СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Российская империя в XVIII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Российская империя в XVIII веке"»

Дата ________________

Класс 8

История России

Тема урока: "Российская империя в XVIII веке"

Цель:

1. Образовательная:

а) закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания, умения и навыки.

б) проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого и Екатерины Великой; подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого и Екатерины Великой.

в) повторить с учащимися основные достижения отечественной науки XVIII века, деятельность выдающегося ученого М. В. Ломоносова.

2. Воспитательная:

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины;

3) Развивающая:

а) продолжить формировать умение и навыки работы с документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления;

б) закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами

в) способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать трудности, формированию интереса к истории;

Задачи:

Повторить, закрепить пройденный материал;

формировать интерес к прошлому нашей Родины.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:


Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Тип урока: урок-игра (Игра «Колесо истории».)

Описание материала:

Мой урок разработан для учащихся 8 класса по курсу История России. Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.

Его целью является повышение кругозора обучающихся и развитие интереса к истории.

В рамках игры проводятся следующие конкурсы

1.Историческая разминка”

2. «Найди ошибку».

3. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

4. «Историческая азбука». «П»

5. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

6. Блеф клуб

7. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

8. Машина времени. Конкурс капитанов

9. Черный ящик.

Конкурс для болельщиков

Подбор содержания учебного материала осуществлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, внимания, памяти, восприятия, уровня интеллектуального развития, на основе принципов научности, наглядности, доступности.

Урок позволит избежать однообразия, создаст творческую атмосферу, обеспечит интенсивную работу учащихся.

Участники игры: 2 команды по 6 человек, 2 ведущих, болельщики, жюри.


Ход урока


1.Организационный момент.

2.Обобщение знаний учащихся


Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами повторительно - обобщающий урок по теме "Российская империя в XVIII веке"


XVIII век в нашей истории:

Это, конечно же, век дальнейшего угнетения русского крестьянства, век кровопролитной войны под предводительством Е. Пугачёва, век дворцовых переворотов, и, в то же время - это был век просвещения, век науки, век великих открытий и преобразований.


На уроке мы повторим наиболее важные события нашей российской истории, которые произошли в данный период, дадим им историческую оценку, покажем роль личности в истории. Это, без сомнения, Петровская эпоха, это время царствования Екатерины II, это время, когда шло становление и развитие русской науки и культуры.

Каждый период в истории Отечества представляет несомненный интерес. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Вы должны уяснить, что история - это не справочник по ушедшим эпохам, а интересный процесс познания себя и своих предков.

Листая страницы истории,

Шагнём в восемнадцатый век

События, даты, явления,

Но в центре всегда - человек.


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся на машине времени и совершим путешествие в историю нашей страны. Целью нашего путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории России, ее политическому устройству, культурно-историческому наследию. Закрепим умения логически мыслить, уметь делать выводы, знать даты и термины. В ходе командной игры вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одногруппникам.

Играть будут 2 команды.


Ну, а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).



Конкурс 1: «Историческая разминка»

(за правильный ответ – 5 баллов)


1.Как звали царя – соправителя Петра I? ( Иван)

2.Какова была главная цель «Великого посольства»?

(Найти союзников для борьбы с Турцией.)


3.О каком событии идёт речь:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложён.

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

(Строительство Санкт- Петербурга)


4. Как назывались учреждения, образованные в начале 18 века вместо приказов? (Коллегии)

5. Как называли главу казацкого войска на Украине? (Гетман)


6. О каком событии идёт речь:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон

И смерть, и ад со всех сторон. ( Полтавская битва).


7. Как удалось вынудить дворянских сыновей учиться грамоте?

(Не разрешал жениться)

8. Что обязаны были делать все мужчины на ассамблеях?

(Курить или нюхать табак, танцевать, приводить жён и подруг).


9. Кому давался бородовой знак?

( Кто уплатил деньги за право не бриться)


Конкурс 2. «Личность в истории»

1.«Он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей». (Ответ Лжедмитрий I)

2.Как звали царя, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых, с 1589 по 1605 гг.? (Ответ: Борис Годунов)

3.«В 20 день сего октября, по совету в Сенате общее с духовным Синодом, намерение воспринято. Его Величество, в оказание своего должностного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние и народ свой подданный в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел… именем всего народа российского просить, дабы изволил принять… от них титло: отца Отечествия, императора Всероссийского. (Ответ: Петр Первый)

4.Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство? (Ответ: Михаил Романов)

