СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романовы и Крым

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории возникновения и традиции праздника «Белый цветок» в Крыму. Возрастание интереса к  возрождению праздников дореволюционной России неуклонно растет, примером тому служит ежегодная благотворительная акция «Белый цветок»

Просмотр содержимого документа
«Романовы и Крым»

Внеклассное воспитательное мероприятие

«Праздник Белого цветка»




Автор: Минина Алена Тулеубаевна, учитель истории, МБОУ «Скалистовская СОШ имени Лиморенко П.Т.» Бахчисарайского района, Республика Крым
Название работы: Внеклассное воспитательное мероприятие - «Праздник Белого цветка».
Описание работы:

«Праздник Белого цветка»- воспитательное мероприятие для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, посвящённое возрождению традиции проведения благотворительных базаров для помощи больным туберкулёзом. «Белый Цветок» проходил в России с 1911 года при личном участии царской семьи. Основой для создания композиции послужили дневниковые записи царицы Александры Федоровны, великих княжон из книги «Романовы и Крым»  Н. Калинина и М. Земляниченко. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Методы и приёмы : диалогический,монологический.
Цель: содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся милосердие, сочувствие, сострадание, содействовать возрождению и продолжению традиций благотворительности, становлению личности учащихся через ознакомление с историческим наследием нашей Родины.
Задачи:
1. познакомить детей с возрожденной традицией празднования «Белого цветка»;
2. воспитывать чувство милосердия, чувства сострадания и сочувствия

3. способствовать формированию интереса к истории России и своей малой Родины.
Оборудование:
- ноутбук, запись на доске «День Белого цветка. Семья Романовых» - благотворительная акция


Ход мероприятия:

Картина 1

(1)тихо звучит музыка В.Р. Вагнера «Счастье», на слайде фото Ливадийского дворца; семья Романовых – император с императрицей, пятеро детей в костюмах XIXв. Первыми выходят Алексей и Анастасия, затем с котенком на руках Мария, одновременно с двух сторон Татьяна (в руках рукоделие) и Ольга, взявшись под руки, вслед за ними царственная семейная чета. Голос за сценой читает:

Слайд 1

Крым – излюбленное место, где привыкли отдыхать особы царственных фамилий, и среди них пред взором нашим предстает великая семья последнего российского царя.

Слайд 2

Ливадия - небесный уголок
Гармонии природы и искусства,
Здесь в равновесие приходят наши чувства
И душу лечит благости поток

Слайд 3

Здесь всё пронизано воспоминаньями о них,
Чете Романовых и их чудесных детях,
Дворец в лучах сияет золотых,.

И строчки искренне рождаются в поэте.
Слайд 4
В укромном месте парка я стою,
Ничто покой души не нарушает,..
Вот по тропе царь Николай шагает,
С ним дети и Алис, Их всех люблю.
Слайд5
Им выпал страшный, но великий рок -
Погибнуть во спасение России,..

Слайд 6
Ну, а пока ещё не объявили срок,
Шалят, смеются дети озорные… (стихи Лемара Максимова)
(2)Звучит произведение Вильгельма Рихарда Вагнера «Мелодия любви»)

на авансцене Ольга и Татьяна (у Татьяны в руках рукоделие)


Слайд 7

Княжна Ольга Николаевна Романова:  Я Ольга Николаевна -первая дочь у Николая II и Александры Фёдоровны. Его Высочество пожелали назвать меня и мою вторую сестру именами героинь Пушкинского «Евгения Онегина»: Ольга и Татьяна. С раннего детства я очень привязана к Папа, и всегда ношу на шее медальон с его фотографией! Недавно нам, старшим сестрам стали выдавать карманные деньги, я их откладывала, после чего отдала всю сумму на лечение хромого мальчика. Я его часто видела во время прогулок.

Княжна Татьяна Николаевна Романова: А мне матушка говорит, что я вдумчивая, практичная и сдержанная, как моя прабабушка английская королева Виктория! Ах, как я переживаю за здоровье милой матушки! Ей сегодня нездоровилось, и я просидела с рукоделием у Её постели целый день. Посмотри, какие подарки получились для Марии и Анастасии! Наша матушка-императрица основала общество рукоделия, дамы и барышни обязаны сработать не менее трёх вещей в год для бедных, давай тоже выполним такое обязательство?!

