САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности
тренера - преподавателя по спортивной аэробике
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования города Новосибирска
«Детско-юношеская спортивная школа «Энергия»
Сухаревой Натальи Геннадьевны
Советский район, г. Новосибирск
Я, Сухарева Наталья Геннадьевна, работаю тренером-преподавателем по спортивной аэробике с 1993 года, имею звание «Мастер спорта России». Общий педагогический стаж - 24 года. Стаж моей трудовой деятельности в данной организации составляет 6 лет, имею высшее профессиональное педагогическое образование. В 2012 году аттестована на высшую квалификационную категорию.
Систематически повышаю свою квалификацию:
- 2015 г., ФГБОУ ВПО «НГПУ», тема «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта», 72 часа;
- апрель 2015 года, г. Чебоксары получила сертификат за участие во Всероссийском семинаре для судей и тренеров по спортивной аэробике по правилам FIG 2013-2016, 72 часа;
- январь 2017 года получила сертификат о повышении квалификации для тренеров и судей по спортивной аэробике, 72 часа.
Также, я регулярно посещаю открытые тренировки и семинары, которые организуют и проводят Федерация спортивной аэробики Новосибирской области и Всероссийская федерация спортивной аэробики России. Федерации своевременно организуют семинары по судейству, знакомят с изменениями в правилах соревнований, календарями соревнований, положениями о соревнованиях и методической литературой по виду спорта.
Наше учреждение располагает комплектами спортивных костюмов для начинающих спортсменов, а так же имеются костюмы для показательных выступлений, чем я широко пользуюсь в учебно-тренировочном процессе.
Руководство учреждения понимает необходимость создания условий для качественной педагогической работы и делает все возможное: проведен качественный ремонт зала, ведется работа по ремонту вентиляции зала.
Я имею достаточный опыт работы с детьми, как младшего школьного возраста, так и старшего (девочками от 6 до 21 лет). Обучение детей провожу по модифицированной программе «Учебная программа по спортивной аэробике», разработанной и утвержденной на педагогическом совете нашего учреждения 01.09. 2017 года.
Тема моей методической работы звучит так: «Особенности разучивания спортивной комбинации в период начальной подготовки в возрастной категории 6-8 лет и совершенствование программ на тренировочном этапе».
В 2011 году я набрала группу детей начальной подготовки 6 –летнего возраста. Начиная работу с детьми такого возраста, я прекрасно понимаю, что здоровье детей является, в конечном итоге, главной ценностью человека и, поэтому ставлю перед собой следующую цель: гармонизировать процесс становления растущей личности ребенка через развитие и совершенствование физических качеств, а так же через участие в спортивных соревнованиях.
Задачи:
Обучить специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной деятельности в спортивной аэробике;
Апробировать свою систему разучивания спортивной комбинации на детях с 6-летнего возраста.
Способствовать соразмерному развитию физических качеств (силы, координации, прыгучести, растяжки, выносливости);
Формировать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать устойчивый интерес к избранному виду спорта;
Воспитывать морально-волевые и нравственно-эстетические качества.
Базовыми принципами, определяющими содержание моей деятельности, являются:
Учет возрастных психофизиологических особенностей;
Учет индивидуальных особенностей;
Использование психологических механизмов, определяющих эффективность спортивной подготовки воспитанников.
Спортивная аэробика является универсальным средством развития динамической, статической силы, гибкости, взрывной силы, аэробной выносливости, музыкальности, развития чувства коллективизма, как для девочек, так и для мальчиков. Это является немаловажным фактором, т.к. позволяет разнополым детям заниматься в одной группе.
Моя воспитательная деятельность направлена на раскрытие в ребенке положительных качеств: слабых заставить поверить в свои силы, научить детей работать на занятиях и в домашних условиях над развитием своих физических и морально-волевых качеств.
В своей деятельности мне необходимо правильно понимать и учитывать мотивы поведения занимающихся, как личные, так и социально-общественные: потребность самовыражения, желание стать чемпионом, стремление завоевать уважение товарищей по команде и тренера, стремление к победе в личном выступлении, так и в групповом, расширять свои спортивные возможности.
Наши многодневные, многолетние взаимоотношения оставляют след в душе воспитанников. Поэтому стремлюсь воспитать в каждом ребенке высоконравственную личность с твердым положительным характером, настойчивостью, трудолюбием, честностью, активностью.
Постоянно обращаю внимание на поведение детей в раздевалке, на взаимоотношения детей между собой, взаимоотношения со старшими, с родителями. Стараюсь построить в группах добропорядочные взаимоотношения, основанные на взаимоуважении.
В индивидуальных беседах с каждым воспитанником стараюсь узнать, чем занимаются дети дома кроме уроков и спорта, помогают ли родителям в домашних делах, учатся ли сами себя обслуживать.
