Основные вопросы изучения материала | 1) Усиление османской угрозы Европе. 2) Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. 3) Россия и Священная лига. 4) Борьба Франции за господство в Европе. 5) Балтийский вопрос |
Тип урока | Открытие нового знания |
Ресурсы урока | Учебник, § 1. Карта «Европа в конце XVII в.». Контурные карты. Электронное приложение |
Основные понятия и термины | Лига, гегемония, экспансия |
Основные даты | 1683 г. — разгром турецкой армии под Веной. 1686 г.— заключение «вечного мира» между Россией и Речью Поспо- литой. 1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии |
Персоналии | П. Дорошенко. Б. Хмельницкий. Я. Собеский. Август II. Н. М. Зотов |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту как источник информации. Систематизировать информацию в виде плана. Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений. Применять историографические знания. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные: Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий |
Домашнее задание | § 1, карты, иллюстрации. Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689 гг.». * Найдите в Интернете описания и изображения военных кораблей ХVII в. Сделайте презентацию—обзор основных видов кораблей этого времени |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны к началу ХVIII в.? Какими способами можно было их решить? * Ответы на эти вопросы подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы. Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? | Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения. Излагать результаты познава-тельной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания | Беседа. Работа с картой. *Творческое задание |
Ориентационный (актуализации/ повторения) | Какие территориальные изменения произошли в России к началу XVIII в.? Самостоятельно выберите соответствующую карту. Как менялось положение России в мире в течение ХVII в.? Какие важные события происходили в Западной Европе на рубеже XVII—XVIII вв.? Когда и где возникла Османская империя? Какие факторы способствовали успехам внешней политики Франции во второй половине ХVII в.? Перечислите важнейшие события, связанные с русско-шведскими отношениями в ХIII— ХVI вв. | Использовать карту как источ- ник информации. Актуализировать знания из кур- сов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следствен- ные связи исторических процессов | Работа с картой. Беседа |
Содержательно-операционный | Прочитайте пп. 1—2 § 1. Укажите на карте объекты, о которых идёт речь. Перечислите ос- новные события, характеризующие отношения России и Османской империи в XVIII в. Ка- кие страны и народы находились в составе Османской империи в конце ХVII в.? Когда и как они оказались под властью османов? Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско- османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины. Почему Турция и Рос- сия заключили Бахчисарайский мир? Можно ли называть борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами? Объясните своё мнение. Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в ХVII в.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы? | Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следствен- ные связи исторических процес- сов. Определять значение историче- ских событий. Использовать сведения из исто- рической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России | Работа с картой, текстом. Составление плана. Беседа. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Охарактеризуйте позицию, которую заняло Крымское ханство в конфликте между Священной лигой и Османской империей. Сформулируйте главные принципы внешней политики Франции второй половины ХVII в. Почему первоначально она была успешной, а затем последовали неудачи? Составьте таблицу, включающую основные направления внешней политики России XVIII в., основные способы её реализации (предпринятые меры и мирные договоры), результаты. Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить главные задачи? Аргументируйте свой ответ. | Определять причинно-следствен- ные связи исторических процес- сов. Составлять обобщающую табли- цу. Давать оценку результатам про- водимой политики | Составление таблицы. Беседа |