5.«Призрак революции чудился ему и в круглых шляпах, и в иностранной упряжи. Не доверяя почти никому из окружающих, он стал положительно жертвой своего страха. Все его поступки были полны неожиданности и случайности; распоряжения быстро следовали одно за другим, часто отменяя одно другое… Смены настроения императора были таковы, что никто не мог поручиться за завтрашний день: сегодня –первый министр, завтра - он скачет на тройке в ссылку… Наступило «царство страха» и «ежедневный ужас», по словам современников. (Ответ: Павел Первый)

6.«Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его с ней и, взведя по лестнице на верх оного, поставили на краю восточного его блока, против самых нас… Он стоял в длинном нагольном овчинном тулупе, почти в онемении и сам вне себя и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем не соответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг… Бородка небольшая, волосы всклокоченные и весь вид, ничего не значивший и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего, которого случалось мне так много раз и столь близко видеть…» (ответ: Емельян Пугачев)


Конкурс 3. «Интересный факт»

1.Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой. (Швеция. В 1709 г. русская армия под командованием Петра Первого разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне, в пользу России)

2.Московский бунт 1662 года получил название от этого металла. (Медный)

3. победы при Чесме в 1770 году, когда был уничтожен турецкий флот, в России выпустили медаль, на одной из сторон которой был изображен тонущий корабль и надпись, состоящая из одного трехбуквенного глагола прошедшего времени. Какого? (Был)

3.На Болотной или на Красной площади был казнен Емельян Пугачев? (Болотной)

4.Какой праздник отмечается в России 22 августа? (день флага Петра Первого в 1705 утвердил триколор)

5.Какие праздники россияне отмечают по два раза: по старому и новому стилю? (Рождество 25 декабря и 7 января, Новый год 1 января и 14 января. Словосочетание старый Новый год – отечественное изобретение и российская традиция).

6.Почему в 1699-1700 гг. Россияне праздновали Новый год 2 раза с интервалом в четыре месяца. (19 декабря Петр Первый издал указ о реформе календаря).

7.Первоначально жидкие блюда на Руси называли: хлебово, варево, похлебка, уха. А как мы называем это сейчас? (Суп - слово «суп» появилось в России в эпоху Петра Первого).


Конкурс 4.Карты (работа с исторической картой).


1.Откройте страницу учебника 113, на ней вы видите карту «Северная война»; найдите и назовите места важнейших сражений этой войны. Какие земли и города отошли к России по Ништадтскому договору 1721г.?


2.Откройте с. 185 учебника (карта «Россия во второй половине XVIIIв.»). найдите и назовите центры металлургии и металлообработки. Кто является основателем Липецких железоделательных заводов?


3.Как ещё связана история Липецкой земли с Петром I? ( Он является первооткрывателем Липецких минеральных вод.)


Конкурс 5. «Турнир эрудитов»

1.Какую фамилию носил Петр I? (Романов)

2.Кого Екатерина Вторая назвала «бунтовщик, хуже Пугачева»? (Радищев)

3.Кто из русских царей носил прозвище «Тишайший»? (Алексей Романов)

4.Две исторические личности России были земляками, имели одинаковую судьбу. Их разделяет период в сто лет. Кто они? (Степан Разин и Емельян Пугачев)

5. Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь родился русский флот. (Петербург)

6.Река рассердившая императрицу. (Яик)

7.Первый император России? (Петр)

8.Основатель первого в России университета. (Ломоносов)

9.Женщина из дома Романовых, – правительница России пятая по счету. (Екатерина Вторая)

10.Моря какого океана, не омывают берегов России? (Индийский океан)


Конкурс 6. Машина времени. Конкурс капитанов

Назвать имена правителей России 18 века (по хронологии).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание выполняется письменно в течение 5 минут.

Правители

Петр I Великий

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Иван VI

Елизавета Петровна

Петр III

Екатерина II Великая

Павел I


Конкурс 7. «Достижения культуры»

1.В 1725 г. Петр Первый подписал указ о создании этого учреждения. (кунсткамера)

2.А.С.Пушкин писал об этом человеке: «…обнял все отрасли просвещения. Историк, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». (Ломоносов)

3.Первым опытом научного освещения истории нашей страны является… (История Российская В.Татищева)

4.Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили… (царь - колокол)

5.Наш земляк, выдающийся теплотехник в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. (И.Ползунов)

6.Начало сентиментализма в русской культуре связано с именем. (Н.М.Карамзин)

7.Зимний дворец в Петербурге построил. (В.Растрелли)

8.Назовите содержимое 57 бочонков, выписанных из Европы в 1765 году? (картофель)


Конкурс 8. «Черный ящик»

1.Он вошёл в моду в середине 17 века на рубеже столетий стал повседневной принадлежностью внешнего вида дворянина.