Часто беседую с детьми на различные жизненные темы, о различных неприятных ситуациях, в которые можно попасть по неопытности и доверчивости.
Неоднократно провожу беседы, особенно с новичками, о бережном отношении к своему здоровью. Как правильно вести себя на тренировках и в жизни, чтобы избежать травматизма, который иногда приводит к тяжелым последствиям.
Объясняю детям в беседах то, что без желания самого человека, невозможно улучшить спортивный результат, воспитать в себе чемпиона, изменить свой характер. Убеждаю детей в том, что только через трудолюбие, настойчивость, терпеливость, умение слушать, исполнительность, систематический процесс тренировок, можно добиться высокого результата.
Результатом моей воспитательной работы является то, что дети, занимающиеся спортивной аэробикой в моих группах, легко адаптируются в социальной жизни: успешно учатся, имеют положительных друзей, умеют следить за своим здоровьем, собственным примером оказывают положительное влияние на младших (по уровню подготовки) спортсменов и одноклассников. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, возникающие в школе, в семье, в разных жизненных ситуациях. Дети верят в свои силы не только в спорте, но и в жизни.
Заботясь о воспитании и здоровье воспитанников, я не вижу смысла в своей деятельности без их спортивных результатов. Имея спортивный опыт и достаточный педагогический стаж работы, я вкладываю в них все свои знания, умения, мастерство и всю душу.
В рамках реализации методической темы на протяжении многих лет мной выстроена система разучивания спортивных комбинаций на начальном этапе подготовки, которая раскрывает потенциал физических, умственных и психологических возможностей ребенка. В этой системе уделяю огромное внимание влиянию родителей, их активной позиции в мотивации детей к занятиям спортивной аэробикой.
В основном тренировочные занятия проводятся фронтальным и поточным методами. Широко применяется индивидуальный подход, что позволяет откорректировать неравномерное физическое развитие каждого вновь поступившего ребенка.
К выполнению мною поставленных задач обязательным условием является выполнение планомерной работы в течение календарного года, т.е выполняется круглогодичная система тренировки детей, а именно:
Соревновательный период с сентября по май;
Переходный - оздоровление детей провожу на детской городской площадке в июне месяце,
Подготовительный период включает в себя учебно-тренировочный процесс в июле-августе в спортивном лагере. В этот период помимо оздоровления детей происходит плавный переход к соревновательному периоду.
Я разработала систему разучивания спортивной комбинации и использую ее на обучающихся
Система состоит из 4 –х этапов:
На первом этапе я особое место уделяю развитию физических качеств у детей, акцентируя внимание детей и их родителей на том что, только имея хорошую физическую форму, можно успешно развиваться в спорте.
Первостепенное значение на данном этапе приобретает общая физическая подготовка, в результате которой спортсмены должны обрести высокие показателями динамической, статической силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации. От того, насколько хорошо развиты эти качества, в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной спортивной техникой. Поэтому общая физическая подготовка и должна стать одной из ведущих в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной подготовки. Для достижения успехов в этом направлении необходимо рационально использовать время, т. е. правильно организовывать занятия. Это возможно лишь в том случае, если известны уровень физической подготовленности обучающихся и изменения, происходящие под влиянием тренировки. Располагая такими данными, можно правильно увеличивать нагрузку, подбирая соответствующее, в каждом отдельном случае, специальное упражнение, акцентировать внимание на слабых местах и работать над ними. Это позволяет своевременно уточнить тренировочный процесс, а, следовательно, и повысить его эффективность, тем самым, ускоряя процесс роста спортивно-технических результатов.
2. На втором этапе я составляю спортивную программу, которая помогает выявить у ребенка его сильные стороны. В данной программе, я отслеживаю, насколько технично ребенок выполняет элементы сложности для его возраста. Это дает мне возможность спрогнозировать его потенциал дальнейшего развития, как личности и, как перспективного спортсмена. Такой подход в работе помогает и мне, и ребенку, и его родителям увидеть в нем спортсмена и, не ущемляя его интересов и интересов (что не маловажно) его родителей.
3.Третий этап моей системы заключается в том, что при разучивании новых спортивных программ, я использую такой метод, как словесное проговаривание программы: ребёнок повторяет словами базовые движения спортивной комбинации, затем под свой текст речи пытается в точности повторить движения. Как показал мой опыт, скорость и качество разучивания спортивной комбинации повышается – об этом говорят результаты моих воспитанников.
4.Четвертый этап - это эмоционально – психологическая подготовка. Мои воспитанники не только выступают на соревнованиях, но и в обязательном порядке я их привлекаю к участию в показательных выступлениях на праздниках города. Будь - то выступление на стадионе или в большом спортивном зале, на футбольном поле, на сцене дворца культуры или в парках культуры и отдыха - всё это мобилизует личность спортсмена и закаляет его, способствует раскрытию его эмоциональности, умению свободно чувствовать себя в разных условиях.
