Открытый урок по музыке
в 5-м классе по теме:
«Романса трепетные звуки..."
Выполнила : Баева А.В,
..
Цель: знакомство с музыкальным жанром романса на примере творчества композиторов XIX века.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о выразительном значении жанра романса;
формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.
Развивающие:
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);
развитие исполнительско-творческих навыков и умений.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов;
раскрыть перед учащимися мир и красоту русского романса.
Методические:
Совершенствование учебного процесса .
Оборудование:
ТСО (музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер);
портрет композитора;
аудио записи;
Тип урока: урок-концерт .
Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (иллюстративный), репродуктивный.
Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие и знакомство с учащимися .Объяснение принципа оценивания за работу на уроке учащиеся будут получать нотки а в конце ребята получившие наибольшее количество ноток получат оценки.
Эпиграфом к уроку послужат слова С. Данилов
«Люблю я слушать, в негу погружаясь,
Романсов пылких вздохи огневые».
2. Изучение нового материала.
2.1.Рассказ учителя
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. Русский романс любим многими людьми. Тонко передавая чувства автора, он волнует и заставляет сопереживать слушателей. Текст многих романсов написан известными русскими поэтами.
2.2.Работа по теме урока
Где впервые появился романс и что означает это слово? На эти вопросы попросим ответить нам наших докладчиков. Предоставляем им слово.
Докладчик 1. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII- XIV вв. странствующие поэты-певцы - трубадуры создали новый музыкальный жанр - романс. Слово "романс" происходит от испанского "романсе", что значит "романский", т. е. исполняемый на "романском" (испанском) языке. Романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. домах Романс и семиструнная гитара стала единым целым. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам. Послушайте, как свежо и по-новому звучит романс и в наши дни.
Учитель: Я благодарю нашего докладчика за историческую справку и предлагаю послушать романс «Гори, гори моя звезда» в исполнении Александра Малинина.
Учитель: О том, как возник русский романс, расскажет нам второй докладчик.
Докладчик 2. Зарождение русского романса началось во второй половине ХVIII века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушатели своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских.
Давайте прослушаем романс «Жаворонок» муз. М.И.Глинки, слова Кукольника .Н.
Учитель: Термин "романс" установился в русском музыкальном обиходе в самом начале XIX века. Первая четверть XIX века и особенно пушкинская эпоха вызвала широкий поток романсового творчества. Сочинения песен и романсов, как и лирических стихотворений, в этот период становится повседневным явлением во многих дворянских и разночинных семьях.
2.3
Запись в тетрадь:
Романс (испанск.) - лирическая развитая песня
Жанровые признаки романса
Содержание романса всегда лирично.
Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту.
В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом, отражает не только общий его характер.
Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно-припевной формы.
3.Физкультминутка
Давайте немного отдохнем и поиграем! Игра наша будет называться «Немой оркестр»!
- Что такое оркестр? (коллектив музыкантов-инструменталистов).
- Как называется руководитель оркестра? (дирижер) Давайте встанем и побудем немного дирижерами! (дети встают и изображают дирижеров).
- Теперь сядем и приготовимся к «серьезному выступлению»! Я буду называть различные музыкальные инструменты, а вы жестами, будете показывать, как на данном инструменте играют!
На слайдах появляются названия и изображения инструментов
Пианино, Баян, Труба, Ксилофон, Барабан, Арфа, Гитара
- Молодцы! Теперь оркестр встал на поклон! Замечательно!
4.Работа над вокально-хоровыми навыками:
Учитель: Предлагаю вам ребята самим попробовать разучить романс ,перед вами текст первого куплета романса.
Дети исполняют романс хором. Учитель предлагает любую форму исполнения романса (соло, дуэт, трио и т.д.) .Идёт оценивание правильности исполнения романса.
Итог урока ,рефлексия.
Перед вами карандаши и бумага, подумайте, какого цвета музыка романсов ,что вы видите когда звучит ромас ? Нарисуйте ее пожалуйста. Индивидуальная работа
Звучит романс «Отговорила роща золотая».Дети рисуют и крепят рисунки на доску
3. Завершение урока. Подведение итогов работы.
Сейчас я предлагаю вам провести викторину и ответить на вопросы за каждый правильный ответ вы получите нотку:
1.Родина романса?
2. Как называли в Испании певца, исполняющего песни и романсы?
3.Под аккомпонимент каких музыкальных инструментов исполнялись романсы?
4.Слова, какого романса мы с вами разучили?
5.Какие романсы мы с вами прослушали на сегодняшнем уроке?
6.Назовите жанровые признаки романса?
Идёт оценивание учащихся, подсчет ноток, выставление оценок
Вывод: Романс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других жанров и сделали королем жанра!
Ребята а что является самой лучшей благодарностью и наградой для любого музыканта(аплодисменты)
Давайте поблагодарим наших гостей и самих себя за хороший урок.
Я желаю вам всегда только мажорного настроения! До свидания, друзья мои!