муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 »
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В УЧЕБНОЙ
И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнили: Сергеева Мария
Ученица 11 А класса
Руководитель:
учитель биологии
Котенко О.В.
2023 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………….….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Происхождение типов темперамента……………………………………..4
Различные подходы к исследованию темперамента……………..…………………..…………………………..……6
Основы учения о высшей нервной деятельности……………………………………………………………………7
Психологическая характеристика типов темперамента ………………10
Учет видов темперамента в трудовой и учебной деятельности……… 11
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ
2.1. Организация и методы исследования……………………………….…….13
2.2. Диагностика типов темперамента с помощью личностного опросника EPI (методика Г. Айзенка ) ……................................................................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…18
Приложение 1 ……………………………………………………………………19
Введение
С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, брызг. Течет второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни.
Все мы видим отчетливую разницу в поведении людей, одни быстры, суетливы, другие медлительны, спокойны. чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску все деятельности и поведению.
Проблема изучения темперамента в современной школе очень актуальна. Четкое понимание собственных индивидуально-психологических особенностей , таких как экстраверсия – интраверсия, уровень нейротизма, определяющих темперамент, помогут не ошибиться с выбором будущей профессии, избежать стрессовых ситуаций в дальнейшей жизни..
Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признаю, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.
Меня всегда интересовали эти вопросы, интересовало, почему поведение у всех людей разное, почему вообще люди разные, поэтому я выбрала эту тему для своего проекта.
В дальнейшем, когда я буду работать, мне пригодятся эти знания, и будет легче работать в коллективе.
Объект исследования – учащиеся 11 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная щкола № 13».
Предмет исследования – система работы с представителями различных типов темперамента.
Цель исследования - определить особенности каждого типа темперамента, выявить основные направления работы с учетом каждого типа темперамента.
Задачи исследования:
а) ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;
б) изучить типы темперамента у учащихся 11 А класса с помощью личностного опросника EPI (методика Г.Айзенка);
в) диагностировать уровень экстраверсии, интроверсии и нейротизма обучающихся;
г) соотнести индивидуально-психологические особенности личности с их темпераментом при помощи круга Айзенка;
д) информировать о полученных результатах классного руководителя и родителей с целью профориентации.
Гипотеза исследования - если учитель будет хорошо знать особенности проявления каждого типа темперамента, то ему будет легче выстроить индивидуальную траекторию работаты с учащимися.
Методы исследования:
(методика Г.Айзенка);
анализ и синтезполученных результатов;
обобщение полученных результатов исследования.
Практическая значимость: возможность использования рекомендаций в выборе профессии или интересов с учётом личностных качеств и особенностей психики человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Происхождение типов темперамента
Создателем учения о типах темперамента считается древнегреческий врач Гиппократ (V в до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - которые входят в его состав. Каждая жидкость имеет особые свойства и особе назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение - охлаждать организм. Свойство желтой желчи – сухость. Назначение ее – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его. Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в организме.
Исходя их этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую изложил в известном тракте «Ре temperamentum» (от лат. temperamentum - соразмерность, правильная мера).Согласно учению Галена, тип темперамента зависит от того, какой из «соков» преобладает в организме человека. Он выделил типы темперамента, названия которых сохранилось до нашего времени и пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. Sanqius-кров), флегматик (от греч. Phlegma-флегма), холерик (от греч. Chole-желчь) и меланхолик (от греч. Meloschole-черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Современные ученые считают, что в происхождении типа темперамента главную роль играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнить свойства темперамента у одинаковы (гомозитных) близнецов, у которых наследственные физиологические свойства одинаковые, и у двухяйцевых (гетерозитных) близнецов, у которых эти свойства не вполне одинаковы, обнаруживается, что степень сходства в свойствах темперамента у гомозитных близнецов настолько больше, чем у гетерозитных, что вероятность наследственного происхождения темперамента равна 85%. То же самое подтверждается, если сравнить темперамент гомозитных близнецов, взятых на воспитание в разные семьи. Несмотря на то, что условия воспитания у таких близнецов различны, по свойствам темперамента различие между ними на протяжении многих лет очень незначительны.
Отдельные свойства темпераментав результате длительного влияния определенных условий воспитания могут изменяться.
