«Роспись ткани в школе» ( Нетрадиционная техника )
Выполнила: учитель ИЗО
Иванова Нэлли Борисовна
- Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.
- На ткань — шёлк , хлопок , шерсть , синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина , бензина , на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
- Роспись "батик" издавна известна у народов Индонезии , Индии и др. В Европе — с XX века .
- Батик ( индон . batik ) в переводе на русский означает «капля воска»; membatik «рисовать, покрывать каплями, штриховать ». Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей , а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, резервируют от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись . Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани ( тай-дай [ en ] ) (например, узелковый способ).
Горячий батик и узелковая роспись очень трудоемки, затратны , и не очень подходят для занятий с учениками на уроках изобразительной деятельности.
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина . При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
- Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
На этих фотографиях показаны этапы работы на хлопковой ткани с применением солевого раствора. Резервирующий состав не применялся, вся работа выполнена акварельными красками и акварельными карандашами.
- Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для вышивания . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.
- Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для начинающих художников лучше остановить свой выбор на батисте.
Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.
Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.
Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.
Этапы работы над батиком:
- На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
- на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
- На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
- На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
- На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
- На шестом этапе происходит окрашивание батика.
- На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания (при необходимости работа оформляется в паспарту).
- Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.
- Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.
- Предлагаю Вашему вниманию работы учеников нашей школы, выполненные на уроках изобразительной деятельности.
- Большое внимание в школе уделяется коллективному творчеству. Ученики с огромным удовольствием рисовали, «сочиняли» работы и к сказкам, и к праздничным дням, и к тематическим школьным неделям.
- Хочу обратить Ваше внимание на графические работы по ткани. Это уже работы учеников 6 класса. Здесь идет работа резервирующего состава, он является « главным рисовальщиком».
Работа с тканью и красками – увлекательное и захватывающее занятие. Вам не обязательно быть профессиональным художником, мастерски управляющимся с кистью и карандашом, Немного потренировавшись, вы сможете создавать свои впечатляющие творения. Нас окружает масса «картинок» и «узоров» - надо только увидеть их. Произведения искусства, фотографии, ваши собственные зарисовки – все это, в чуть видоизмененном виде, может быть воплощено на ткани и доставит радость вам и вашим близким. Вы получите огромное удовольствие и во время работы, и тогда, когда увидите, что «натворили».
Данная презентация может быть рекомендована учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и всем любителям рисовать.
Благодарю за внимание!
- https://zhenskie-uvlecheniya.ru/texnika-i-vidy-batika-dlya-nachinayushhix-mini-enciklopediya-dlya-ishhushhix-novoe-xobbi.html