(Ольга одобрительно кивает)

(3) звучит произведение П.И.Чайковского «Старинная французская песенка»

Слайд 8

Княжна Мария Николаевна Романова: (выходит с котом на руках )

Я - Мария Николаевна Романова, именовали меня в честь бабушки Марии Фёдоровны. Придворные отмечают мою большую схожесть с дедом Александром III, потому что я проста в обращении и очень добра. Мне нравится проводить время на кухне с дворцовой прислугой, заводить разговоры с солдатами охраны, и расспрашивать об их семьях: у кого как звать жену, сколько ребятишек, сколько земли у меня есть питомцы - вот мой кот, а в комнате живет белая мышь! Я люблю играть в теннис и танцевать вместе со своей младшей сестрой Анастасией! Хочу выйти замуж за простого солдата и завести минимум 20 детей!!! (смеется)

 Княжна Анастасия Николаевна Романова

Нас с Марией называют «маленькая пара», потому что живем в одной комнате и много времени проводим вместе. Сегодня мы завели граммофон на всю громкость и от души повеселились – прыгали, танцевали и смеялись. Такое поведение не нашло одобрения у императрицы: фрейлина пришла нас утихомирить. За мою непоседливость Родители называют меня «пострелёнком». Я увлекаюсь фотографией. Сейчас это очень модно! Делаю снимки на отдыхе в Крыму, портреты сестёр, брата и родителей и украшаю стены своей спальни.



(4) Звучит музыка духового оркестра

на сцене Николай II, Александра Федоровна и все дети

Слайд 9

Николай II :

12 августа 1904 г в честь рождения наследника Российского престола в Петергофе прогремело 300 пушечных залпов. Им вторили орудия Кронштадта, следом за ними – батареи Петропавловской крепости. По всей России палили из пушек, звонили в колокола и развешивали флаги.

Императрица:

Наша радость по поводу рождения наследника престола была омрачена известием о Его тяжёлой неизлечимой болезни…

Прошу тебя, Алексей, будь осторожен: от любого удара, ушиба, ссадины у тебя появится синяк или кровотечение, которое трудно будет остановить, все это причинит тебе боль!

Слайд 10

Царевич Алексей: «Зачем я не такой как все мальчики, когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы!»

(Пауза, задумался)

Царевич Алексей: «Я люблю думать и удивляться.»

Императрица: «Чему?Дорогой мой?»

Царевич Алексей: «О! Есть так много вещей, я наслаждаюсь солнцем и красотой лета, пока могу. Кто знает, может быть, однажды в такой вот прекрасный день я буду лишён этой возможности».

Слайд 11



Императрица:

Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,

Когда б в нём не было детей,

За нами - только пустота,

А впереди-лишь смерти тень.

Что значат листья для дерев?

И свет, и воздух через них,

Сгущаясь в сладкий, нежный сок,

Идут в стволы, питая их.

Как будто листья в том лесу –

Для мира дети; их глазами

Воспринимаем мы красу,

Дарованную небесами.

(цитата из дневниковых записей императрицы Александры Фёдоровны, записанных в сентябре 1899 года)




Картина 2

На сцене императорская семья с белыми цветами,

(на авансцене Николай и Александра)

Слайд 12

Император: Важно, чтобы принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных, и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример.

Императрица: Дети должны знать, что кроме красоты, в мире много печали, сейчас бушует эпидемия чахотки, нам необходимо принять участие в работе Международного общества Красный Крест.

Ольга: В 1910 г. была образована Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, а Ялта стала центром лечения таких больных.

Слайд 13

Впервые день сбора средств для лечения больных чахоткой прошел в Петербурге, он получил название Дня Белого Цветка и пришелся в пасхальный день 20 апреля 1911 года.

Слайд 14

Татьяна: В этот день, любой из желающих мог стать участником благотворительной деятельности, необходимо было купить белый цветок ромашки за указанную цену.

Слайд15

Ольга: В Симферополе, Ялте и Бахчисарае первый день «Белого цветка» также прошел в 1911 году.

Слайд16

Мария: У нас в Ливадии выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить по несколько изделий для продажи!

Слайд17

Анастасия: В Бахчисарае жителям города была прочитана лекция на тему о необходимости борьбы с туберкулёзом. В город были отосланы 2000 цветков ромашки, 1500 экземпляров литературы и 25 кружек для сбора пожертвований. Кружечный сбор составил здесь 1077 рублей!

Слайд 18

Алексей: В Симферополе, в День «Белого цветка» движение по улицам затруднено: множество экипажей разукрашено гирляндами, городской сад к вечеру светится разноцветными лампами, всюду царит праздничное настроение, и нет человека, который бы не имел ромашки в руках!

