СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль трудового воспитания в социализации учащихся "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимая важность трудовой деятельности в деле воспитания и социализации личности учащихся, учитывая особенности социума школы педагогический коллектив МОУ "Хара-Шибирская средняя школа" всегда особое внимание уделял трудовому воспитанию. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.

Просмотр содержимого документа
«"Роль трудового воспитания в социализации учащихся "»

Рабжаева Элла Цымпиловна

учитель биологии

МОУ «Хара-Шибирская средняя школа»

Могойтуйский район

Забайкальский край



Роль трудового воспитания в социализации учащихся



С изменением социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частности – к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда.

Школа должна выпустить в жизнь человека, готового активно действовать, самостоятельно принимать решения, способного выбрать профессиональную деятельность, адаптирующегося к новым экономическим условиям.

И в контексте этого, социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина – труженика. Вот почему воспитание человека трудолюбивого, способного включаться в практическое дело, становится сегодня в условиях экономического роста в стране одной из актуальных задач школы, важнейшим социальным заказом государства и общества.

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым. В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается внимание на следующие вопросы. Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движением и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в своё время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна». Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

Понимая важность трудовой деятельности в деле воспитания и социализации личности учащихся, учитывая особенности социума школы педагогический коллектив МОУ «Хара-Шибирская средняя школа» всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.

Первые навыки любви к труду ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, в группах продленного дня и во время прохождения летней практики на пришкольном участке. С целью развития малого производства и привлечения детей к общественно-полезному труду в школе созданы мини-предприятия:

  • По производству овощеводческой продукции;

  • По производству животноводческой продукции;

  • «Волшебница»;

  • «Дархан».

Мини-предприятие по производству овощеводческой продукции занимается выращиванием рассады овощей, их посадкой. Во время учебно-производственной практики, предусмотренной учебным планом школы, учащиеся ухаживают за растениями по утвержденному графику. Учащиеся 5- 8 классов — члены звена овощеводов.

Деятельность мини-предприятия по производству животноводческой продукции строится на базе подсобного хозяйства школы. В 1995 году создано подсобное хозяйство. В 2009 году подсобное хозяйство школы стало победителем районного конкурса по подготовке к новому учебному году в номинации «Лучшее подсобное хозяйство», в окружном конкурсе — 1 место.

Мини-предприятие «Дархан» работает на базе школьной мастерской. Все учащиеся по курсу технологии знакомы с приемами обработки материалов и закрепляют приобретенные навыки при выполнении работ на мини-предприятии. Ребята изготавливают разделочные доски, скалки, совки, доски для теста и т.д. В мини-предприятии «Волшебница» девочки занимаются шитьем кухонных и спальных принадлежностей.

Учащиеся старших классов в летний период трудятся в подсобном хозяйстве в звене животноводов, на стригальном пункте, звене по ремонту школы. Согласно школьной программе учащиеся на уроках биологии, технологии, основ агрономии и животноводства осваивают теорию по выращиванию овощей и декоративных цветочных культур, зерновых культур, теорию по уходу и выращиванию животных. В пятой трудовой четверти учащиеся закрепляют свои знания, выращивая цветочно-декоративные и овощные культуры, проводя опыты и наблюдения. В школе был проведен конкурс проектов «Школьный двор», все классы представили интересные проекты по озеленению и благоустройству школьного двора. Был разработан и реализован бизнес-план «Цветочная оранжерея». В свободное время ребята участвуют в массовых мероприятиях.

Мини-предприятия работают на основе составленных бизнес-планов и планов работы. К работе в мини-предприятиях привлекаются учащиеся школы, в том числе члены ученической производственной бригады «Росток». Ученическая производственная бригада «Росток» ежегодно участвует в краевом смотре-конкурсе ученических производственных бригад среди сельских школьников. В 2011 году ученическая производственная бригада занимала в областном конкурсе командное 9 место. Учащиеся школы заняли: 2 место в конкурсе животноводов, 4 место в конкурсе пахарей, 6 место в конкурсе полеводов. Призеры награждены грамотами и ценными подарками. Во время конкурса были проведены спортивные соревнования, где УПБ заняла 1 место. На конкурс были представлены материалы о работе УПБ, за лучший демонстрационный материал ученическая производственная бригада награждена грамотой. Хороший результат дает организация совместных трудовых дел: субботников, уборка территории школы и села, стадиона и других, где на равных трудятся учителя и дети. Школьники участвуют в трудовых десантах по благоустройству школьной территории, по уборке территории села. УПБ имеет круглогодичный цикл работы. В период, свободный от сельскохозяйственных работ, Совет бригады, проводит экономическую учебу с членами ученической бригады, разрабатывает тематику и методику опытов, организует общественно полезный труд. Опыт работы бригады нашей школы показал исключительную эффективность агротехнической и экономической подготовки ребят к предстоящей производственной деятельности и опытнической работе, в профессиональной ориентации школьников.

В рамках работы ученических производственных бригад учащиеся осваивают основы научно-исследовательской деятельности. В школе создана агролаборатория целью, которой является приобщение педагогов и учащихся к исследовательской деятельности. Основными задачами деятельности агролаборатории являются: получение необходимого минимума сельскохозяйственных знаний; развитие основ исследовательской работы, связанной сельскохозяйственным производством; социализация опыта исследовательской деятельности учащихся; помощь учащимся в выборе будущей профессии в рамках агротехнологического профиля.

Члены ученических производственных бригад, которые занимаются исследовательской деятельностью участвуют в научно-практических конференциях школьников и студентов различного уровня. Результаты их работ в виде статей публикуются в сборниках материалов и трудов Забайкальского аграрного института.

Ученическая производственная бригада за долгие годы своего существования стала прекрасной школой жизни, в которой школьники учатся трудиться, управлять производственным процессом, выстраивать отношения в коллективе, ответственно относиться к любому делу. Учителя хорошо знают: научить детей трудиться – значит научить их жизни. Сегодня в СПК «Хара-Шибирь» трудятся выпускники сельскохозяйственных ССУЗов и ВУЗов зоотехниками, ветеринарами и бухгалтерами. Чабанами, скотниками, коневодами работают трое выпускников нашей школы. 95% специалистов базового хозяйства — выпускники нашей школы.

Школа должна выступать организатором вовлечения подростков в экономически оправданную, посильную им, интересную трудовую деятельность.

Таким образом, соединение обучения с производственным трудом становится условием успешной социализации учащихся, повышения конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда.





Использованная литература:

А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8 т., т.4.

«Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А.Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976.

Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, №1 с.62;

Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2002г.