Россия в период царствования Александра II.
Ф.И. ___________________________________ I вариант
1. Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ?
1) 20—30 гг. 2) 40—50 гг. 3) 60—70 гг. 4) 80—90 гг.
2. Пропаганда революции среди крестьянства стала основной задачей деятельности организации «Земля и воля», созданной в 1876 г.
1) народниками 2) марксистами 3) октябристами 4) кадетами
3. Одним из итогов правления Александра II было
1) присоединение Крыма к России 2) присоединение Средней Азии к России
3) вхождение в состав Российской империи Царства Польского 4) получение выхода к Балтийскому морю
4. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и укажите императора, о котором идёт речь.
«Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».
1) Николай I 2) Александр II 3) Александр III 4) Николай II
5. Рассмотрите схему и выполните задание.
К какой войне относится сражение, обозначенное на схеме?
1) русско-иранской войне 1804—1813 гг. 2) русско-турецкой войне 1828—1829 гг.
3) Крымской войне 1853—1856 гг. 4) Русско-турецкой воне 1877-1878 гг.
6. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Изображение посвящено событиям
1) 11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 19 февраля 1861 г. 4) 1 марта 1881 г.
7. Какие три из перечисленных положений относятся к военной реформе, проведённой в период царствования Александра II.
1) отмена телесных наказаний
2) всесословная воинская повинность
3) призывались духовные лица всех вероисповеданий
4) рекрутские наборы
5) введение обучения грамоте солдат
6) призыву подлежали лица с 18 лет
8. Запишите термин, о котором идёт речь.
Сторонники этого направления не верили в возможность осуществления революции силами народа, возлагали свои надежды на революционное меньшинство, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. _________________________
9. Какие два из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II?
1) создание Государственного совета;
2) судебная реформа;
3) создание военных поселений;
4) отмена крепостного права;
5) восстание декабристов.
10. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ» (тыс. человек)
Год | Санкт-Петербург | Одесса | Москва |
1811 | 336 | 58 | 270 |
1860 | ок. 500 | 119 | 352 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население | 1) Москвы |
Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население | 2) в 1811 г. |
В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в | 3) Одессы |
| 4) в 1860 г. |
| 5) Санкт-Петербурга |
11. Сравните черты Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) противником России являлась Франция
2) участницей войны против России являлась Османская империя
3) в результате войны Россия получила новые территории
4) в ходе войны противникам России удалось захватить несколько российских городов
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
12. Запишите название, пропущенное в схеме.

13. Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
Из сочинения историка. «Центральным событием эпохи стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Россия в период царствования Александра II.
Ф.И. ___________________________________ II вариант
1. В каком году был издан манифест об отмене крепостного права в России?
1) 1803 г. 2) 1810 г. 3) 1855 г. 4) 1861 г.
2. Что было сделано в ходе проведения Великих реформ 1860−1870 гг.?
1) создана Государственная дума 2) отменены выкупные платежи
3) создан суд присяжных 4) создан Государственный совет
3. Что явилось одним из итогов внутренней политики Александра II?
1) освобождение крестьян от крепостной неволи 2) присоединение к России Финляндии
3) законодательное оформление привилегий дворянства 4) отмена внутренних таможенных пошлин
4. Проведением военной реформы 1860—1870 гг. руководил
1) А.А. Аракчеев 2) Д.А. Милютин 3) А.М. Горчаков 4) А.С. Меншиков
5. Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите период времени, к которому относится военный конфликт, события которого изображены на данной схеме.
1) вторая половина XVII в. 2) начало XVIII в. 3) середина XIX в. 4) конец XIX в.
6. Какие три из перечисленных положений относятся к судебной реформе, проведённой в период царствования Александра II.
1) ликвидация военных судов для революционеров
2) высшая инстанция – Верховный суд
3) участие в судейском процессе адвоката, прокурора
4) две системы судов: мировые и общие
5) право помещиков судить крепостных крестьян
6) гласность, состязательность судов
7. Рассмотрите изображение.

Участником событий, увековеченных В.И. Шервудом в памятнике, фрагмент которого Вы видите, был
1) М. И. Кутузов 2) П. С. Нахимов 3) М. Д. Скобелев 4) А. В. Суворов
8. Сравните содержание внешней политики императоров Николая I и Александра II. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) поддержка освободительной борьбы балканских народов
2) присоединение и освоение территории Средней Азии
3) борьба за благоприятный для России режим черноморских проливов
4) поиск союзников для выхода из внешнеполитической изоляции
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
9.Какие две реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860—1870 гг.?
1) губернская; 2) министерская; 3) церковная; 4) земская; 5) судебная.
10. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также очистку спирта». Ответ: ____________________
11. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Распространение разных систем хозяйствования в чернозёмных
и нечернозёмных губерниях после реформы 1861 г. (в % от числа губерний)
Местность | Преобладание отработочной системы | Преобладание смешанной системы | Преобладание капиталистической системы |
Чернозёмные губернии | 50% | 12% | 38% |
Нечернозёмные губернии | 28% | 20% | 52% |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) Капиталистическая система ведения хозяйства преобладала в большинстве | 1) чернозёмных губерний |
Б) В нечернозёмной полосе доля губерний с преобладанием смешанной системы хозяйствования составляла | 2) половину от общего числа |
В) В чернозёмной полосе доля губерний с преобладанием отработочной системы ведения хозяйства составляла | 3) нечернозёмных губерний |
| 4) пятую часть от общего числа |
| 5) только десятую часть от общего числа |
12. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

13. Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
Из сочинения историка. «Центральным событием эпохи стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________