Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 744»
Согласовано: | Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методического объединения | Заместитель директора по содержанию образования | и.о.директора |
____________ /Паршина Л.А./ | ____________ /Лавина Т.А./ | ___________ /Головлева И.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего __34_ часов
в неделю ___1_____ часов
Составитель программы ВАРГАНОВА ТАМАРА ВИКТОРОВНА
Программа составлена на основе _Программы «Мировая художественная культура» под ред. А. Г. Емохиной. Допущена Министерством образования РФ. «Академия», 2010 г.
Москва, 2016 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
— накопление опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
—подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
— выявление причинно-следственных связей;
— поиск аналогов в искусстве;
— развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
— применение методов познания через художественный образ;
— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; 6
— определение целей и задач учебной деятельности;
— выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
— самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
— наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
— восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
— представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
— различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
— классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
— осознание ценности и места отечественного искусства проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
— уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
— реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Содержание учебного материала
Художественная культура эпохи Возрождения (9 часов). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Мистический характер Возрождения в Германии. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Творческие работы учащихся в форме презентаций, докладов, выступлений)
Художественная культура XVII (5 часов). Барокко. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида.
Художественная культура XVIII- первой половины XIX века (8 часов).
Рококо. Истоки рококо в живописи. Антуан Вато, Франсуа Буше.
Ампир. Музыка просвещения. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Пятая симфония, Лунная соната), Йозеф Гайдн Симфония №85 «Королева»
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.
Имперский стиль в архитектуре и живописи. Специфика русского ампира. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Классицистические каноны в русской академической живописи. К.И. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И. Глинка, опера «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романс «Я помню чудное мгновенье».
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов, выступлений, эссе, презентаций по темам. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»), прослушивание и анализ музыкальных произведений
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (12 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX
в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, музеев, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, выступлений, рецензий, эссе, презентаций. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Календарно-тематическое планирование 11 класс N | тема | Форма контроля | Дата |
1. | Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения | | 1.09 |
2. | Входной контроль. | Диагностическая работа. | 8.09 |
3. | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи | | 15.09 |
4. | Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре | | 22.09 |
5. | Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. | | 29.09 |
6. | Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. | Доклад, презентация | 13.10 |
7. | Мистический характер Возрождения в Германии | | 20.10 |
8. | Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. | | 27.10 |
9. | Ренессанс в Англии. Драматургия. Итоговый урок по культуре Возрождения. | | 3.11 |
10. | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. | | 10.11 |
11. | Новое оформление интерьера. Живопись барокко. Плафонная живопись. Музыка барокко. | | 24.11 |
12. | Специфика русского барокко | презентация | 1.12 |
13. | Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | | 8.12 |
14. | Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. | Зачетная работа | 15.12 |
15. | Музыка Просвещения | | 22.12 |
16. | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга | | 29.12 |
17. | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира | | |
18. | Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи. | рефераты | |
19. | Зарождение классической музыкальной школы в России | | |
20. | Романтический идеал и его воплощение в музыке. | | |
21. | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика. Экзотика и мистика. | | |
22. | Ренессансный реализм. Психологический реализм в живописи и музыке барокко. Социальная тематика во французской живописи 2-й половины XIX века. | | |
23. | Русская школа реализма. Передвижники. Социальная тема в музыке. Направления в развитии русской музыки. | Зачетный практикум | |
24. | Обращение к русскому обряду как проявлению народности в музыке. Историческая тема в музыке. Русская пейзажная живопись. | | |
25. | Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «человек и рок» в музыке. | | |
26. | Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре. Импрессионизм в музыке. | | |
27. | Символизм в живописи. | | |
28. | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. | Комплексное собеседование | |
29. | Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. | | |
30. | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррационализм подсознательного в сюрреализме. | | |
31. | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. «Органическая» архитектура. | Итоговое тестирование | |
32. | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Эпический театр. | | |
33. | Кинематограф. | | |
34. | Стилистическая разнородность музыки XX века. Постмодернизм. Новые виды массового искусства и форм синтеза. | | |