ТЕМА: РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
аннотация
Данная работа посвящена одним из важнейших задач преподавания литературного чтения в школах с нерусским языком обучения- использованию ролевых игр на уроках русского языка. В данной работе раскрыты актуальные и в наше время проблемы преподавания, технологии проведения уроков русского языка, используемых на уроках в национальных классах.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Основная часть.
2. 1. Обучение при помощи игры
2. 2. Технология ролевой игры
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность квалификационной работы: в условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения русскому языку.
Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью общения на неродном языке, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке.
При участии в ролевых играх у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение на неродном языке и взаимодействие учащихся на уроках русского языка, что является главной целью обучения русскому языку.
Развитие речи учащихся, увеличения лексического запаса на уроках русского языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие речевых навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению русского языка.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при изучении лексики на уроках русского языка. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Цель нашей работы - изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков на уроке русского языка у учащихся.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически взаимосвязанных задач:
· изучить и проанализировать литературу по исследуемому вопросу;
· рассмотреть понятие «ролевая игра»;
· выявить влияние ролевых игр на формирование лексических навыков;
· организовать исследовательскую деятельность по изучению развития лексического навыка в средней школе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Обучение при помощи игры
Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, также это моделирование ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.
Обучение с помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет, только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.
Для учащихся игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей русского языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал.
Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. В средних классах игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Таким образом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельностью учащихся.
Ролевая игра – ведущий тип деятельности школьников на уроке русского языка. Формирование у учащихся условно-динамической позиции – аналог ролевого поведения – приводит к возможности значительно более легкого и раннего возникновения интеллектуальных операций, которые в условиях стихийного формирования проявляются значительно позднее. Ролевая игра имеет существенное значение для всего хода интеллектуального развития школьников. Игра в ее развернутой форме содержит в себе необходимость концентрации, которая достигается относительно легко благодаря тому, что при этом действуют не интеллектуальные механизмы, а включаются эмоциональные моменты. Игра имеет существенное значение для развития произвольных форм действий и поведения, благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя учеником роли, т.е. скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах: во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом и, во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.
Выделяют несколько видов ролевой игры: контролируемая (когда участники получают необходимые реплики), умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей), свободная (когда учащиеся получают обстоятельства общения), эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод), длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов)[11, с 59].
Таким образом, все методисты склоняются к тому, что ролевая игра имеет существенное значение для всего хода развития школьников.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно – побудительную функцию.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Учащиеся стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Таким образом, благодаря своим функциям, ролевая игра является неотъемлемым приемом общего развития школьника.
Урок русского языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения, и обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра, мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
Психологические исследования показывают, что в период с пятого по одиннадцатый класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии ее развития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии.
Ролевая игра, используемая на уроке русского языка, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой;
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости, чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли;
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;
6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность; только при этом условии он сможет добиться хороших результатов;
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
Выполняя все требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высоких результатов в том или ином виде деятельности.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики, проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.
2. 2. Технология ролевой игры
Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:
1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.
3. Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений.
Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче или ситуации общения и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами.
Рецептивный лексический навык – это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением.
Овладеть лексическим навыком, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание благоприятных условий для создания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали к решению конкретных задач. Отсюда важность использования игры, особенно ролевой, в рамках основных сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, и т.д. - на всех этапах обучения.
Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки учебного материала.
В современных условиях преподавания иностранного языка при моделировании все чаще приходится принимать во внимание потребность персонификации образовательных процессов в техническом вузе. Индивидуальному подходу свойственно присутствие творческих элементов в процессе овладения предметом. Речевая деятельность обучающихся предполагает формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенции, что позволяет достичь высокого уровня предметной компетентности.
Стремление преодолеть пассивность позиции учащихся в традиционном обучении привело к вопросу о пересмотре образовательного процесса и появлению новых активных методов обучения. Особое место заняли те методы, которые основаны на включении учащихся в соответствующие действия и направлены на усиление способности к анализу знаний, управлению своими эмоциями, принятию ответственных решений в нестандартных ситуациях.
Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускоренный процесс считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности обучения, включение в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции. Как показывают психологические исследования, уже на уровне простейших познавательных процессов восприятия объектов внешнего мира и регуляции сенсомоторных действий активность субъекта проявляется в полной мере.