Слайд 19. Показ кинохроники(5) об участии царской семьи в праздновании Дня «Белого цветка» https://youtu.be/Q32M0QDJ9k4

Картина 3

(6) Звучит музыка Г.Свиридова из сюиты «Метель»

Семья становится в одну линию на авансцене, начинает движение назад -7 шагов, на словах «Треск выстрелов…» - резко разворачиваются спиной к зрителю, через 6 строк создают композицию подобную иконе «Царственных страстотерпцев»

Голос за сценой:

Слайд 20
Последний раз в Ливадии семья,
Её корабль отходит от причала
Исполненного счастьем бытия;
Четырнадцатый год - войны начало.
Слайд 21
Уходит добрый берег навсегда,
И время близится расстрелов и распятий,..
Шумит в кожанках хищная орда,
Спешит на казнь святой семьи в Ипатий...
Слайд 22

Треск выстрелов,
Бьют наповал детей,
Царя, царицу, слуг,
И собственные души,
Упал сражённый царевич Алексей,
И крови на полу собрались лужи... (стихи Лемара Максимова)

Слайд 23

Татьяна:

Пошли нам, Господи, терпенье,

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Ольга:

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

Мария:

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья,

Христос, Спаситель, помоги!

Анастасия:

Владыка мира, Бог Вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый смертный час.

Алексей:

И, у преддверия могилы,

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов! (стихи Ольги Николаевны Романовой)


(музыка стихает, уходят со сцены)

(На слайдах фото царственных детей и Родителей, песня Ж.Бичевской (7))



Голос за сценой:
Слайд 24,25,26,27
Я вижу их живее всех живых,
Неправедной рукою убиенных,
Их голос сквозь пространство-время тих,
Но более нет слов проникновенных.
(слайды о величии России)
Храните люди дорогие Русь,
Её соборность, святость, несказанность,
Её безбрежность, радость, светлость, грусть,
И Богом данную великую державность... (стихи Лемара Максимова)


Итог мероприятия.
Мини-опрос по теме мероприятия:
1. В каком году в России стали праздновать День Белого цветка?

Правильный ответ: 1911год

2. Ребята, как вы считаете, какие добродетели были присущи детям и царственным Родителям семьи Романовых?

Правильный ответ: «Милосердие, сочувствие, сопереживание, любовь, доброта, смирение, благотворительность » и др.


3. Какой город нашей республики тесно связан с царской семьей Романовых?
Правильные ответы: Ливадия, Ялта, ЮБК

4. Назовите города Крыма, где в начале XX века, успешно проводились благотворительные базары в день празднования Белого цветка.


Педагог: Совершенно верно. Вы молодцы! Вы назвали Ялту (Ливадия), Симферополь и Бахчисарай, а теперь посмотрите на карту Крыма, она есть у каждого из вас. Цветком отмечен только Симферополь. Необходимо в течение одной минуты найти города Бахчисарай, Ялту и Карасубазар (Белогорск), где успешно проводились Дни Белого цветка и отметить их на карте.(Приложение)


Рефлексия.
Педагог: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием! Как вы считаете, что мы с вами можем сделать для того, чтобы традиции исторического прошлого нашей Родины возрождались?

Варианты ответов детей: «Мы должны знать историю своей малой и большой Родины», «Мы постараемся проявлять сочувствие и сопереживание по отношению к своим близким и родным», «Мы хотим активно участвовать в акциях милосердия и благотворительности»

Спасибо за участие! Карты можете забрать с собой и показать своим друзьям и близким.

Приложение









Список источников и литературы

  1. Буксгевден С.К. Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, Императрицы России. В 2-х томах. – М.: Лепта Книга, Вече, Грифъ, 2012.

  2. Буксгевден С.К. Венценосная мученица. – М.: Русский Хронографъ, 2010. – 526с.

  3. Мэсси Р. Николай и Александра: Роман-биография. М.: МП «Инсайт»,1992.

  4. День смыслом наполняя. Православный церковный календарь. Издательство Московской патриархии Русской Православной церкви, 2013 .

  5. Отчет о деятельности Симферопольского Отдела Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом с 20 апреля 1911 по 1 января 1912 г.- Симферополь , 1912

6. Боханов А.Н. Святая царица. – М.: Вече, 2006. – 304 с.

7. Материалы XI Таврических научных чтений,- Симферополь, 28 мая 2010 г.

8. Романовы и Крым / Николай Калинин, Марина Земляниченко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2002.

9.https://elitsy.ru/communities/83799/1717540/

[дата обращения- 15.03.2025 ]

10.www.tsaarinikolai.com

11. http://www.pravmir.ru

12. http://ru.wikipedia.org/

13. http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1916.htm

14. https://diletant.media/articles/45340677/



8