СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра как средство обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке рассмотрены особенности, классификации и функции ролевых игр. А также описана технология проведения игры «Smith Family: back to the family” и проанализированы ее особенности. Методическая разработка предназначена для учителей английского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как средство обучения иностранному языку»











Гаманович Тамара Аркадьевна



Методическая разработка

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ























НОВОПОЛОЦК, 2022







ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………...3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........4

ГЛАВА 1 РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…….5

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ РОЛЕВЫХ ИГР………………………………..........7

1.2 ФУНКЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………………………………………8

ГЛАВА 2 РОЛЕВАЯ ИГРА “ SMITH FAMILY : BACK TO THE FAMILY”10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………15

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….17





































АННОТАЦИЯ



В данной методической разработке рассмотрены особенности, классификации и функции ролевых игр. А также описана технология проведения игры «Smith Family: back to the family” и проанализированы ее особенности. Методическая разработка предназначена для учителей английского языка.


















































ВВЕДЕНИЕ



Учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из таких резервов, несомненно, можно считать ролевую игру. Об обучающей функции игры известно уже давно. Используя игры как средство обучения в учебном процессе, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Применение технологии ролевой игры в учебной деятельности нашло отражение в
работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. Ценными являются практические исследования таких ученых как Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В.Петрусинский, Л.С. Выготский, Г.А. Кулагин, В.Ф. Смирнов и др. Целью данной методической разработки является рассмотрение образовательных возможностей ролевой игры для развития речи её участников и определение места ролевой игры в образовательном процессе.





























ГЛАВА 1 РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



Ролевая игра как форма активного обучения иностранному языку нашла широкое применение в учебном процессе. Согласно Р.П. Мильруду, доктору педагогических наук, ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. [3] Это разновидность игрового обучения, состоящая в воспроизведении действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Структурно, ролевая игра состоит из:

- ролей, которые берут на себя участники;

- игровых действий;

- сюжета (действительность, условно созданная в игре);

- сюжетных отношений между участниками игры;

- наличия условных предметов (игровые аналоги реальных вещей).
В ролевой игре каждый участник исполняет определенную роль. Это позволяет естественным образом преодолеть так называемый барьер боязни говорения на иностранном языке, поскольку учащиеся получают задание и овладевают такими навыками общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, задать вопрос, согласиться, либо не согласиться с мнением оппонента, в нужный момент прервать собеседника и так далее. Для проведения ролевых игр нужно выполнять следующие требования:

- игра должна вызывать у учащихся интерес и желание хорошо выполнить задание, т. е. стимулировать мотивацию учения. Для ее проведения необходимо выбирать ситуацию, которая адекватна реальной ситуации общения;

-игра должна быть хорошо подготовлена как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы. Только при условии, что учащиеся убеждены в необходимости хорошо исполнить роль, их речь будет правильной;

- вся группа должна принимать участие в ролевой игре;

- при проведении ролевой игры необходима творческая, доброжелательная атмосфера;

- игру следует организовывать таким образом, чтобы учащиеся максимально эффективно использовали отрабатываемый языковой материал в активном речевом общении;

- в процессе подготовки и проведения игры роль преподавателя меняется от контроля к наблюдению.

Преимуществом ролевых игр над другими видами упражнений для развития устного общения, является речевая деятельность в социальном контексте, что способствует сближению реальной жизни с процессом обучения. Они способствуют:

- улучшению отношений между учащимися и преподавателем;

- созданию творческой обстановки и поддержанию живого интереса;

- приобретению опыта практической и творческой деятельности;

- увеличению объема речевого общения.


Исходя из вышесказанного, ролевые игры повышают мотивацию учеников и их активность на уроках, способствуют приобретению навыков и умений общения на иностранном языке



























    1. КЛАССИФИКАЦИЯ РОЛЕВЫХ ИГР



На сегодняшний день в методической литературе существует множество классификаций ролевых игр. Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова и А.В. Конышева предлагают следующую классификацию ролевых игр по способу организации подготовки. [4]

1.Контролируемая ролевая игра (controlled role-play) – это наиболее простая игра. Для участия обучающиеся получают необходимые реплики, их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.


2. Умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play) – более сложная игра: участники получают общее описание своих ролей, и проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю, а остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.


3. Свободная ролевая игра (free role-play) – обучающимся сообщается только об обстоятельствах общения.


4. Длительная ролевая игра (large-scale role-play) – в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов из деятельности предприятия.


5. Эпизодическая ролевая игра (small-scale role-play) –разыгрывается отдельный эпизод.

К формам ролевых игр можно отнести презентацию, заочное путешествие, круглый стол, интервью, пресс-конференцию, экскурсию, репортаж, сказку, телемост, клуб по интересам, и т.д.

При выборе или создании ролевой игры для занятий педагогу необходимо быть хорошим организатором; уметь мотивировать обучающихся, то есть поддерживать, а при необходимости формировать у них желание учиться и узнавать новое; инициировать самостоятельную поисковую и творческую деятельность обучающихся; обеспечивать максимальную мыслительную активность; организовывать взаимодействие обучающихся и их деятельность (коммуникативную, познавательную, творческую) в процессе ролевой игры; хорошо изучить учащихся, их склонности, увлечения, способности и возможности с целью развития различных умений; создавать обстановку сотрудничества, доброжелательности, так как это способствует реализации потенциальных возможностей каждого.














































    1. ФУНКЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ



Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно побудительную функцию.

Ролевую игру относят к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями речевой деятельности в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность учащихся, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Многие учащиеся стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление их желаний, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, благодаря своим функциям, ролевая игра оказывает влияние на развитие учащихся, которые затем смогут применять полученные навыки и умения в реальных ситуациях. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.



ГЛАВА 2 РОЛЕВАЯ ИГРА SMITH FAMILY: BACK TO THE FAMILY”


Данная игра была разработана для учащихся 1 курса Новополоцкого государственного музыкального колледжа (группа 1ХДН) как дополнение к учебному пособию для 10 класса «Английский язык» (Н.В.Юхнель, Е.Г.Наумова, Н.В. Демченко). Игра рассчитана на 10 человек.

  1. Этап подготовки:

Идея создания игры возникла после выполнения заданий по восприятию и пониманию речи на слух. При изучении темы “ Houses and homes” учащимся была представлена песня «Take me home, country roads» (by John Denver). Песня вызвала интерес и желание исполнить ее самостоятельно всей группой с использованием музыкальных инструментов. Подготовительная работа для включения песни в игру проводилась учащимися самостоятельно. Они сделали аранжировку, придумали аккомпанемент с использованием флейты и гитары и разучили данную песню. При изучении темы “Education”, после знакомства с известными школами в Британии, была создана ситуация «Back to the family», в которой после обучения и проживания в школе-интернате учащиеся приезжают на каникулы и снова собираются всей семьей. Таким образом, представилась возможность не просто исполнить песню, а органично включить ее в сценарий игры и в структуру урока.

Для создания семейной атмосферы рекомендуется заранее подготовить место сбора семьи (предварительно расставив стулья) и реквизит.

Цель игры – развитие навыков коммуникации.

Образовательные задачи игры:
- развитие умения устного говорения;

- употребление лексического материала по теме;

- закрепление использования вопросительных предложений.

Воспитательные задачи игры:

- содействие воспитанию интереса к иностранному языку как к средству общения между людьми;

- воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу, к формам коллективного взаимодействия;

-побуждение к взаимопомощи в семье и сохранению семейных традиций.
Развивающие задачи игры:

- развитие внимания, мышления, памяти;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения группового взаимодействия;

- развитие навыков спонтанной речи в диалоговом взаимодействии.