Общие закономерности созревания нервной системы накладывает отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, характерная возрастная особенность нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте – слабость нервного процесса и их неуравновешенность. Поэтому те свойства темперамента, которые зависят от силы нервной системы, не проявляются в достаточной степени благодаря возрастным особенностям. Такие свойства темперамента, как раздражительность, гневливость, склонность к страху, вялость, наблюдаемые у младших школьников, в дошкольном возрасте не проявляются и подавляются большинством из них.
Основные свойства определенного темперамента проявляются не все сразу, а постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс мы и называем созреванием темперамента.
Различные подходы к исследованию темперамента
Типология Э.Кречмера
Своеобразный подход к исследованиютемперамента предложил Э. Кречмер, который изложил в опубликованной в 1921 г. своей знаменитой работе «Строение тела и характер». Главная идея Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности.Ученый провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа.
1. Лентосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.
2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, маленького или среднего роста, с расплывшимся туловищем, большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик – человек с развито мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий и средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (чрезмерный рост, непропорциональное телосложение или др.).
С вышеуказанными типами строения тела Кречмер соотносит три типа темперамента, которые он называет шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебанию эмоций, упрям, податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанным жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Классификация К.Г. Юнга
Своеобразное решение проблемы предложил К.Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения.
Первый тип экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны.
Второй тип – интровертированный. Для людей этого типа свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.
По мнению Юнга, преобладание эстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков. Если выделить некоторые особенности игрового общения детей, принадлежащих к обоим типам, то обнаружится, что экстраверты более инициативны в начальной, организующей фазе игры: в совещании при выборе темы, распределении ролей и выборе собственной роли. Интроверты же чаще «общаются» с игровыми атрибутами, разговаривают с игрушкой, планируют свои действия без побуждений со стороны других детей, чаще говорят, что они делают, какие игровые действия выполняют.
1.3 Основы учения о высшей нервной деятельности
Из курса биологии известно, что И.П. Павлов изучал особенности выработки условных рефлексов у собак. Ученый выявил большие различия в поведении животных и в протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявились, прежде всего, в скорости и точности образования условных рефлексов, а также в особенностях их угасания. Данное обстоятельство позволило исследователю предположить, что в основе условных рефлексов лежат какие-то свойства нервных процессов. Позднее ученый определил, что к этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Особенности нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить на людей.
Итак, И.П.Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, то есть способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Люди, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы, при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности, в поступках, в разговоре; в умениях хранить тайну, соблюдать правила; в собранности, в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды; в хорошем сне.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Соотношение силы обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным. Если сила одного процесса превосходит силу другого, человек становится или излишне легко возбудимым, или излишне спокойным. Уравновешенный человек ведет собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов или падений.
Третье свойство нервной системы, связанное с темпераментом, - подвижность нервных процессов. Данное свойство заключается в быстроте перехода от возбуждении к торможению и наоборот, то есть в способности к изменению поведения в соответствии с переменами в условиях жизни. Мера этого свойства – быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Люди с высокой подвижностью нервных процессов отличаются общей подвижностью, быстрым темпом деятельности, живой речью, быстрым освоением нового материала и быстрым его забыванием, легкостью в завязывании знакомств, стремлением к новым впечатлениям, быстрым засыпанием и пробуждением.
Противоположностью подвижности нервных процессов является инертность. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Инертные люди с трудом входят в работу и выходят из нее, их эмоции проявляются замедленно и несильною. Они не любят изменять свои привычки, обстановку, друзей, распорядок жизни, работу.
Установленные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемые типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Тип нервной системы складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Несмотря на то, что теоретически указанные свойства нервной системы могут быть сгруппированы в девять типов, И.П. Павлов экспериментально подтвердил существование четырех основных типов, близких к традиционной типологии Гиппократа. Его классификация прежде всего основывается на силе нервных процессов, выделяет сильные и слабые типы. Следующим критерия является уравновешенность нервных процессов, но только в отношении сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, с точки зрения подвижности нервных процессов сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные. Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный (по Павлову – «живой» тип) - сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный («спокойный» тип)- флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения («безудержный» тип)- холерик;
4. Слабый тип- меланхолик.
И.П.Павлов считал, что тип нервной системы является врожденным и относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
Таким образом, тип нервной системы — это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это аспекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой — с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.
Б.М. Теплов и его сотрудники продолжили исследования И.П. Павлова , изучая свойства нервных процессов человека, применяя при этом инструментальную регистрацию очень тонких нервно-физиологических процессов и методы обработки математической статистики. Они нашли, что некоторые индивидуальные особенности условных рефлексов человека связаны между собой. Каждая такая система взаимосвязанных индивидуальных особенностей зависит от одной общей причины, а именно от определенного свойства нервной системы. Так, например, от силы процесса возбуждения зависят следующие взаимосвязанные особенности: степень угасания условного рефлекса, несмотря на продолжающееся подкрепление условного раздражителя; различие между величиной условной реакции на сильные и на слабые раздражители; степень положительного или отрицательного влияния стороннего раздражителя на чувствительность к основному раздражителю и многие другие.
Таким же путем были установлены группы взаимно связанных индивидуальных особенностей условно рефлекторной деятельности, зависящие от силы торможения и от уравновешенности нервных процессов.
1.4 Психологическая характеристика типов темперамента
В современной психологии основные типы темперамента характеризуются следующим образом.
Холерик. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами склонен переоценивать свои возможности. Быстро включаешься в работу. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Напорист, но недостаточно настойчив. Холерики добиваются больших успехов в тех видах деятельности, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие виды деятельности как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет.
Сангвиник. Среди одноклассников выделяется высокой работоспособностью. Параллельно может выполнять несколько дел. Легко загорается новой работой, но также быстро теряет к ней интерес. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Проявляет организаторские способности и быстро осваивает новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без его участия. Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них.
Флегматик. Нетороплив в учебе и медлителен в работе. Успеха достигает за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – его достоинство. Если не торопить, продумает все мелочи и доведет дело до идеала. Не стремится брать на себя обязанности лидера, Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают, а суета может довести до депрессии. На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость.
Меланхолик. Человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня лень вставать с кровати. Быстро устает, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Невероятно тонкий и наблюдательный, способный замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Меланхоликам не следует выбирать вид деятельности, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.
Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и видов деятельности и меньше для других.
1.5 Учет темперамента в трудовой и учебной деятельности
Отметим сразу, что нет лучших и худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. В темпераменте каждого человека есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, то есть присущим только ему. У большинства людей наблюдается соединение признаков одного типа с признаками других темпераментов, то есть проявляются черты, свойственные различным темпераментам: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника – черты холерика и флегматика и т.д…. Смотря, как неторопливо ученик выполняет домашнюю работу и помогает матери, можно подумать, что он флегматик. Но, увидев его на стадионе, когда команда, за которую он «болеет», забивает гол, мы решим, что он холерик.
Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, поступают в не те ВУЗы, а после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.
Задача школы – помочь учащимся с профессиональным самоопределением с использованием качественных методик. Стараться не допустить к определеннойдеятельности людей, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Обязательно учитывать, что профессиональное обучение не должно менять темперамент, а лишь помогает преодолевать недостатки того или иного темперамента и развивает его положительные стороны.
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношении с другими учащимися, аккуратности прядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ними не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще более затормаживают их, снижают работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся нужно чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку. Большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание педагога должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
Таким образом, каждому учащемуся нужен индивидуальный подход и помощь в выработке индивидуального стиля деятельности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА, ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 13» г. Курска. В исследовании принимали участие 12 человек - ученики 11 А класса.
Мы поставили следующие практические задачи:
Задачи:
а) ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;
б) изучить типы темперамента у учащихся 11 А класса с помощью личностного опросника EPI (методика Г.Айзенка);
в) диагностировать уровень экстраверсии, интроверсии и нейротизма обучающихся;
г) соотнести индивидуально-психологические особенности личности с их темпераментом при помощи круга Айзенка;
д) информировать о полученных результатах классного руководителя и родителей с целью профориентации.
Г. Айзенк анализировал материалы обследования 700 солдат-невротиков. Его анализ выявил, что всю совокупность свойств человека можно представить посредством 2 основных факторов: экстраверсия — интроверсия и нейротизм.
