СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия - наша Родина ( конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира , 2 класс, УМК 2100

Просмотр содержимого документа
«Россия - наша Родина ( конспект урока)»



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 2 КЛАСС

Тема: Россия – наша Родина.

Цель: познакомить учащихся (в обзорном порядке) с Россией, с природой России, с некоторыми крупными географическими объектами на территории России, с её достопримечательностями; учить использовать карты для получения информации; развивать речь, воображение; воспитывать чувство товарищества, чувство гордости за Родину.

Тип урока. Введение новых знаний, закрепление изученного материала.

Форма проведения урока: самостоятельная работа в группах по заданию изучения литературы, географических карт.

Оборудование. Карты: физическая карта, страны мира, полушарий, природных зон. Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева стр. 95–97, набор открыток «Города России», карточки для работы в группах; презентация «Россия – наша Родина». Фонограмма песни М.Л. Матусовского, музыка В.Е. Баснера «С чего начинается Родина?», карточки слов: Родина, родина, федерация.

Элементы содержания: природа России, символика, достопримечательности, города, народы населяющие Россию, расположение России на карте, её площадь.



Ход урока

I. Организационный момент.

Мы будем работать в группах, чтобы работа была слаженной и плодотворной, пожелаем друг другу удачи.

II. Постановка цели и задач урока.

а) Мы с вами узнали много интересного о разных странах. Сейчас мы будем подробнее знакомиться с нашей страной. Я предлагаю работать в группах, так как материал объёмный по содержанию.

– У каждой группы есть план работы и вопросы, на которые они совместно будут искать ответы из различных источников: учебник, книги, видеофильм, географические карты, открытки.

Актуализация знаний.

- В начале урока хочу выяснить, что вы уже знаете о нашей стране, России.

– Как называется наша страна? (полное название Российская Федерация)

– Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ? (прочитайте в учебнике)

– Назовите столицу нашей Родины.

– Чем город Москва отличается от других городов России?

– Покажите нашу страну на карте. В каком полушарии находится РФ?

Прежде, чем мы посмотрим фильм о нашей стране, обратите внимание на вопросы и задания в каждой группе, план вашей работы. Посмотрите фильм, изучите материал по карте, учебнику, для того, чтобы выступить с рассказом о нашей стране.

III. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация.

– У меня к вам такой вопрос: почему одинаковое слово родина пишется по-разному?

– Мы изучаем материал о нашей Родине России.

б) Видеофильм (просмотр фильма).

Слайды:

  1. Флаг РФ.

  2. Герб РФ.

  3. Гимн России.

  4. Столица.

  5. Города России: Петербург, Ярославль, Новосибирск, Хабаровск, Благовещенск, Свободный.

  6. Известные люди: Пётр I, Лазо С.Г., Н.Н. Муравьёв-Амурский, Л. Гайдай, Б.Н. Ельцин, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, С.П. Королёв, М.М. Плисецкая.

  7. Россия – самая большая страна в мире (комментарий учителя к слайдам, чтение учащимися).

Физминутка

Работа в группах по заданию (карточки на каждую группу)

  • Изучение литературы с. 82–86

  • Работа с картой с. 83, 85, 95, 97, 99

  • Составление рассказа.

IV. Выступление учащихся (по 1–2 человека с группы).

1 группа – Формы поверхности нашей страны, рельеф.

2 группа – Океаны, моря, реки и озёра.

3 группа – Природные зоны, растительный и животный мир России.

4 группа – Расположение страны на карте, её площадь, народы, города, известные люди.

Итог работы в группах.

V. Подведение итога.

– Наша страна, это не только её просторы, поля, леса, это ещё и замечательные люди: ветераны войны, с которыми мы познакомились накануне праздника 9Мая (фотография). Вы, конечно, знаете и других известных людей, которые внесли свой вклад в развитие России, науки, культуры (учащиеся называют известные имена).

- Ещё в нашей стране сохранилось самобытное народное творчество. Обратите внимание на выставку (выставка составлена заранее из работ учащихся, выполненных на уроках ИЗО): жостовские разносы, хохломская роспись, гжель, матрёшки. На следующем уроке мы продолжим знакомство с нашей страной, но больше внимание уделим изучению малой родины.

– С чего для вас начинается Родина? Подумайте над этим вопросом и ответите на следующем уроке.

– Что мы называем малой родиной? (ответы учащихся).

Домашнее задание: составить кластер «С чего начинается Родина» (о родине, о городе, в котором вы родились).

– Сейчас прозвучит музыка, если вы почувствовали гордость за нашу страну, ощутили себя гражданами великой страны выходите в центр класса. Фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

- Вы и есть маленькие граждане России...

- С какими чувствами и настроением вы уходите с урока? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?





Карточки – задание для групп обучающихся



1 группа

  1. Рассмотри рельеф нашей страны.

Рельеф – это неровности земной поверхности.

Равнина – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные выше 200 метров над уровнем моря.

Горы – возвышение на земной поверхности, связанное чаще всего с деятельностью подземных сил Земли.

  1. Равнины на территории России.

Рассмотри карту на стр. 98-99 стр. 114 – 115

Найди Восточно – Европейскую (Русскую) равнину, Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность.



  1. Горы, горные хребты и их расположение стр. 114 – 115

Обрати внимание на шкалу высот в метрах, определи по цвету высоту гор.

Кавказские горы, Уральские горы, Алтайские горы, Средне – Сибирское плоскогорье, Верхоянский хребет.



2 группа

  1. Океаны, моря, озёра, реки.

Посмотрите на карту России стр. 95, 97, 114 – 115.

Имеется ли выход в океаны с территории нашей страны?

Какой океан недоступен?

Подумайте, какими должны быть моря Северного Ледовитого океана, Тихого океана? (Суровые, холодные, покрытые льдами, с сильными ветрами, туманами).

Моря - большие водоёмы с солёной водой, соединяющиеся друг с другом. Море – это часть океана, поэтому любое море имеет связь с океаном.

На севере Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, на востоке – Берингово море, Охотское море, Японское море, на западе – Балтийское море, южнее Чёрное и Каспийское моря.

  1. Найдите на карте наиболее крупные реки. Что вы о них знаете?

Стр. 114 - 115

Как вы думаете, много ли рек в нашей стране?

Река – водный поток, текущий по поверхности суши.

  1. Озера – их называют «голубыми глазами» земли. Покажи

на карте: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское озеро.

  1. Острова, полуострова.





3группа

  1. Природные зоны нашей страны.

Рассмотри на карте стр. 105, 106- 107. Определите границы каждой природной зоны, двигаясь с севера на юг.



  1. Определите погодные условия каждой природной зоны.

Особенности климата влияют на хозяйственную деятельность человека, подумайте, каким образом?

  1. Растительный мир. Стр. 106 – 107 Стр. 105

Покажите лесную зону. Почему для обозначения лесной зоны используют два оттенка зелёного цвета?

В какой части света расположена основная масса широколиственных лесов? Какую часть занимает тайга? Какие деревья растут в тайге? Почему широколиственные леса так называют? Назовите представителей их растительности.

  1. Животный мир. Стр. 106 – 107

Тундра и лесотундра (Северный олень, соболь, белый медведь)

В лесной зоне – лесная куница, лось, лиса...



4 группа

  1. Расположение нашего государства. Границы России.

Рассмотри карту страны мира. Стр. 95, 112 – 113



  1. Климатические условия нашего государства.



  1. Какие народы России тебе известны? Стр. 84





  1. Города и известные люди нашей страны (учёные, писатели, изобретатели, путешественники, политические деятели...)

Стр. 86 - 87