СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в период царствования Александра II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для 8 класса "Россия в период царствования Александра II".

Просмотр содержимого документа
«Россия в период царствования Александра II»

Россия в период царствования Александра II.

Ф.И. ___________________________________ I вариант

1. Какой пе­ри­од XIX в. на­зы­ва­ют эпо­хой ве­ли­ких ре­форм?

1) 20—30 гг. 2) 40—50 гг. 3) 60—70 гг. 4) 80—90 гг.

2. Про­па­ган­да ре­во­лю­ции среди кре­стьян­ства стала ос­нов­ной за­да­чей де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции «Земля и воля», со­здан­ной в 1876 г.

1) на­род­ни­ка­ми 2) марк­си­ста­ми 3) ок­тяб­ри­ста­ми 4) ка­де­та­ми

3. Одним из ито­гов прав­ле­ния Алек­сандра II было

1) при­со­еди­не­ние Крыма к Рос­сии 2) при­со­еди­не­ние Сред­ней Азии к Рос­сии

3) вхож­де­ние в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии Цар­ства Поль­ско­го 4) по­лу­че­ние вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю

4. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний Б.Н. Чи­че­ри­на и ука­жи­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

«Целые два ме­ся­ца Рос­сия была в каком-то стран­ном сму­ще­нии и оце­пе­не­нии; не толь­ко руки от­па­да­ли от вся­ко­го дела, но даже ум и чув­ства как будто омерт­ве­ли. По­кой­но­го го­су­да­ря лю­би­ли, обо­жа­ли осво­бождённые кре­стья­не и быв­шие дво­ро­вые люди; ду­шев­но были к нему рас­по­ло­же­ны и пре­да­ны в об­ще­стве все лично его знав­шие и те, ко­то­рые много слы­ша­ли о его сер­деч­ной доб­ро­те, о его все­гдаш­нем рас­по­ло­же­нии ко вся­ко­му доб­ро­му делу».

1) Ни­ко­лай I 2) Алек­сандр II 3) Алек­сандр III 4) Ни­ко­лай II

5. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

К какой войне от­но­сит­ся сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме?

1) рус­ско-иран­ской войне 1804—1813 гг. 2) рус­ско-ту­рец­кой войне 1828—1829 гг.

3) Крым­ской войне 1853—1856 гг. 4) Русско-турецкой воне 1877-1878 гг.

6. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 Изоб­ра­же­ние по­свя­ще­но со­бы­ти­ям

1) 11 марта 1801 г. 2) 14 де­каб­ря 1825 г. 3) 19 фев­ра­ля 1861 г. 4) 1 марта 1881 г.

7. Какие три из перечисленных положений относятся к военной реформе, проведённой в период царствования Александра II.

1) отмена телесных наказаний

2) всесословная воинская повинность

3) призывались духовные лица всех вероисповеданий

4) рекрутские наборы




5) введение обучения грамоте солдат

6) призыву подлежали лица с 18 лет

8. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

Сторонники этого направления не верили в возможность осуществления революции силами народа, возлагали свои надежды на революционное меньшинство, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. _________________________

9. Какие два из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Алек­сандра II?

1) со­зда­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та;

2) су­деб­ная ре­фор­ма;



3) со­зда­ние во­ен­ных по­се­ле­ний;

4) от­ме­на кре­пост­но­го права;

5) вос­ста­ние де­каб­ри­стов.

10. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

На­се­ле­ние не­ко­то­рых рос­сий­ских го­ро­дов до на­ча­ла «Ве­ли­ких ре­форм» (тыс. че­ло­век) 

Год

 Санкт-Пе­тер­бург 

 Одес­са 

 Москва 

1811   

336

58

270

1860

ок. 500

119

352


              НА­ЧА­ЛО СУЖ­ДЕ­НИЯ                    

ВА­РИ­АН­ТЫ ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЯ СУЖ­ДЕ­НИЯ

A) В пер­вой по­ло­ви­не XIX в. наи­боль­шим по чис­лен­но­сти из го­ро­дов,  

пред­став­лен­ных в таб­ли­це, было на­се­ле­ние

1) Моск­вы

Б) За годы, пред­став­лен­ные в таб­ли­це, удво­и­лось на­се­ле­ние

2) в 1811 г.

В) На­се­ле­ние Моск­вы почти в 3 раза пре­вы­ша­ло на­се­ле­ние Одес­сы в

3) Одес­сы


4) в 1860 г.


5) Санкт-Пе­тер­бур­га


A

Б

В





11. Срав­ни­те черты Оте­че­ствен­ной войны 1812 г. и Крым­ской войны. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) про­тив­ни­ком Рос­сии яв­ля­лась Фран­ция

2) участ­ни­цей войны про­тив Рос­сии яв­ля­лась Осман­ская им­пе­рия

3) в ре­зуль­та­те войны Рос­сия по­лу­чи­ла новые тер­ри­то­рии

4) в ходе войны про­тив­ни­кам Рос­сии уда­лось за­хва­тить не­сколь­ко рос­сий­ских го­ро­дов

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия





12. За­пи­ши­те на­зва­ние, про­пу­щен­ное в схеме.

