СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романса трепетные звуки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования знаний о романсе как жанре вокальной музыки, его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Просмотр содержимого документа
«Романса трепетные звуки»



Урок музыки: «Романса трепетные звуки» 5 класс



Цель урока: создать условия для формирования знаний о романсе как жанре вокальной музыки, его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Планируемые результаты: через практическую деятельность освоить жанр – романс, значение его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Задачи:

1. Личностные результаты:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, развитие доброжелательности и отзывчивости, формирование эстетических потребностей и представлений о нравственных нормах.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

3. Предметные результаты:

- учить слушать и понимать музыку различных жанров, обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире.

- развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на услышанное, с помощью движений передавать характер музыки, её образное содержание, играть на музыкальных инструментах.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальные инструменты





ХОД УРОКА.



I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, перед тем, как мы начнем разговор о теме урока, я хочу задать вам вопрос: а что такое песня?

Из чего она состоит? (из музыки и стихов)

Кто исполняет песню? (Солист или хор)

Составление синквейна по теме «Песня» (Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, строящееся по определенным правилам

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

(Слайд)

1.песня

2. народная, авторская

3. завораживает, вдохновляет, помогает

4. верный спутник человека на всю жизнь

5. вокальная музыка



Учебная ситуация (7 слайдов)

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним вокальным жанром, а с каким, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд «Музыкальные инструменты».

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

3. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

6. Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье... (скрипка).

-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? Ответ - РОМАНС

Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки

Выберите тему, наиболее подходящую нашему уроку (Слайд):

1. «Музыка вокруг нас»

2. «Романса трепетные звуки…»

3. «Нам песня строить и жить помогает»

(Дети выбирают тему урока аргументированно. Затем записывают ее в тетрадь)

III Объявление темы урока. Целеполагание.

Итак, тема нашего урока: «Романса трепетные звуки» (запись темы).

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что, по – вашему, вы должны узнать сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня вы узнаете, что что такое романс, какова истории рождения романса, что общего между романсом и песней, чем они отличаются друг от друга, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов.

А также научиться соотносить музыкальный материал с живописным и, главное, прочувствовать поэтичность русского романса

IV.Актуализация опорных знаний. Знакомство с новым материалом.

1.Работа в группах

- А сейчас, ребята, чтобы ответить на все вопросы, нам нужно распределиться на три группы. Сделаем мы это так. Каждый получает карточку с названием музыкального инструмента. Разделитесь на три группы по видам музыкальных инструментов: струнные, ударные и духовые. (Дети делятся на группы и садятся за столы. Проверка правильности деления. На одном столе стоит компьютер, на втором - учебники, на третьем – толковые словари).

- Каждая группа получает своё задание:

1) Найти в интернете «История романса» кратко;

2) В толковых словарях найти определение романса;

3) В учебнике найти сходства и отличие романса и песни, жанровые признаки романса.

1 группа (слайд) Слово РОМАНС пришло к нам из Испании. Оно произошло от испанского слова Romance, что в буквальном переводе означало «по-романски», то есть «по-испански». Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.

2 группа Романс (Слайд) - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.

3 группа Жанровые признаки романса (Слайд)

Содержание романса всегда лирично.

Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному. Это порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту.

В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно-припевной формы.

2. Запись основных понятий в рабочие тетради

- Ребята, давайте коротко запишем всё то, о чём мы сейчас узнали. (дети записывают определение романса, место его происхождения, жанровые отличия романса)

3. Слушание романса П. И. Чайковского на слова А.К. Толстого «Благословляю вас, леса» в исполнении Дмитрия Хворостовского (Слайд)

4. Беседа

- Что вы почувствовали во время слушания? Что хотели передать нам авторы?

- Как звучит романс? (торжественно, величественно)

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Какие образы вы представили здесь?

- Этот романс - подлинный гимн о любви ко всему живому, ко всей окружающей нас красоте природы.

- Какой инструмент сопровождает солиста?

- Да, здесь слышна насыщенная фактура фортепианного сопровождения.

- Красивое стихотворение А. Толстого вдохновило П. Чайковского на создание этого яркого романса.

-Скажите, а все ли стихи подойдут для создания романса?

- Какими критериями они должны обладать?

( а) Небольшой размер (или фрагмент с законченной мыслью), б) содержать переживания, чувства, отношения героя к природе и миру, в) поэтический текст должен быть певучим.

- Ребята, на страницах учебника по теме «Романс» изображены репродукции картин русских художников (Слайд). Исаак Левитан «Цветущие яблони», «Весна», «Большая вода», Игорь Грабарь «Февральская лазурь».

- Как вы думаете, почему именно эти картины автор учебника сопоставляет романсу?

- Какая тема объединяет эти картины?

- Какие чувства у вас они вызвали? (нежные, трепетные)

- В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Они пришли к нам из Франции. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов (Слайд) и многие другие очень полюбили этот жанр лирической песни. Они стали создавать романсы на стихи русских поэтов (Слайд). В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни. Одним из любителей таких романсов был М. И. Глинка, его романсы отличались плавностью, гибкостью и песенной мелодичностью. ( Слайд)

5. Слушание начала романса «Жаворонок» М. Глинки и Н. Кукольника

- Ребята, давайте сейчас закроем глаза и послушаем еще одно произведение. (звучит вступление)

- Что мы с вами услышали? (варианты ответов детей, трель птицы)

Эту музыку написал великий русский композитор М. И. Глинка. Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детские годы повлияли:

- народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта;

- церковное пение, красота колокольного звона;

- игра крепостного оркестра;

- русский бытовой романс;

- фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме композитора

«…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?

- Что может нам об этом рассказать? (текст)

- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)

- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал Нестор Кукольник (слайд). А называется оно «Жаворонок»

6. Чтение текста стихотворения

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому — не знает.

Та, к кому она, поймет.

От кого — узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.



7.Слушание романса в исполнении Сергея Лемешева «Жаворонок» (со словами)

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (душевная теплота, нежная, мечтательная грусть)

- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да) Почему?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что будет?

- Да, в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события.

Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.

- Посмотрите на экран: (слайды) Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу М. Глинки «Жаворонок» и почему?

V. Разучивание текста и музыки романса «Жаворонок».

Вокально-певческая работа.

VI. Подведение итогов урока.

- С каким вокальным жанром мы познакомились сегодня на уроке? (романс)

- Что такое романс? (произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль)

Какие композиторы сочиняли романсы?

Какие инструменты звучат в сопровождении романсов?

Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы

VII. Домашнее задание

Выучить текст романса «Жаворонок»

Составить синквейн на тему «Романс»

Нарисовать иллюстрацию к романсу «Жаворонок» М. Глинки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!