СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия- культурное наследие. Лекция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для обучающихся по теме "Россия- культурное  наследие"  с упором на реги ональный компонет.

Просмотр содержимого документа
«Россия- культурное наследие. Лекция.»

Выступление в роли спикера

Аудитория: сотрудники школы, детского сада, педагоги.

Россия- культурное наследие



Указом Президента России 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России. Правительство сейчас формирует организационный комитет. Министерство культуры завершает подготовку плана мероприятий. И общая задача — наша задача, задача членов Российского общества — встроиться в эту работу и соответствующим образом спланировать нашу деятельность. Поэтому сегодня мы обсудим основные темы и основные подходы к этой теме, как говорят, сверим часы по текущим проектам и, возможно, спланируем новые проекты.

Россия исторически была и остаётся страной великой культуры. Наше наследие — это огромное достояние, не менее важное, чем природные ресурсы России. Оно является необходимым ресурсом развития, позволяет претендовать на лидерство в глобальном мире. Культурное наследие формирует национальную идентичность, делает нас единым народом. Забота о его сохранении закреплена в Основном законе — в Конституции нашей страны — как конституционная обязанность всех граждан России. Об этом говорится в статье 44-й Конституции.

Говоря о наследии, мы подразумеваем под ним всю совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Это не только памятники старины, но и культурные ландшафты, народные песни, традиционные обряды и многое-многое другое. Всё, что было создано талантом, трудом и упорством наших предков. Принято выделять наследие отдельных этнических групп, коренных малочисленных народов, наследие местного и регионального значения, а также общее, объединяющее всех нас наследие российской нации.

Убеждён в том, что любое культурное наследие — это всегда история. Это священная память о Великой Победе, память о первом полёте человека в Космос, память о возвращении Крыма в родную гавань. Думаю, что к культурному наследию России следует отнести и многовековую традицию отечественной государственности. Как писал академик и мыслитель Дмитрий Сергеевич Лихачёв, с древних времён наша культура была сосредоточием культур многих народов, объединённых общим государственным началом. Русь отличало полное отсутствие «предубеждённости против всех тех, на кого она распространяла своё влияние». Именно об этом говорит и Основной закон, подчёркивая государствообразующую роль русского народа.

В этой связи можно было бы обсудить вопрос об истоках российской политической традиции. При всём многообразии взглядов на ранние этапы истории нашего государства легко проследить основную траекторию развития страны: от Киевской Руси, Новгородской и Суздальской земли к Великому княжеству Владимирскому, далее — к Московскому царству, Российской империи, Советскому Союзу и, наконец, современной России. Поэтому следует очень внимательно отнестись к предстоящему 1000-летию Суздаля. Эту большую дату, большой юбилей мы будем отмечать в 2024 году. Там, в Суздале, сохранилось немало памятников, напоминающих о судьбоносной роли этого очага отечественной государственности.

В подобных случаях материальное и духовное наследие почти невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому отрадно, что в последние годы мы всё чаще слышим об успехах отечественной археологии. Напомню, что любые виды строительных работ, подлежащих государственной экспертизе, предполагают археологическое исследование местности. Такое отношение к археологическому наследию следует рассматривать как значимое культурное завоевание, которое необходимо сохранить.

С той же последовательностью следует отнестись и к сбережению духовного наследия народов России. Рассчитываю в этом на активную и плодотворную работу отделений Российского исторического общества, особенно — в регионах компактного проживания представителей разных этнических групп. Многие этносы России разделяют общее наследие тюркских или монголоязычных народов, что исторически связывало нашу страну с Востоком. При этом исторически в России получали новую жизнь и многие европейские традиции. Наша страна веками развивалась и продолжает развиваться как государство, объединяющее два мира: Восток и Запад. Как образно выразился Пётр Аркадьевич Столыпин: «Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый… отсекая нашему русскому орлу одну голову… вы не превратите его в одноглавого орла, а заставите только истечь кровью».

Чтобы культурное наследие сохранялось, оно должно передаваться из поколения в поколение, от старших к младшим — как эстафетная палочка. Поэтому в рамках сегодняшнего круглого стола мы решили дать старт Всероссийскому конкурсу «Моя страна — моя Россия». Этот замечательный проект реализуется уже много лет, объединяя тысячи активных, ярких и неравнодушных молодых людей из разных регионов страны. На этот раз тематика конкурса соотнесена с приоритетами Года культурного наследия народов России. Уверен, что он привлечёт к себе большое внимание.





Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47407



Хочу несколько слов сказать о Балаковском районе и г. Балаково.

Одной из главных архитектурных достопримечательностей города Балаково считается особняк купца Паисия Мальцева.



В 1886 году Паисий Михайлович Мальцев приобрел в Балаково усадьбу, расположенную на пересечении двух центральных улиц села – Новоузенской и Николаевской. Она была построена по проекту саратовского губернского инженера архитектора Ф.И. Шустера. Усадьба включает в себя основной дом, сиреневый сад, дом для дворовых с хозблоком, каретную, конюшню, прачечную и кирпичную оригинальной кладки ограду с двумя литыми воротами.

Как гласит предание, особняк этот строился для возлюбленной Паисия Михайловича – иностранки из знатной богатой семьи, которая в ответ на предложение Паисия Михайловича переехать жить в Балаково поставила ему условие: построить для неё дом не хуже того, что был у её отца.


В начале двадцатого века особняк был дополнен художественными элементами по эскизам знаменитого зодчего Ф.А. Шехтеля. Грифоны на водосточных трубах и подпирающие аттик, амфоры, герб в центральной части верхнего фриза во внешней отделке, а также ангелочки, лилии, лавровые венки и пастушки с дудочками в интерьере придали усадьбе роскошный вид.

Одно из центральных мест в архитектурном облике особняка как снаружи, так и внутри занимает греческая амфора с пламенем, что на языке искусствоведения означает пламя любви. Амфоры с пламенем повествовали о любви хозяина к прекрасной иностранке. Ведь как гласит предание, особняк этот строился для возлюбленной Паисия Михайловича – француженки или итальянки (информация в источниках разнится) из знатной богатой семьи, которая в ответ на предложение Паисия Михайловича переехать жить в Балаково поставила ему условие: построить для неё дом не хуже того, что был у её отца. И настоящий дворец, окружённый сиреневым садом, был построен.

Но возлюбленная Паисию всё же отказала. В усадьбе сам хозяин не жил, а приезжал в неё лишь два-три раза. За усадьбой следил управляющий.

Особняк построен по мотивам западноевропейского барокко с масками и грифами, затейливым аттиком, урнами и балюстрадой на крышах. Особняк отличается от сотен других высокими зауженными окнами и великолеп­ной отделкой здания.

В архитектурном облике снаружи продумана каждая деталь. Чего только стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов! А также удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо — литье завода города Саратова. А поверх всей этой роскошной атрибутики – элементы давно ушедшей эпохи. Над карнизом, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчику, поместил символ нового времени – жезл Меркурия – покровителя торговцев. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе с арабскими (персидскими) мотивами. Интерьер богат изящной лепниной в виде греческих амфор, амуров, ангелочков, корзин с фруктами, различных растительных орнаментов – лилий, лавровых венков, дубовых листьев, ягод и пр., декорированными дубовыми дверями, мраморными каминами с фигурами. В одном из залов паркетный пол отображает потолок. Всё это придаёт усадьбе богатый роскошный вид. Настолько роскошный, что её сравнивают с Петергофскими дворцами и называют иногда "Петродворцом на Волге".

Ещё до революции особняк П.М. Мальцева был куплен по низкой цене А.И. Кузнецовым и его сыном Александром, торговцами скобяными изделиями и хозтоварами. Но вскоре особняк был национализирован в связи с событиями 1917 года. После революции в здании долгое время располагался местный комитет коммунистической партии. В те времена в подвале проходили расстрелы людей. Затем в здании располагалась библиотека, милиция, Дом пионеров, преобразованный позднее в Дом творчества.

С 1995 г. усадьба является памятником архитектуры федерального значения. С 1998 года по 2008 год в главном доме усадьбы велись реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены кровля, фасады здания, интерьеры помещений 1 этажа, частично отремонтированы подвальные помещения. Одно время тут располагалась приемная губернатора Саратовской области Павла Ипатова. В настоящее время дом имеет статус музея "Усадьба П.М.Мальцева".

Для ознакомления с судьбой балаковского купца старообрядца Паисия Михайловича Мальцева и историей создания его усадьбы рекомендуем к просмотру фильм Е. Бруславцевой "Легенда в камне".



Балаково – малая родина Василия Чапаева. Именно здесь находится родительский дом красного командира, в котором он жил с 10 лет. Домик представляет собой небольшую деревянную избу, на окнах имеются резные наличники и ставни. В строении сохранились оригинальные вещи, принадлежавшие семье Василия Ивановича. До Гражданской войны будущий начдив работал плотником, в одной из комнат можно увидеть буфет, сделанный руками советского героя.



С этим жилищем связано много важных событий в жизни Чапаева. Сюда он привел жену, родившую ему двух сыновей и одну дочь, отсюда уходил на фронт. Пока Василий воевал, его отец конфликтовал с невесткой. Молодая женщина не раз сбегала, но каждый раз ей приходилось возвращаться к свекру. В конце концов, не выдержав давления, жена развелась с Чапаевым, оставив ему детей. После гибели Василия Ивановича в избе проживала его дочь. В 1948 году в доме организовали музей памяти народного любимца.

Можно еще очень много рассказывать о достопримечательностях родного Балаково, но регламент истек, благодарю всех за внимание!

Источник: https://tur-ray.ru/balakovo-dostoprimechatelnosti.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!