13. На­зо­ви­те де­ся­ти­ле­тие, когда были про­ве­де­ны ре­фор­мы, о ко­то­рых идёт речь. На­зо­ви­те рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, пра­вив­ше­го в этот пе­ри­од.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка. «Цен­траль­ным со­бы­ти­ем эпохи стала от­ме­на кре­пост­но­го права. От­ме­на кре­пост­но­го права за­тро­ну­ла огром­ную часть на­се­ле­ния, раз­ру­ши­ла сто­ле­ти­я­ми уста­нов­лен­ную си­сте­му об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Она по­влек­ла дру­гие ре­фор­мы. 

Осво­бож­де­ние кре­стьян по­тре­бо­ва­ло пе­ре­мен в управ­ле­нии на ме­стах. В стра­не вве­де­ны зем­ства — вы­бор­ные мест­ные учре­жде­ния, ко­то­рые за­ни­ма­лись хо­зяй­ствен­ны­ми во­про­са­ми. Об­ще­ство боль­ше всего стра­да­ло от без­за­ко­ния, ца­рив­ше­го в су­деб­ной си­сте­ме. По­это­му на­ча­лась су­деб­ная ре­фор­ма. Новый суд со­сто­ял из при­сяж­ных. В его ос­но­ве ле­жа­ла со­стя­за­тель­ность сто­рон, вво­ди­лись право на за­щи­ту и са­мо­сто­я­тель­ная ад­во­ка­ту­ра. Мел­кие дела еди­но­лич­но раз­би­рал вы­бор­ный ми­ро­вой судья. Раз­би­тая в Крым­ской войне рус­ская армия также нуж­да­лась в ре­фор­ме. Ею за­нял­ся ге­не­рал Д. А. Ми­лю­тин, став­ший во­ен­ным ми­ни­стром, а потом фельд­мар­ша­лом. Суть ре­фор­мы со­сто­я­ла в пе­ре­хо­де от ре­крут­ских на­бо­ров к все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти. Флот нуж­дал­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии не мень­ше, чем армия. Его пред­сто­я­ло воз­рож­дать, стро­ить за­но­во на па­ро­вой тяге, с новым во­ору­же­ни­ем и бронёй. Воз­рож­де­ние флота на­ча­лось с со­зда­ния мо­ни­то­ров — низко си­дя­щих бро­не­нос­цев».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Россия в период царствования Александра II.

Ф.И. ___________________________________ II вариант

1. В каком году был издан ма­ни­фест об от­ме­не кре­пост­но­го права в Рос­сии?

1) 1803 г. 2) 1810 г. 3) 1855 г. 4) 1861 г.

2. Что было сде­ла­но в ходе про­ве­де­ния Ве­ли­ких ре­форм 1860−1870 гг.?

1) со­зда­на Го­су­дар­ствен­ная дума 2) от­ме­не­ны вы­куп­ные пла­те­жи

3) со­здан суд при­сяж­ных 4) со­здан Го­су­дар­ствен­ный совет

3. Что яви­лось одним из ито­гов внут­рен­ней по­ли­ти­ки Алек­сандра II?

1) осво­бож­де­ние кре­стьян от кре­пост­ной не­во­ли 2) при­со­еди­не­ние к Рос­сии Фин­лян­дии

3) за­ко­но­да­тель­ное оформ­ле­ние при­ви­ле­гий дво­рян­ства 4) от­ме­на внут­рен­них та­мо­жен­ных по­шлин

4. Про­ве­де­ни­ем во­ен­ной ре­фор­мы 1860—1870 гг. ру­ко­во­дил

1) А.А. Арак­че­ев 2) Д.А. Ми­лю­тин 3) А.М. Гор­ча­ков 4) А.С. Мен­ши­ков

5. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те пе­ри­од вре­ме­ни, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся во­ен­ный кон­фликт, со­бы­тия ко­то­ро­го изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме.

1) вто­рая по­ло­ви­на XVII в. 2) на­ча­ло XVIII в. 3) се­ре­ди­на XIX в. 4) конец XIX в.

6. Какие три из перечисленных положений относятся к судебной реформе, проведённой в период царствования Александра II.

1) ликвидация военных судов для революционеров

2) высшая инстанция – Верховный суд




3) участие в судейском процессе адвоката, прокурора

4) две системы судов: мировые и общие

5) право помещиков судить крепостных крестьян

6) гласность, состязательность судов

7. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние.

Участ­ни­ком со­бы­тий, уве­ко­ве­чен­ных В.И. Шерву­дом в па­мят­ни­ке, фраг­мент ко­то­ро­го Вы ви­ди­те, был

1) М. И. Ку­ту­зов 2) П. С. На­хи­мов 3) М. Д. Ско­бе­лев 4) А. В. Су­во­ров

8. Срав­ни­те со­дер­жа­ние внеш­ней по­ли­ти­ки им­пе­ра­то­ров Ни­ко­лая I и Алек­санд­ра II. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) под­держ­ка осво­бо­ди­тель­ной борь­бы бал­кан­ских на­ро­дов

2) при­со­еди­не­ние и осво­е­ние тер­ри­то­рии Сред­ней Азии

3) борь­ба за бла­го­при­ят­ный для Рос­сии режим чер­но­мор­ских про­ли­вов

4) поиск со­юз­ни­ков для вы­хо­да из внеш­не­по­ли­ти­че­ской изо­ля­ции

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия





9.Какие две ре­фор­мы были осу­ществ­ле­ны в эпоху ве­ли­ких ре­форм 1860—1870 гг.?

