ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 2 КЛАСС
Тема: Россия – наша Родина.
Цель: познакомить учащихся (в обзорном порядке) с Россией, с природой России, с некоторыми крупными географическими объектами на территории России, с её достопримечательностями; учить использовать карты для получения информации; развивать речь, воображение; воспитывать чувство товарищества, чувство гордости за Родину.
Тип урока. Введение новых знаний, закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: самостоятельная работа в группах по заданию изучения литературы, географических карт.
Оборудование. Карты: физическая карта, страны мира, полушарий, природных зон. Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева стр. 95–97, набор открыток «Города России», карточки для работы в группах; презентация «Россия – наша Родина». Фонограмма песни М.Л. Матусовского, музыка В.Е. Баснера «С чего начинается Родина?», карточки слов: Родина, родина, федерация.
Элементы содержания: природа России, символика, достопримечательности, города, народы населяющие Россию, расположение России на карте, её площадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы будем работать в группах, чтобы работа была слаженной и плодотворной, пожелаем друг другу удачи.
II. Постановка цели и задач урока.
а) Мы с вами узнали много интересного о разных странах. Сейчас мы будем подробнее знакомиться с нашей страной. Я предлагаю работать в группах, так как материал объёмный по содержанию.
– У каждой группы есть план работы и вопросы, на которые они совместно будут искать ответы из различных источников: учебник, книги, видеофильм, географические карты, открытки.
Актуализация знаний.
- В начале урока хочу выяснить, что вы уже знаете о нашей стране, России.
– Как называется наша страна? (полное название Российская Федерация)
– Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ? (прочитайте в учебнике)
– Назовите столицу нашей Родины.
– Чем город Москва отличается от других городов России?
– Покажите нашу страну на карте. В каком полушарии находится РФ?
Прежде, чем мы посмотрим фильм о нашей стране, обратите внимание на вопросы и задания в каждой группе, план вашей работы. Посмотрите фильм, изучите материал по карте, учебнику, для того, чтобы выступить с рассказом о нашей стране.
III. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
– У меня к вам такой вопрос: почему одинаковое слово родина пишется по-разному?

– Мы изучаем материал о нашей Родине России.
б) Видеофильм (просмотр фильма).
Слайды:
Флаг РФ.
Герб РФ.
Гимн России.
Столица.
Города России: Петербург, Ярославль, Новосибирск, Хабаровск, Благовещенск, Свободный.
Известные люди: Пётр I, Лазо С.Г., Н.Н. Муравьёв-Амурский, Л. Гайдай, Б.Н. Ельцин, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, С.П. Королёв, М.М. Плисецкая.
Россия – самая большая страна в мире (комментарий учителя к слайдам, чтение учащимися).
Физминутка
Работа в группах по заданию (карточки на каждую группу)
Изучение литературы с. 82–86
Работа с картой с. 83, 85, 95, 97, 99
Составление рассказа.
IV. Выступление учащихся (по 1–2 человека с группы).
1 группа – Формы поверхности нашей страны, рельеф.
2 группа – Океаны, моря, реки и озёра.
3 группа – Природные зоны, растительный и животный мир России.
4 группа – Расположение страны на карте, её площадь, народы, города, известные люди.
Итог работы в группах.
V. Подведение итога.
– Наша страна, это не только её просторы, поля, леса, это ещё и замечательные люди: ветераны войны, с которыми мы познакомились накануне праздника 9Мая (фотография). Вы, конечно, знаете и других известных людей, которые внесли свой вклад в развитие России, науки, культуры (учащиеся называют известные имена).
- Ещё в нашей стране сохранилось самобытное народное творчество. Обратите внимание на выставку (выставка составлена заранее из работ учащихся, выполненных на уроках ИЗО): жостовские разносы, хохломская роспись, гжель, матрёшки. На следующем уроке мы продолжим знакомство с нашей страной, но больше внимание уделим изучению малой родины.
– С чего для вас начинается Родина? Подумайте над этим вопросом и ответите на следующем уроке.
– Что мы называем малой родиной? (ответы учащихся).
Домашнее задание: составить кластер «С чего начинается Родина» (о родине, о городе, в котором вы родились).
– Сейчас прозвучит музыка, если вы почувствовали гордость за нашу страну, ощутили себя гражданами великой страны выходите в центр класса. Фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
- Вы и есть маленькие граждане России...
- С какими чувствами и настроением вы уходите с урока? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Карточки – задание для групп обучающихся
1 группа
Рассмотри рельеф нашей страны.
Рельеф – это неровности земной поверхности.
Равнина – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные выше 200 метров над уровнем моря.
Горы – возвышение на земной поверхности, связанное чаще всего с деятельностью подземных сил Земли.
Равнины на территории России.
Рассмотри карту на стр. 98-99 стр. 114 – 115
Найди Восточно – Европейскую (Русскую) равнину, Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность.
Горы, горные хребты и их расположение стр. 114 – 115
Обрати внимание на шкалу высот в метрах, определи по цвету высоту гор.
Кавказские горы, Уральские горы, Алтайские горы, Средне – Сибирское плоскогорье, Верхоянский хребет.
2 группа
Океаны, моря, озёра, реки.
Посмотрите на карту России стр. 95, 97, 114 – 115.
Имеется ли выход в океаны с территории нашей страны?
Какой океан недоступен?
Подумайте, какими должны быть моря Северного Ледовитого океана, Тихого океана? (Суровые, холодные, покрытые льдами, с сильными ветрами, туманами).
Моря - большие водоёмы с солёной водой, соединяющиеся друг с другом. Море – это часть океана, поэтому любое море имеет связь с океаном.
На севере Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, на востоке – Берингово море, Охотское море, Японское море, на западе – Балтийское море, южнее Чёрное и Каспийское моря.
Найдите на карте наиболее крупные реки. Что вы о них знаете?
Стр. 114 - 115
Как вы думаете, много ли рек в нашей стране?
Река – водный поток, текущий по поверхности суши.
Озера – их называют «голубыми глазами» земли. Покажи
на карте: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское озеро.
Острова, полуострова.
3группа
Природные зоны нашей страны.
Рассмотри на карте стр. 105, 106- 107. Определите границы каждой природной зоны, двигаясь с севера на юг.
Определите погодные условия каждой природной зоны.
Особенности климата влияют на хозяйственную деятельность человека, подумайте, каким образом?
Растительный мир. Стр. 106 – 107 Стр. 105
Покажите лесную зону. Почему для обозначения лесной зоны используют два оттенка зелёного цвета?
В какой части света расположена основная масса широколиственных лесов? Какую часть занимает тайга? Какие деревья растут в тайге? Почему широколиственные леса так называют? Назовите представителей их растительности.
Животный мир. Стр. 106 – 107
Тундра и лесотундра (Северный олень, соболь, белый медведь)
В лесной зоне – лесная куница, лось, лиса...
4 группа
Расположение нашего государства. Границы России.
Рассмотри карту страны мира. Стр. 95, 112 – 113
Климатические условия нашего государства.
Какие народы России тебе известны? Стр. 84
Города и известные люди нашей страны (учёные, писатели, изобретатели, путешественники, политические деятели...)
Стр. 86 - 87