Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 392-396) Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ
Многократно высказывалось предположение, что замысел "Преступления и наказания" восходит к началу 1850-х годов и что, упоминая в письме к брату от 9 октября 1859 г. о задуманном им в это время романе "Исповедь", писатель имел в виду историю Раскольникова. Однако, как свидетельствуют записные тетради Достоевского, образ Раскольникова возник под его пером лишь в 1865 г. (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1985. Т. 28, кн. 2. С. 127, 128, 525) |
1. История создания романа |
Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя». |
Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. |
В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». |
Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это – психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. [...] В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». |
2. Сюжет, композиция, жанр |
действие преступления на душу преступника | преступление и его причины |
|
Особенности композиции романа также связаны с содержанием: |
Преступление | Наказание |
Занимает 1 часть повествования | Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления | Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |
|
Жанр романа |
Роман | социально-бытовой |
детективный |
любовный |
психологический |
философский |
религиозный |
3. Символика цвета, имен и чисел в романе |
Основной цвет романа – желтый: |
Герои | Встречается желтый цвет |
Раскольников | Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня | Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович | Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов | Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица | Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
|
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев: |
Имя | Его значение в романе |
Раскольников | «Раскол» – «раздвоение» – с одной стороны страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам. |
Софья | Смиренномудрие, Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. |
Лебезятников | Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. |
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) | Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. |
Разумихин | Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным». |
Лизавета Ивановна | «Елисавета» – почитающая Бога. |
|
Число «три» в романе |
Герой | Как связан с числом «3» |
Марфа Петровна | Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. |
Соня | Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. |
Соня | Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». |
Марфа Петровна | Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. |
Свидригайлов | Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. |
Раскольников | Трижды позвонил в колокольчик старухи. |
Раскольников | Трижды встречается с Порфирием Петровичем. |
Дуня | Стреляет в Свидригайлова в трех шагах. |
Разумихин | Три часа дожидается, пока проснется Раскольников. |
Свидригайлов | Вручает Соне три билета. |
Марфа Петровна | «Три раза приходила» к Свидригайлову. |
Раскольников | Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола. |
Соня | В ее комнате три больших окна. |
|
Число «семь» в романе |
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением. |
Деталь, эпизод романа | Как связано с числом «7»? |
Сам роман | Состоит из 6 частей и эпилога. |
1-я и 2-я части романа | Состоят из 7 глав. |
7 часов вечера | Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. |
7 лет каторги | Такой срок определен в качестве наказания герою романа. |
7 лет | Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. |
7 детей | У портного Капернаумова. |
Раскольников в 7 лет | Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. |
730 шагов | До дома старухи-процентщицы. |
4.Теория Раскольникова |
В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда» |
Обыкновенные люди | Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». | «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании. | Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». | Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. | Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. |
|
Основная формула теории Раскольникова: |
За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. |
Одна смерть и сто жизней взамен. |
«Да ведь тут арифметика!» |
|
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью? |