1) гу­берн­ская; 2) ми­ни­стер­ская; 3) цер­ков­ная; 4) зем­ская; 5) су­деб­ная.



10. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Введённое по ини­ци­а­ти­ве С.Ю. Витте ис­клю­чи­тель­ное право го­су­дар­ства на роз­нич­ную и опто­вую про­да­жу креп­ких спирт­ных на­пит­ков, а также очист­ку спир­та». Ответ: ____________________

11. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Рас­про­стра­не­ние раз­ных си­стем хо­зяй­ство­ва­ния в чер­нозёмных

и не­чер­нозёмных гу­бер­ни­ях после ре­фор­мы 1861 г. (в % от числа гу­бер­ний) 

Мест­ность

 Пре­об­ла­да­ние от­ра­бо­точ­ной

си­сте­мы 

 Пре­об­ла­да­ние сме­шан­ной

си­сте­мы 

 Пре­об­ла­да­ние

ка­пи­та­ли­сти­че­ской си­сте­мы 

Чер­нозёмные гу­бер­нии   

50%

12%

38%

Не­чер­нозёмные гу­бер­нии

28%

20%

52%

  

              НА­ЧА­ЛО СУЖ­ДЕ­НИЯ                    

ВА­РИ­АН­ТЫ ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЯ

СУЖ­ДЕ­НИЯ

A) Ка­пи­та­ли­сти­че­ская си­сте­ма ве­де­ния хо­зяй­ства пре­об­ла­да­ла в боль­шин­стве

1) чер­нозёмных гу­бер­ний

Б) В не­чер­нозёмной по­ло­се доля гу­бер­ний с пре­об­ла­да­ни­ем сме­шан­ной си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния со­став­ля­ла

2) по­ло­ви­ну от об­ще­го числа

В) В чер­нозёмной по­ло­се доля гу­бер­ний с пре­об­ла­да­ни­ем от­ра­бо­точ­ной си­сте­мы ве­де­ния хо­зяй­ства со­став­ля­ла

3) не­чер­нозёмных гу­бер­ний


4) пятую часть от об­ще­го числа


5) толь­ко де­ся­тую часть от об­ще­го числа


A

Б

В




12. За­пи­ши­те фа­ми­лию, про­пу­щен­ную в схеме.

13. На­зо­ви­те де­ся­ти­ле­тие, когда были про­ве­де­ны ре­фор­мы, о ко­то­рых идёт речь. На­зо­ви­те рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, пра­вив­ше­го в этот пе­ри­од.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка. «Цен­траль­ным со­бы­ти­ем эпохи стала от­ме­на кре­пост­но­го права. От­ме­на кре­пост­но­го права за­тро­ну­ла огром­ную часть на­се­ле­ния, раз­ру­ши­ла сто­ле­ти­я­ми уста­нов­лен­ную си­сте­му об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Она по­влек­ла дру­гие ре­фор­мы. 

Осво­бож­де­ние кре­стьян по­тре­бо­ва­ло пе­ре­мен в управ­ле­нии на ме­стах. В стра­не вве­де­ны зем­ства — вы­бор­ные мест­ные учре­жде­ния, ко­то­рые за­ни­ма­лись хо­зяй­ствен­ны­ми во­про­са­ми. Об­ще­ство боль­ше всего стра­да­ло от без­за­ко­ния, ца­рив­ше­го в су­деб­ной си­сте­ме. По­это­му на­ча­лась су­деб­ная ре­фор­ма. Новый суд со­сто­ял из при­сяж­ных. В его ос­но­ве ле­жа­ла со­стя­за­тель­ность сто­рон, вво­ди­лись право на за­щи­ту и са­мо­сто­я­тель­ная ад­во­ка­ту­ра. Мел­кие дела еди­но­лич­но раз­би­рал вы­бор­ный ми­ро­вой судья. Раз­би­тая в Крым­ской войне рус­ская армия также нуж­да­лась в ре­фор­ме. Ею за­нял­ся ге­не­рал Д. А. Ми­лю­тин, став­ший во­ен­ным ми­ни­стром, а потом фельд­мар­ша­лом. Суть ре­фор­мы со­сто­я­ла в пе­ре­хо­де от ре­крут­ских на­бо­ров к все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти. Флот нуж­дал­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии не мень­ше, чем армия. Его пред­сто­я­ло воз­рож­дать, стро­ить за­но­во на па­ро­вой тяге, с новым во­ору­же­ни­ем и бронёй. Воз­рож­де­ние флота на­ча­лось с со­зда­ния мо­ни­то­ров — низко си­дя­щих бро­не­нос­цев».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________