Просмотр содержимого документа
«Романтизм - определение, особенности, романтизм в россии»
РОМАНТИЗМ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РОМАНТИЗМ В РОССИИ
Романтизм - это одно из крупнейших направлений в европейской, а также американской литературе конца XVIII — первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все необычное, фантастическое
необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже ДVIII к XIX вв. «романтизмом» начинает
именоваться новое литературное направление.
У романтизма есть ряд особенностей:
Антипросветительская направленность, проявившаяся еще в сентиментализме, а в романтизме достигшая своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революций и плодах
цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности буржуазной жизни. Реальность истории оказалась
неподвластной «разуму», полной тайн, непредвиденностей, а современное мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.
Общая пессимистическая направленность - идеи «космического пессимизма», «мировой скорби»
Тема «лежащего во зле» «страшного мира» особо ярко отразилась в «драме рока» или «трагедии рока».
Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики открыли
необычайную глубину человеческой индивидуальности. Человек для них - малая вселенная. Абсолютизация личностного начала,
философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная,
исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.
«Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный
мир — например произведения Гофмана. Романтики противопоставили
классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника
с его правом на преображение реального мира: художник создает свой особенный мир,
более прекрасный и истинный.
Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа. Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают внимание на творческое наследие народа, на его национально-культурные, исторические особенности. Национально-культурное разнообразие, по философии романтиков, было частью одного большого единого целого - «универсума». Наглядно это было реализовано в развитии жанра исторического
романа.
Романтики отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что не мешало им провозглашать свои собственные, романтические каноны. Развились такие жанры, как: лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть, исторический роман,
необычайного расцвета достигает лирика. Страны романтизма - Германия, Франция, Англия. Начиная с 1840-х годов романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего XIX века, обретя новый импульс в конце XIX - начале XX века.
Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не столько строем призведения,
В дальнейшем традиции романтизма были усвоены, а иногда переосмыслены символизмом. Прямое воздействие романтизма ощутимо в экспрессионизме и других авангардистских течениях.