Приходится, к сожалению, констатировать разрыв между уровнем подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями времени. Современный специалист - это широко образованный человек в конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание хотя бы одного-двух иностранных языков - необходимое условие его профессионализма, позволяющее работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами в разных странах. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю языковую подготовку. Моделирование познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка
Таким образом, указанные проблемы подготовки специалистов разного профиля предусматривают владение иностранным языком на качественно ином уровне и требуют использования новых методов и средств обучения.
В качестве вывода следует отметить, что русский язык как учебный предмет имеет ярко выраженный коммуникативный характер. Он служит средством общения, средством приема информации об окружающей действительности. Коммуникативный подход направлен на развитие у обучаемых умения практически пользоваться изучаемым языком, соотносить его единицы, формы и структурные организации с выполняемыми ими коммуникативными функциями.
Еще во время прохождения педагогической практики преподаватели-методисты учили нас анализировать методические статьи, посвященные нетрадиционным формам обучения учащихся на уроках русского языка. Целью нашей курсовой работы является изучения методического опыта ведущих учителей по теме исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема развития лексического навыка. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что ролевая игра, является основным приемом развития лексического навыка. Одна и та же ролевая игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Ролевые игры применяются, как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.
Игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения лексике русского языка школьников обучения русскому языку, так как благодаря им, ученик намного легче усваивает лексический материал. Игра делает скучную работу более интересной и увлекательной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова И. В. Игры на уроках русского языка//Иностранные языки в школе. - № 1. - 2007.
2. Белкина М. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков// Иностранные языки в школе. - №5. – 2006.
3. Беляев Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке// Методическая мозайка.-№8.- 2006.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - №6. -1966.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- М.:АРКТИ, 2003.
Разработка урока
Цели урока:
Обучающие:
- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.
Развивающие:
-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.
Оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, мяч, лист самооценки, мишень успеха.
1. Организационный момент.
Вступление учителя. Эмоциональный настрой.
-Я хочу вам пожелать, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? Почему в наше время они достаточно распространены?(ответы учеников).
-Подводим итоги: детективные агентства помогают людям. Вот и мы с вами будем вести сегодня детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи! Угадайте, какая?(учитель зачитывает стихотворение).
-Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
3. Актуализация знаний.
-Молодцы! Я сразу решила , что помочь мне найти глагол можете только вы, ребята. Ведь на предыдущих уроках мы изучали эту часть речи. А для чего в речи существуют глаголы? Почему , как вы думаете, надо найти глагол? Может и не такое это нужное расследование? (ответы учеников)
- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки глагола)
- Сформулируйте тему, опираясь на цель. (обобщение знаний о глаголе)
- А кто сможет определить задачи нашего урока?
У –Чему мы сегодня будем учиться? (ответы учеников).
Р – Что будем развивать? (ответы учеников).
О – Что будем объяснять? (ответы учеников).
К – Что будем контролировать? (ответы учеников).
-Но должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, а у нас урок идёт 45 минут, найти пропажу? (включить песенку сыщика из мультфильма "Бременские музыканты")
Возможные ответы учащихся:
Быть очень внимательным
Должен уметь все слышать и видеть
Иметь зоркий глаз
-Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?
1. Фоторобот "Глагол"
2. "Я узнаю его из тысячи"
3. Опознание "Глагола"
4. "Следствие вели знатоки"
5. Физминутка "Внимательный детектив"
6. Вещественные доказательства.
7. Составление семейного портрета "Синонимы"
8. "Всё в твоих руках!"
9. "Битва титанов"
10. . Аттестация (рефлексия) и самооценка " Мишень успеха".
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот глагола. (фронтальная работа)
Цель. Закрепление знаний о глаголе, как части речи.
1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
2. Как глаголы изменяются?
3. Какие виды имеет глагол?
4. Каким членом в предложении глагол является?
(ответы учащихся)
По ответам учащихся составляется "кластер" (технология критического мышления")
- Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию "Я узнаю его из тысячи..." (фронтальная работа)
На экран выведен текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
В понедельник я стирала | Чашки в пятницу помыла, |
Пол во вторник подметала, | А в субботу торт купила, |
В среду я пекла калач, | Всех подружек в воскресенье |
Весь четверг искала мяч. | Позвала на день рожденья. |
| ( П. Башмаков). |
| |
Проверка работ учащихся.