Первый фактор представляет свойство индивидуально-психологического процесса человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности на внешний мир объектов — экстраверсия или на внутренний мир — интроверсия. Если говорить об экстравертах, то им свойственны коммуникативность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность и высокая социальная приспособляемость. Интроверты же, наоборот, необщительны, социально пассивны, склонны к самоанализу и имеют трудности в социальной адаптации.
Второй фактор — нейротизм. Данный фактор описывает состояние, которое характеризует эмоциональную устойчивость, уровень тревожности и самоуважения. Фактор этот также имеет два полюса и образует шкалу, на одном полюсе которого находятся люди эмоционально устойчивые люди, которые характеризуются зрелостью и хорошей адаптированностью, а на другом — эмоционально неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большое количество людей находятся ближе к середине, так называемый усредненный результат.
Пересечение этих 2 типов шкал характеристик позволяет получить результат типа темперамента.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
2.2 Диагностика индивидуально-психологический особенностей учащихся при помощи личностного опросника EPI (методика Г.Айзенка)
Обучающимся была предложен личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) (приложение 1).
Шкалы теста: экстраверсия, интроверсия, нейротизм; типы темперамента - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик
Опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.
Учащиеся проходили тест on-line.
Результаты занесены в таблицу.
Таблица 1
№ | ФИ | Шкала экстраверсии-интроверсии | Шкала нейротизма | Темперамент Круг Айзенка |
1 | Баранов Д. | 9 | 5 | флегматик |
2 | Беспалова А. | 19 | 14 | холерик |
3 | Демкевич Д. | 22 | 2 | сангвиник |
4 | Дворцова Е. | 12 | 9 | Сангвиник-флегматик |
5 | Кобелева Е. | 19 | 12 | сангвиник |
6 | Колчин Н. | 14 | 7 | сангвиник |
7 | Маслова А. | 12 | 9 | Сангвиник-флегматик |
8 | Панфилова Е. | 14 | 16 | холерик |
9 | Сергеева М. | 16 | 15 | Холерик-сангвиник |
10 | Скорик А. | 3 | 14 | Меланхолик |
11 | Терехова С. | 17 | 7 | Сангвиник |
12 | Филатов М. | 21 | 10 | Сангвиник |
13 | Шатаева Д. | 20 | 12 | Сангвиник |
14 | Шеховцов М. | 15 | 0 | Сангвиник |
Учитывая полученные данные, надо помнить, что в «чистом виде» каждый тип темперамента не встречается вообще. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.
В классе 1 ученик (7%) имеет меланхолический темперамент, что свидетельствует о повышенной чувствительности, легкой ранимости и склонности к пессимизму. Остальные учащихся имеют сильную нервную систему, с преобладанием холерического и сангвинического темпераментов, способных выдерживать значительные нагрузки, 14% учащихся – флегматики.
Учащиеся, имеющие низкий уровень нейротизма стрессоустойчивы, понимают, что излишние эмоции и волнение негативно влияют на сдачу ЕГЭ. Отрадно, что стрессоустойчивость можно повысить определенными тренировками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По ходу своей работы я узнала очень многое. Я узнала, что такое темперамент, его виды, узнала, что он не один, что нет лучших и худших темпераментов, выявила плюсы и минусы каждого типа. В темпераменте каждого человека есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, то есть присущим только ему. У большинства людей наблюдается соединение признаков одного типа с признаками других темпераментов
Теперь я знаю, как сформировалось учение о типах темперамента, как ученые по-разному его изучают и воспринимают. Я узнала, как надо работать с детьми разных типов темперамента, учитывать эти типы в учебной деятельности. Мне пригодятся эти знания в моей будущей профессии, чтобы правильно построить деятельность в коллективе. А для этого надо работать с плюсами темпераментов и искоренять их минусы.
Четкое понимание зависимости темперамента и сферы деятельности помогут не ошибиться с выбором будущей профессии, избежать стрессовых ситуаций.
По результатам тестирования учащиеся получили рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волков В. П.: Разнообразие человеческих миров// Аграф.2000;
Небыкова С.В.: Типы темперамента. Отношения. Тайна двойников// Феникс. 2013;
Руднев В. П.: Характеры и расстройства личности// М.: Независимая фирма "Класс", 2002;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://cyberleninka.ru
https://forpsy.ru
http://web.snauka.ru
Приложение 1
Круг Айзенка
14