Эта система позволяет у спортсменов тренировочного этапа и этапа совершенствования спортивного мастерства показывать стабильный результат, который раскрывается на соревнованиях и выполнять разрядные требования согласно ЕВСК.
Результаты моей системы обучения показаны на следующих диаграммах и графиках (смотреть приложения).
Так же оценку результатов своей работы я отслеживаю и по тому, как мои воспитанники по окончании учреждения дополнительного образования продолжают свою спортивную карьеру:
количество учеников, поступивших в ВУЗЫ и продолжающих заниматься спортивной аэробикой -4 человек.
количество учеников, поступивших именно в НГПУ на факультет физической культуры и выбор профессии «тренер – преподаватель» - 2 человека.
Ежегодно мои воспитанники входят в состав сборной Новосибирской области и сборную России по спортивной аэробике.
Являюсь организатором таких соревнований как Всероссийские соревнования «Аэробика Сибири», Первенство и чемпионат НСО, секретарем Всероссийских соревнований «Аэробика Сибири» , первенства и чемпионата России по спортивной аэробике.
Я судья Всероссийской категории.
В межатестационый период мною подготовлены :
Мастер спорта России – 3 чел. Захарова А.С, Милованова Анастасия, Малыхина Вероника, Кандидаты в мастера спорта - 9 чел.
Лучшие результаты спортивной подготовки моих воспитанников
за последние 3 года.
2015 г Чемпионат Сибирского федерального округа 1 место Рожкова Дарина, Гришаткина Анастасия
Чемпионат России по спортивной аэробике 3 место Рожкова Дарина, Гришаткина Анастасия
Кубок России по спортивной аэробике 2 место Рожкова Дарина, Гришаткина Анастасия
2016г
Первенство Сибирского федерального округа 3 место Милованова Анастасия Чемпионат Сибирского федерального округа 3 место Гришаткина Анастасия
Первенство России по спортивной аэробике 2 место Милованова Анастасия Чемпионат России по спортивной аэробике 3 место Гришаткина Анастасия Кубок России по спортивной аэробике 2 место Гришаткина Анастасия
Всероссийские соревнования «Звезды аэробики» 2 место Милованова Анастасия
2017г
Первенство Сибирского федерального округа 3 место Иванова Юлия Чемпионат Сибирского федерального округа 1 место Гришаткина Анастасия
Первенство России по спортивной аэробике 4 место Милованова Анастасия Чемпионат России по спортивной аэробике 2 место Гришаткина Анастасия, Кубок России по спортивной аэробике 1 место Гришаткина Анастасия, Всероссийские соревнования «Звезды аэробики» 3 место Капустина Дарья Куренкова Полина Буринская Софья Давыденко Олеся Морозова Ольга Смышленкова Юлия Деменко Кира Новоселова Виктория Иванова Юлия Милованова Анастасия
Сильной стороной моей деятельности является следующее:
Сохраняю постоянный интерес к развитию детского оздоровительного и спортивного движения;
Настойчива в достижении поставленных целей;
Имею организаторские способности, коммуникабельна, требовательна, дисциплинированна;
В период с 2013 по 2017 г. г. имею:
- удостоверение памятный знак «За труд на благо города» в честь 120– летия со дня основания города Новосибирска ,
- юбилейная медаль «80 лет Новосибирской области»,
- благодарственные письма от Всероссийской федерации спортивной аэробики,
- благодарственное письмо от депутата Совета депутатов,
- благодарственное письмо департамента ФК и С Новосибирской области,
- благодарственное письмо от и.о. главы администрации Ленинского района О.П. Клемешова
- от начальника управления образования мэрии г. Новосибирска Н.Н. Копаевой
Считаю, что вышеперечисленная педагогическая деятельность позволяет мне претендовать на высшую квалификационную категорию.
Дата______________ Подпись_______________
Диаграмма № 1.
Эта диаграмма показывает, что сохранность контингента стабильная на протяжении 3-х лет работы учащихся, а значит, заинтересованность и интерес поддерживается, программный материал реализуется выше 90% .
Диаграмма № 2.
На диаграмме № 2 в условиях постоянного совершенствования методов работы с моей стороны, как тренера, а так же индивидуального подхода к каждому ребенку произошел количественный рост участия детей в соревнованиях городского, регионального и всероссийского уровней.
Диаграмма № 3.
Количество и уровень соревнований.
Из диаграммы № 3 видно, что количество детей и уровень соревнований, в которых участвуют дети , повышается.
Вся вышенаписанная деятельность представлена по отношению к детям, которые тренируются под моим руководством от начального этапа до этапа совершенствования спортивного мастерства.
8