- Раз мы нашли с вами все глаголы, будем производить опознание. (групповая работа)
Для этого разобьемся на 2 группы, чтобы расследование шло быстрее.
Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.
Учащиеся должны подобрать к существительным подходящие глаголы и записать.
Коровы - (мычат) | Куры - (кудахчут) |
Свиньи - (хрюкают) | Вороны - (каркают) |
Собаки - (лают) | Воробьи -(чирикают) |
Кошки - (мяукают) | Кукушки - (кукуют) |
Утки - (крякают) | Соловьи -(поют) |
Гуси - (шипят) | Лягушки - (квакают) |
- Следующим заданием будет "Следствие вели знатоки". (групповая работа)
-Кто такие "знатоки"? (ответы учащихся)
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
-Задача команд, уважаемые детективы, заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Обсуждение проводится устно, от команды выступает с объяснением 1 человек.
1 группа : Бежать со всех ног - (торопиться)
Водить за нос - (обманывать)
Распускать руки – (драться)
2 группа : Зарубить себе на носу - (запомнить)
Витать в облаках - (мечтать)
Надуть губы - (обидеться)
- Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай как я»)
на 1 - развести руки в стороны
на 2 - поднять руки вверх
на 3 - руки на пояс
на 4 - хлопнуть в ладоши
-Много мы сегодня накопили материала о глаголе. Пришло время применить "вещественные доказательства". (фронтальная работа)
Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.
- В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно выведен на экран. Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени.
Осторожно ветер | Пожурил за что-то |
Из калитки вышел, | Воробьёв знакомых |
Постучал в окошко, | И, расправив бодро |
Пробежал по крыше, | Молодые крылья, |
Поиграл немного | Полетел куда-то |
Ветками черёмух, | Вперегонку с пылью. |
| |
| |
После выполнения задания учащиеся доказывают, что выписали глаголы с суффиксом -Л, который есть у глаголов прошедшего времени.
- Наш глагол в своём мире не одинок. У него есть семья. Скажите, уважаемые детективы, без какой части речи не сможет прожить глагол? (без существительного)
-Сейчас мы займемся составлением семейного портрета «Синонимы». (групповая работа)
Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.
-Ребята, вы замечали, что осенью и весной идут дожди? Дождь всегда бывает одинаковым? (нет). Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к словам:
1 группа : дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.
снег - кружится, вертится, летит, падает
2 группа : каша – есть, кушать
слёзы – плакать, реветь
Цель. Обогащение словарного запаса.
- В работе детектива важна как работа в команде, так иногда и работа в "одиночку", где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить.
-Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках". (индивидуальная работа с дифференциацией). В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень -лёгкий
2 уровень - средний
3 уровень - трудный
Цель. Воспитание чувства самостоятельности и ответственности.
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их (зелёные конверты)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол (жёлтые конверты)
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
-"Битва титанов" (индивидуальная работа) выходят для соревнования капитаны.
Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.
-Иногда в расследовании наступает момент, когда 1 человек, более ответственный , может принять решение за всех. И сделать это он должен быстро, чётко и правильно. Выберете в своей группе такого человека. Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему.
1 капитан: Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!
2 капитан: Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу и
/ Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..
-Уважаемые детективы! Выполнили мы задачи нашего урока?
- Что повторили?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что вызвало особый интерес?
(ответы учащихся)
- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)
Хочу за вашу работу подарить вам формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу! Итак, подведем итоги: (на экране тест ) (фронтальная работа)
Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глаголы изменяются:
а) по временам и числам;
б) по родам и числам;
в) по падежам.
3. С какой частью речи очень дружит глагол?
а) прилагательное;
б) местоимение;
в) существительное.
Как пишется глагол с частицей "НЕ"?
а) СЛИТНО;
б) РАЗДЕЛЬНО.
-Спасибо за работу, перед вами лежит лист самооценки, оцените себя, а также мишень успеха. Если вы считаете , что очень помогли расследованию ставьте точку в центр, если помогали, но не так активно - ставьте точку ближе к центру.
23