2. Этап объяснения:

На данном этапе происходил ввод в игру. Учащимся были объяснены правила и предоставлены дидактические материалы: карточки с личной установкой для игроков и вариантами высказываний. (Приложения A, Б)



3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывали предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

Время проведения: 10-15 минут.

Преподаватель в игре выполняет поддерживающую роль (проживает по соседству с семьей) на случай, если у учащихся возникнет затруднение в коммуникации. Таким образом, игра является умеренно-контролируемой.



4. Этап анализа и обобщения.

На заключительном этапе игры было проведено обсуждение, выявлены сильные и слабые стороны. Учащиеся обменялись мнениями, что, на их взгляд получилось, а над чем еще стоит поработать. Каждый рассказал о своем эмоциональном состоянии. Вместе с положительными эмоциями и практическими навыками в изучении иностранного языка учащиеся получили знания о традициях Британии. Они узнали, что фамилия Smith- одна из самых популярных в этой стране, а имена, которыми были названы главные герои, входят в список самых популярных британских имен. В результате совместной деятельности в ролевой игре каждый учащийся получил навыки социального взаимодействия.

В данной игре разыгрывался отдельный эпизод, что определило ее как эпизодическую игру. Однако, данную игру можно сделать длительной, добавив новые эпизоды. Например, знакомство с семьей Smith можно начать с темы “Houses and homes”, где семья покупает дом у агента по недвижимости. В теме “Self-education” члены семьи могут написать друг другу благодарственные письма, а также получить совет от родителей. В теме “Youth and society” семья могла бы принять участие в фестивале “ A close-knit family”, а в теме “Art” провести сессию арт-терапии и т.д

Проанализировав процесс проведения игры, можно сделать вывод, что игра, включенная в процесс как один из приемов обучения, способствует:
- активизации речемыслительной деятельности и закреплению ранее изученного материала;

- ситуативному моделированию общения обучающихся в различных речевых ситуациях;
- удовлетворению таких потребностей, как самовыражение, самореализация, самоутверждение;
- созданию благоприятного психологического климата в группе, а также эмоциональной вовлеченности обучаемых в этот вид деятельности;
- усилению когнитивного интереса и к коммуникативному взаимодействию;
- повышению качественного уровня профессиональной компетентности;

-формированию и развитию творческого начала у обучающихся.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключении хочется обратить внимание на то, что такой метод, как ролевая игра, далеко не нов. Тем не менее, его использование вызывает большой интерес. Во время игры происходит вовлечение учащихся в деятельность с целью активизации их мыслительных процессов и развития навыков коммуникации. Атмосфера товарищества, которая формируется на уроках во время проведения ролевой игры, проявляется в дальнейшем и в других сферах жизнедеятельности. Иногда учащиеся имеют разный уровень владения иностранным языком и некоторых это может ограничивать в процессе общения. Однако, во время игры, учащиеся «выравниваются». Многие преодолевают страх активного участия в ролевой игре и раскрывают свои способности в процессе драматизации. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач.

На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что ролевая игра является одновременно не только достаточно эффективным способом усвоения знаний, развития различных навыков и умений, но и стимулом, мотивацией к участию в общении. Она демонстрирует умение пользоваться языковыми средствами, способствует билингвистическому и бикультурному развитию учащихся.
























ЛИТЕРАТУРА



  1. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева.  Минск: ТетраСистемс, 2007.  352 с.

  2. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку/А.В.Конышева – Мн.: ТетраСистемс, 2003 -176с.

  3. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Р.П. Мирульд. – // Иностранные языки в школе. – 1987. – №3. – С.45-47.

  4. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р.П. Мирульд, И.Р. Максимова. – //Иностранные языки в школе. – 2012. – № 4. – С.31-33.

  5. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова - М.: Академия, 2008. - 368 с.

  6. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1999. - 130 с.

  7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – Москва: Просвещение, 2011. – 162 с.

  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2001. - 231 с.

  9. Утепкалиева, А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка / А.Ж. Утепкалиева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 13 (342). - С. 103 - 105.


















ПРИЛОЖЕНИЕ А



Mrs. Brown

(mother)


1.You are happy because your children have come back on holidays.

2. Ask Lily about her first year at school.


3.Follow the family tradition (singing the song)

Mr. Brown

(father)


1.You are worried about fee paying for studying of your daughters. This year there is an economy crisis in the UK. You are thinking about going Olivia to a State School.

2.Ask Olivia about going to a State School.

3.Follow the family tradition (singing the song)

Olivia Brown, 7 years old

(the youngest daughter in the family)


1.You are curious about going to school in the future but you are afraid of entrance exams.

2.Ask your aunt Emma about the entrance exams in the Tiffin Girls’ School.

3.Follow the family tradition (singing the song)

Mrs. Emma Smith

(Mr. Brown’s sister, a teacher at the Tiffin Girls’ School (a day State School, without fee-paying, no entrance exams))

1.You want to help your brother because you know about his difficult situation in business.

2.Ask your brother about going Olivia to the Tiffin Girls’ School because there isn’t fee-paying or entrance exams.

3.Follow the family tradition (singing the song)

Isla Brown, 20 years old

(the eldest daughter in the family)


1.You graduated Wycombe Abbey two years ago. You are proud of studying in the school.


2. Ask Alice about her taking up Classical Greek.


3.Follow the family tradition (singing the song)

Lily Brown, 11 years old

(in the First Form of Wycombe Abbey)


1.You are tired, because this year you have too many subjects and it is difficult for you after studying in your prep school.


  1. Ask Emily about her working towards her GCSE examinations.

  2. Follow the family tradition (singing the song)


Alice Brown, 12 years old

(in the Second Form of Wycombe Abbey)


1.You are excited by taking up Classical Greek. You want to visit Greece in the future.

2.Ask Daisy about Critical Thinking.


3.Follow the family tradition (singing the song)

Daisy Brown, 16 years old

(one of the twins, in the Sixth Form of Wycombe Abbey)


1.You like dreaming and following the IT course to take the European Computer Driving Licence but you hate Critical Thinking at the school.

2.After seeing your worried dad and knowing about his problem, ask Grace to help because she has a scholarship.

3.Follow the family tradition (singing the song)

Grace Brown, 16 years old

(one of the twins, in the Sixth Form of Wycombe Abbey)


1.You pursue swimming. You are the brightest student and you have a scholarship.

2.Ask Isla about her studying at Wycombe Abbey.


3.Follow the family tradition (singing the song)

Emily Brown,17 years old

(in the Seventh Form of Wycombe Abbey)


1.You are working towards your GCSE examinations. You learn many subjects including three Sciences- Physics, Chemistry and Biology.

2.Ask your mum about her feelings now.

3.Follow the family tradition (singing the song)





















Help box for Mrs. Brown: Dear Lily, how is your first year at the school?



ПРИЛОЖЕНИЕ Б





Help box for Mr. Brown: My sweety Olivia, would you like to study in a State school?





Help box for Olivia Brown: Dear auntie Emma, are entrance exams required at Tiffin Girls’ School?







Help box for Mrs. Emma Smith: Hey, brother, what do you think about studying your children at Tiffin Girls’ School? It is free of charge.









Help box for Isla Brown: Alice, could you tell us about your taking up Classical Greek?





Help box for Lily Brown: Emily, is it difficult for you to work towards your GCSE examinations?







Help box for Alice Brown: Daisy, do you like Critical Thinking?







Help box for Daisy Brown: Grace, don’t you want to help our dad in paying fees. You have a scholarship, don’t you?









Help box for Grace Brown: Happy to see you, Isla. What do you feel about studying at Wycombe Abbey?





Help box for Emily Brown: Mummy, I missed you so much. How are you now?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!