Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 73 им. А.Ф. Чернонога
Г. Воронежа
Роль учителя биологии в формировании здорового образа жизни школьника
Подготовила учитель биологии
Сошникова Татьяна Анатольевна
г. Воронеж
2019
Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Самая большая ценность каждого человека - его здоровье. Здоровье - индивидуальное и общественное - необходимо беречь и приумножать. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в общественной и личной жизни, в физическом и умственном труде. Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм) - все эти факторы ухудшают состояние здоровья взрослых и детей.
Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно традиционно привлекает озабоченное и пристальное внимание всех способных мыслить граждан. Здоровье детей – один из важнейших показателей благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
«Укрепить здоровье человека в детстве, - говорил Сухомлинский, - не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, - это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок очарован красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, - значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа».
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Кроме того, важно научить его быть здоровым. Именно сегодня необходимо вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки обучающегося и способствовала бы освоению практических навыков здорового образа жизни, формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к нему. Социальная важность и необходимость решения проблем укрепления здоровья обучающихся в процессе воспитания и обучения вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики. В соответствии с Законами Российской Федераций «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении Российской Федерации, постановлениями правительства РФ №38 от 15 января 1992 г. и №1058 от 09 сентября 1996 г. общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
В настоящее время уже проведенные многочисленные психофизиологические и физиологогигиеничекие исследования школьников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранения и укреплению здоровья школьников. Эти положения также вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. Задача учителя биологии – сформировать конкретные навыки модели поведения в обществе, систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по форме и содержанию видов деятельности, что способствует развитию у детей умения логично рассуждать и делать выводы, развитию смекалки, фантазии, эрудиции. В решении задач образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников важная роль принадлежит учителю биологии. Целевой установкой воспитания культуры здоровья школьников в работе учителя является: создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека, создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся. Уроки биологии в школе являются благоприятной почвой для формирования у учащихся полезных привычек. Материал по здоровьесберегающей тематике должен органически встраиваться в содержание урока, не противоречить его целям и задачам. Вносимые содержательные элементы, дополнительная информация должна быть компактной по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом.
Какими же методами и приемами пользуется учитель биологии в своей работе?
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека;
воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.
конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников.
Учитель биологии знакомит учащихся с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. учащиеся изучают научный материал по проблемам здоровья, пишут сообщения на эти темы, выпускают стенгазеты «Экология здоровья».
Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, культура приобретения навыков личной гигиены, полезных привычек необходимы нашим детям. Для решения этих задач проводятся беседы «Курить – здоровью вредить», «Гигиена человека – залог здоровья», «Разговор о гриппе», «Охотники за гриппом», «Еда из пробирки». Проводятся ролевые игры «Суд на алкоголем», «Суд над вредными привычками», на которых моделировалируются проблемные ситуации и находятся оптимальные пути их решения. Критическое ухудшение здоровья детей является следствием влияния многих социально-экономических факторов. В последние годы с экранов телевизоров демонстрируется пьянство, насилие, "герои" фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, почти свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияют на здоровье школьников, на межличностные отношения в семье, на улице, в школе. Раскрыть пагубное влияние вредных привычек на здоровье помогают такие работы, как "Влияние курения на внешность женщины", "Внимание - наркомания", "Пенное удовольствие или путь к беде".
Учитель биологии особое внимание уделяет формированию культуры двигательной активности. Агитирует ребят принимать активное участие во всех школьных спортивных мероприятиях, посещать спортивные секции и вне школы ,танцевальные кружки.
Как известно, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа учителя биологии с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.Учитель организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей на родительских собраниях, проводя беседы на темы «Здоровый образ жизни школьника», «Компьютер в жизни школьника. За и против». Семья и школа – это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику, вместе с тем они являются звеньями всей системы воспитания.
Для того чтобы взаимодействие учителя биологии со всеми субъектами процесса воспитания школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами, как коммуникативность, увлеченность профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.
Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
В основу работы учителя биологии должны быть положены личностно-ориентированные принципы:
- ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины.
Учитель организует работу, исходя из гуманистических принципов:
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок учиться от другого ребенка, как и от учителя;
- ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Таки образом, работа учителя биологии над проблемами физического и нравственного здоровья должна способствовать успехам в учебе и повышать уровень общего развития школьников. Сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки здорового образа жизни, можно получить на уроках биологии в школе. В этом и заключается творческая задача педагога.
Список литературы
Адамчик Н.В. «Беседы о красоте и здоровье». Современный литератор, 2000.
Васильева О.А. «Справочник практического врача» в 2-х томах. – М.: Медицина, 1990.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2004.
Курпан Ю.И. «Оставайся изящной», Москва «Советский спорт», 1991.
Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. «Физическая культура в школе» учебник для учащихся 10-11 классов, Москва «Просвещение», 2001.
Матвеев А.П., Герасимова Т.Н. Статья «Не забывать и о среднем школьном возрасте», журнал «Физическая культура в школе», 2004, № 4.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва «Аркти», 2003.
Сократов Н.В., Корнева И.Н., Феофанов В.Н., Литвинова А.Н «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», Москва ТЦ «Сфера», 2005.
Тихомирова Л.Ф. «Теоретика – методические основы здоровьесберегающей педагогики», Ярославль, 2004.