ПАРИК.

2.Она впервые появилась при Петре I в конце 1702-1703 года, регулярности не было, но её охотно раскупали.

ГАЗЕТА «ВЕДОМОСТИ».

3.Первое «покушение» Петра I на традиционную одежду произошло 12 февраля

1699 года на пиру по случаю отстроенного дворца Лефорта.

Назовите орудие, которым Пётр I совершил « покушение» и на что.

НОЖНИЦЫ, РУКАВА.

4.В середине 17 века он стал принадлежностью внешнего вида дворянина, его называли «кроат», а сейчас?

ГАЛСТУК.

5. Этот овощ ввёз Пётр I, ради его красивого цветка, сегодня мы его

употребляем в пищу.

КАРТОФЕЛЬ.

6.При Петре они назывались « ярлыками». А сейчас?

БИЛЕТ.

7.Во времена Петра I, 1–го января предписывалось поздравлять друг друга,

устраивать иллюминацию, веселиться.

А тем, что лежит в ящике украшать дома.

ЕЛОВЫЕ ИЛИ СОСНОВЫЕ ВЕТКИ.


Конкурс 9. “Мозговой штурм”


Задача команд: восстановить хронологическую последовательность, указав даты перечисленных событий российской истории.

Команда, выполнившая задание первой и без ошибок, получает 5 баллов, вторая – от 0 до 4 баллов.


1.Кючук – Кайнарджийский мир

2.Присоединение Крыма к Российской империи

3.Созыв Уложенной комиссии Екатериной II

4.Первый раздел Польши

5.Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

6.Ясский мир

7.Открытие Смольного института в Петербурге

8.Открытие в Петербурге памятника Петру I – “Медного всадника”.

(правильная последовательность 7,3,5,1,4,8,2,6).


Конкурс для болельщиков(часть вопросов может задаваться во время конкурсов для команд).

Мозговой штурм”

Вопросы:

1. Назовите фамилию Петра 1? (Романов)

2. Назовите настоящее имя Екатерины I? (Марта Скавронская)

3. Кем приходился Пётр III Елизавете Петровне?

(Племянником, он был сыном родной сестры Елизаветы, Анны Петровны.)

4. Высший орган власти, учреждённый Екатериной I? (Верховный тайный совет)

5. Какой документ должна была подписать Анна Иоанновна? (Кондиции)

6. Кто был фактическим правителем во времена Екатерины I и начале царствования Петра II?(Меншиков)

7. Как звали дочь Петра I, занявшую престол в результате переворота? (Елизавета Петровна)

8. При какой императрице отменили смертную казнь в России? (При Елизавете Петровне)

9. Кем приходилась Анна Иоанновна Петру I? (Племянницей, она была дочерью брата Петра. Ивана.)

10. Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол? (Гвардия и финансовая поддержка Швеции и Франции.)

11. Сам ли Пётр II принимал важные политические решения? (За ним стояли верховники – Долгоруковы – представители старой аристократии.)

12. Когда произошло отстранение от власти А.Д. Меншикова? (8 сентября 1727 г.)

13. Когда произошло воцарение Ивана Антоновича? (В 1740 году)

14. Когда была создана Канцелярия тайных розыскных дел? (В 1731 году)


Пословицы и поговорки

Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ — 1 балл.


1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

2. Родина — мать, умей за нее... (постоять).

3. Чужбина — калина, а Родина — ... (малина).

4. Мало победы ждать, надо победу.

5. В бою нужны смекалка, отвага и.

6. Честь солдата береги... (свято).

7. Умелый боец везде... (молодец).

8. Смелый побеждает — трус... (погибает).

9. Смелость города... (берет,).

10. Славу свою добывай... (в бою).

11. Русский солдат не знает... (преград).

12. Плох тот солдат, который не мечтает быть.

13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).

14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).

15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).

16. Бой — святое дело, иди на врага... (смело).

17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).


Общее количество баллов


4. Заключение.


Учитель:

Человек оставляет на Земле множество свидетельств своей деятельности. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.


Сегодня на уроке перед вами прошли наиболее яркие личности, значительные эпизоды и события отечественной истории XVIII века. А сколько их было и будет еще впереди!


Поэтому, живя и учась в XXI веке, будьте творцами, а не простыми созерцателями, будьте активными, любознательными, стремитесь к знаниям и к счастью.


Подведение итогов. Выставление оценок