Россия во второй половине XIX века.
Ф.И. _________________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) начало Второй мировой войны Б) окончание Крымской войны В) начало Крестьянской войны Степана Разина Г) окончание монголо-татарского ига | 1) 1380 г. 2) 1147 г. 3) 1480 г. 4) 1939 г. 5) 1856 г. 6) 1670 г. |
3. Установите соответствие между процессами и фактами, относящимися к этим процессам.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) реформа Александра II Б) церковная реформа B) внутренняя политика Николая I Г) реформа середины XVI в. | 1) укрепление самодержавной формы правления 2) введение всеобщего избирательного права 3) раскол общества на никониан и старообрядцев 4) отмена кормлений 5) отмена крепостного права 6) указ о «вольных хлебопашцах» |
A | Б | В | Г |
| | | |
4. Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.?
1) открытие высших женских курсов
2) открытие Царскосельского лицея
3) открытие земских школ
4) увеличение числа церковно-приходских школ
5) основание Смольного института благородных девиц
6) создание первого университета
5. Установите соответствие между деятелями культуры второй половины XIX в. и их произведениями.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ | ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
A) В. О. Шервуд Б) В. М. Васнецов B) A. M. Опекушин Г) П. И. Чайковский | 1) памятник А. С. Пушкину 2) балет «Лебединое озеро» 3) здание Исторического музея в Москве 4) картина «Три богатыря» 5) роман «Отцы и дети» 6) памятник Минину и Пожарскому |
6. Укажите термин, о котором идёт речь.
«Должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февраля 1861 г.» ________________________
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Реформа | Дата | Реформаторы |
Избирательная реформа в Англии | __________(А) | Ч. Грей |
__________(Б) | 1837—1841 гг. | П. Д. Киселев |
Денежная реформа, положившая в основу денежной системы золотой рубль | __________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | 1861 г. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1856 г.
2) Реформа управления государственными крестьянами
3) Я. И. Ростовцев
4) 1832г.
5) 1895—1897 гг.
6) учреждение III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии
7) С. Ю. Витте
8) С. С. Уваров
9) отмена крепостного права
8. Напишите название страны, военные действия с которой России обозначены на схеме: ___________________

9. Назовите российского императора, правившего в период войны, события которой обозначены на схеме: ________________
10. Напишите название крепости, обозначенной на схеме цифрой «1»: ___________
11. Какие три суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
1) Пролив, обозначенный на схеме цифрой «2», – Босфор.
2) В войне, событиям которой посвящена схема, обозначенное цифрой «3» княжество было союзником России.
3) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, русские войска заняли столицу противника.
4) По результатам войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила Южную Бессарабию.
5) Итогом войны, события которой обозначены на схеме, стало установление на длительный период контроля России над проливом, обозначенным цифрой «2».
6) При том же российском императоре, к царствованию которого относится война, событиям которой посвящена схема, Россия воевала с Японией.
12. Какие два суждения о данном памятнике архитектуры являются верными?
1) это здание было построено во второй половине XIX в.
2) здание построено в стиле классицизма
3) это здание находится в Москве
4) здание было построено при императоре Александре I
5) в создании проекта здания принимал участие архитектор И. О. Бове
13. Какие из памятников, изображённых ниже, были созданы в то же царствование, что и изображённый памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ________________
14. К какому времени относится появление этого документа? Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым: «Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою… Следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий... Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний...а так же от некоторых значительных городов.
Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное...
Самый состав общей комиссии будет предуказываем высочайшей волей (царем)». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Каким образом автор проекта предлагает преодолеть «крамолу»? Укажите, какие государственные органы предлагает создать М. Т. Лорис-Меликов и каковы были бы их функции. Укажите в общей сложности не менее 3 положений.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Оцените этот документ. Какова была его судьба и судьба его автора? Укажите не менее 3 положений.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания. . ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы. «России следовало избежать военного конфликта с Турцией в 1877 г., так как война привела к негативным последствиям для России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Россия во второй половине XIX века.
Ф.И. _________________________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) циркуляр «о кухаркиных детях»
2) Бородинский бой
3) присоединение Левобережной Украины к России
2. Установите соответствие между реформами первой половины XIX в. и датами их проведения.
РЕФОРМЫ | ДАТЫ |
A) денежная реформа Е. Ф. Канкрина Б) Манифест о незыблемости самодержавия B) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Г) учреждение Государственного совета | 1) 1881 г. 2) 1810 г. 3) 1815 г. 4) 1826 г. 5) 1839—1843 гг. 6) 1837 г. |
A | Б | В | Г |
| | | |
3. Установите соответствие между общественными движениями, направлениями общественной мысли и позициями, идеями, ими защищаемыми.
НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ | ПОЗИЦИИ, ИДЕИ |
A) славянофилы Б) анархисты B) декабристы Г) марксисты | 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия |
4. Какие три из перечисленных памятников архитектуры были построены в XIX в.?
1) Казанский собор в Санкт-Петербурге
2) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
3) Московский Университет
4) дом Пашкова
5) Исторический музей
6) Собор Смольного монастыря
5. Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.
ИМЕНА ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ | ВОЙНЫ |
A) П. И. Багратион Б) М. Д. Скобелев B) П. С. Нахимов Г) Г. Потёмкин | 1) Крымская война 1853—1856 гг. 2) Отечественная война 1812 г. 3) Русско-турецкая война 1877—1878 гг. 4) Русско-турецкая 1768-1774 гг. 5) Семилетняя война 1756—1763 гг. 6) Русско-польская война 1632-1634 гг. |
A | Б | В | Г |
| | | |
6. Новый принцип суда по реформе 1864 года, подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката, получил название _________________ суда.
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Год | Мирный договор |
__________(А) | 1721 г. | __________(Б) |
Наполеон I | __________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | 1812 г. | Бухарестский мир |
Александр II | __________(Е) | Парижский мир |
Пропущенные элементы:
1) 1878 г.
2) Пресбургский мир
3) Петр I
4) 1856 г.
5) 1805 г.
6) Гюлистанский мир
7) Ям-Запольское перемирие
8) Александр I
9) Ништадский мир
8. Напишите имя российского императора, к годам правления которого относится данная война. ________________

9. Напишите название города, который обозначен на карте цифрой «1». ______________
10. Напишите название обозначенной на карте цифрой «3» крепости, которая в ходе войны длительный период осаждалась основными силами русской армии. _____________
11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Результатом войны стало приобретение независимости Грецией.
2) Во время войны особо отличился русский полководец М. Д. Скобелев.
3) Война получила название Крымской.
4) Союзником России в этой войне была Великобритания.
5) Противником России в этой войне была Османская империя.
6) По условиям мирного договора, заключённого по итогам этой войны, Сербия получила независимость.
Ответ: ________________
12. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какие два суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными?

1) памятник был посвящён тысячелетию России
2) памятник был установлен в Новгороде
3) в качестве одного из персоналий памятника является Иван Грозный
4) памятник был установлен в период правления Николая I
5) автором памятника является O. Монферран
13. При каком из изображённых ниже государей был установлен памятник, изображённый выше? В ответе запишите цифру, под которой этот государь указан.

14. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования. ___________________________________________________
Из статьи историка В. Г. Чернухи. «Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».
15. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Почему помещики в 40—50-е года XIX в. редко покупали современную технику, новое оборудование для улучшения хозяйств, производительности труда? Приведите не менее трех объяснений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Вмешательство государства отрицательно сказывалось на развитии экономики России на рубеже XIX–XX вв.».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …