различных образов персонажей сказок.
- У детей обогатился словарь, они стали свободнее, раскрепощены в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём, при слове «театр» их глаза загораются, а лица светятся от улыбки.
Ширяева Наталья Николаевна
Уважаемые коллеги!
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ ПОБЕД,
ТАЛАНТЛИВЫХ ВОСПИТАННИКОВ, БЛАГОДАРНЫХ РОДИТЕЛЕЙ !