Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ЭМЦ МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ______________ «___»___________________2019 г. протокол № _________________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ____________Н.Е. Сивцева «___»____________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» _________ И.И. Дьячков Приказ № ___________ от «___»________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеаудиторным занятиям
«Математика вокруг нас»
6, 7, 8 класс
2019-2020 уч. год
Учитель_Бандерова Мария Алексеевна_
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по математике «Математике вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 3 года. Освоение программы способствует реализации общеинтеллектуального направления развития личности обучающихся и предназначена для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов, обучающихся в режиме ФГОС, и позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данная программа ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа курса «Математика вокруг нас» направлена на развитие логического и абстрактного мышления, а также на развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности. Курс состоит из двух модулей: «Занимательная математика» и «Геометрическое конструирование». Темы программы не перекликаются с основным содержанием курса математики.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр и защиты проектов. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
КУРСА «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
Цель: создание условий для формирования всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.
Задачи:
Познавательный аспект:
создать условия для знакомства детей с основными геометрическими понятиями;
создать условия для интеллектуального развития, для качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
создать условия для формирования умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создать условия для обучения различным приемам работы с бумагой;
применение знаний, полученных на других уроках для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающий аспект:
создать условия для развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
создать условия для развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
создать условия для умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
создать условия для формирования пространственных представлений и пространственного воображения;
создать условия для развития языковой культуры;
создать условия для развития мелкой моторики рук и глазомера;
создать условия для развития художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
создать условия для выявления и развития математических и творческих способностей.
Воспитывающий аспект:
создать условия для расширения коммуникативных способностей детей;
создать условия для формирования культуры труда и совершенствования трудовых навыков.
Программа учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Одна из важных особенностей курса «Математика вокруг нас» - его геометрическая направленность, реализуемая во втором модуле курса и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений у детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
воспроизведение объектов;
доконструирование объектов;
переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана, так как дети, обучающиеся в закрытых учреждениях (детском доме, интернате) лишены той социализации и самостоятельности, как домашние дети. А также большое внимание в курсе уделяется развитию речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности(восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Поэтому в данной программе создаются условия для познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.
Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых выделяются: внимание, воображение, память и мышление.
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности позволит обеспечить преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Данная программа позволяет реализовать развитие ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
В работе с детьми данная программа реализуется посредством следующих методов: исследовательских, словесных, наглядных, практических.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований является не только учитель, но и обучающиеся.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Контроль результатов
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников, выполнение и защита проекта. Проектные и исследовательские работы проводятся в течение всего курса, не менее одной в год.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы дополнительного образования «Математика вокруг нас» соответствии с учебным планом МБОУ "СЫСОШ им.А.Н .Явловского" и ведется за счет часов внеурочной деятельности. Данная программа предполагает одногодичное обучение, рассчитана на учащихся 6, 7, 8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю для 6 и7 классах, 2 часа для 8 класса. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В содержании программы предусмотрен дифференцированный подход к обучающимся, поэтому могут заниматься дети с различным уровнем развития. Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часа для 6 и 7 классах, 68 часов для 8 класса. По календарному плану – 6 класс – 35 часов, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 67 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
По плану
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Наглядная геометрия | 17 |
2 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | 17 |
| Всего | 34 |
По факту
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Наглядная геометрия | 17 |
2 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | 18 |
| Всего | 35 |
7 класс
По плану
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Шифры и математика | 15 |
2 | Математика вокруг нас | 9 |
3 | Математика в реальной жизни | 10 |
| Всего | 34 |
По факту
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Шифры и математика | 15 |
2 | Математика вокруг нас | 9 |
3 | Математика в реальной жизни | 10 |
| Всего | 34 |
8 класс
По плану
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | «Процент – О! Мания!». | 8 |
2 | Учимся решать задачи на «смеси и сплавы» | 8 |
3 | Задачи с параметром | 13 |
4 | Функции и их графики | 6 |
5 | Графики улыбаются | 16 |
6 | Наглядная геометрия | 17 |
| Всего | 68 |
По факту
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | «Процент – О! Мания!». | 8 |
2 | Учимся решать задачи на «смеси и сплавы» | 8 |
3 | Задачи с параметром | 12 |
4 | Функции и их графики | 6 |
5 | Графики улыбаются | 16 |
6 | Наглядная геометрия | 17 |
| Всего | 67 |
«Математика вокруг нас»
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Программа предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков и их открытиями. А также строить различные фигуры по заданию учителя и узнавать их в окружающих предметах.
Содержание тем учебного курса
Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления. Математические игры. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций. Применение математики для решения конкретных жизненных задач. Составление орнаментов, паркетов. Геометрические задачи на разрезание. Задачи кодирования и декодирования. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
К продуктивным относятся три вида учебных действий:
обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера;
поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний;
преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
И как мы постоянно отмечаем, что все эти виды учебных действий актуальны.
Виды деятельности:
творческие работы,
задания на смекалку,
лабиринты,
кроссворды,
логические задачи,
упражнения на распознавание геометрических фигур,
решение уравнений повышенной трудности,
решение нестандартных задач,
решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
решение задач на части повышенной трудности,
задачи, связанные с формулами произведения,
решение геометрических задач.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении. Развить критичность мышления. Способность свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Выдвигать гипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Развивать поисковую деятельность, научиться пользоваться техническими средствами для получения информации. Развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии. Применять различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения. Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площади. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей, поэтому часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель - ученик или ученик-учитель.
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
построение алгоритма действий;
фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
работа в парах, взаимопроверка;
самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С.-П.,2003г.
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
6. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
7. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
8. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
9. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
10. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
11. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
12. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
13.А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математика вокруг нас». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.18. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994 г.
19. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 г.
20. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994 г. – 336 с.
21. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990 г.
22. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
23. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003г. - 129 с.
24. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005 г. 152 с.
25. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.
26. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
27. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
28. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
29. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - . (Академический школьный учебник) (Сферы)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
Интернет.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер.
Принтер.
Мультимедиапроектор.
Интерактивная доска.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 КЛАСС 2019-20 УЧ. ГОД
№ | Тема урока | дата | виды, формы контроля | Примечание |
план | факт |
I. Наглядная геометрия |
1 | Золотое сечение | 03.сен | | Фронтальный контроль | |
2 | Золотое сечение | 10.сен | | Фронтальный контроль | |
3 | Золотое сечение. Самостоятельная работа | 17.сен | | Индивидуальная форма | |
4 | Задачи на сообразительность | 24.сен | | Фронтальный контроль | |
5 | Построение циркулем и линейкой | 01.окт | | Фронтальный контроль | |
6 | Построение циркулем и линейкой | 08.окт | | групповая форма | |
7 | Построение циркулем и линейкой. Самостоятельная работа | 15.окт | | Индивидуальная форма | |
8 | Оригами | 22.окт | | Фронтальный контроль | |
9 | Оригами | 05.ноя | | групповая форма | |
10 | Создание проекта по теме «Оригами» | 12.ноя | | Индивидуальная форма | |
11 | Защита проекта по теме «Оригами» | 19.ноя | | Индивидуальная форма | |
12 | Задачи на сообразительность. Игры | 26.ноя | | групповая форма | |
13 | Задачи на сообразительность. Игры | 03.дек | | групповая форма | |
14 | Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов | 10.дек | | Фронтальный контроль | |
15 | Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов | 17.дек | | Индивидуальная форма | |
16 | Математический бой | 24.дек | | нетрадиционная форма | |
17 | Математический бой | 14.янв | | нетрадиционная форма | |
II. Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» |
18 | Комбинаторные задачи | 21.янв | | групповая форма | |
19 | Комбинаторные задачи | 28.янв | | групповая форма | |
20 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | 04.фев | | Фронтальный контроль | |
21 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | 11.фев | | Индивидуальная форма | |
22 | Лист Мёбиуса | 18.фев | | Фронтальный контроль | |
23 | Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | 25.фев | | Тематический контроль | |
24 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 03.мар | | Индивидуальная форма | |
25 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 10.мар | | Индивидуальная форма | |
26 | Защита проекта «Комната моей мечты» | 17.мар | | Индивидуальная форма | |
27 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | 31.мар | | Фронтальный контроль | |
28 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | 07.апр | | Индивидуальная форма | |
29 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | 14.апр | | Фронтальный контроль | |
30 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | 21.апр | | Индивидуальная форма | |
31 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | 28.апр | | Фронтальный контроль | |
32 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | 05.май | | Индивидуальная форма | |
33 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю). Самостоятельная работа | 12.май | | Индивидуальная форма | |
34 | Игра «Морской бой» | 19.май | | нетрадиционная форма | |
35 | Игра «Морской бой» | 26.май | | нетрадиционная форма | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 КЛАСС 2019-20 УЧ. ГОД
№ | Тема урока | дата | виды, формы контроля | примечание |
по плану | по факту |
Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях |
1. Шифры и математика |
1 | Задачи кодирования и декодирования | 06.сен | | Фронтальный контроль | |
2 | Задачи кодирования и декодирования | 13.сен | | Индивидуальная форма | |
3 | Матричный способ кодирования и декодирования | 20.сен | | Фронтальный контроль | |
4 | Матричный способ кодирования и декодирования | 27.сен | | Групповая форма | |
5 | Матричный способ кодирования и декодирования. Самостоятельная работа | 04.окт | | Индивидуальная форма | |
6 | Тайнопись и само совмещение квадрата | 11.окт | | Фронтальный контроль | |
7 | Тайнопись и само совмещение квадрата | 18.окт | | Групповая форма | |
8 | Тайнопись и само совмещение квадрата. Самостоятельная работа | 25.окт | | Индивидуальная форма | |
9 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 08.ноя | | Фронтальный контроль | |
10 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 15.ноя | | Групповая форма | |
11 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. Самостоятельная работа | 22.ноя | | Индивидуальная форма | |
12 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | 29.ноя | | нетрадиционная форма | |
13 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | 06.дек | | нетрадиционная форма | |
14 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | 13.дек | | Текущий контроль | |
15 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | 20.дек | | Текущий контроль | |
2. Математика вокруг нас |
16 | Математика вокруг нас | 27.дек | | Фронтальный контроль | |
17 | Узнай свои способности | 17.янв | | Фронтальный контроль | |
18 | Узнай свои способности | 24.янв | | Групповая форма | |
19 | Узнай свои способности. Самостоятельная работа | 31.янв | | Индивидуальная форма | |
20 | Математический бой | 07.фев | | нетрадиционная форма | |
21 | Математический бой | 14.фев | | нетрадиционная форма | |
22 | Поступки делового человека | 21.фев | | Фронтальный контроль | |
23 | Поступки делового человека | 28.фев | | Групповая форма | |
24 | Поступки делового человека. Самостоятельная работа | 06.мар | | Индивидуальная форма | |
3. Математика в реальной жизни |
25 | Учет расходов в семье на питание. | 13.мар | | Фронтальный контроль | |
26 | Учет расходов в семье на питание. | 20.мар | | Групповая форма | |
27 | Учет расходов в семье на питание. Самостоятельная работа | 03.апр | | Индивидуальная форма | |
28 | Проектная работа | 10.апр | | Текущий контроль | |
29 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | 17.апр | | Фронтальный контроль | |
30 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | 24.апр | | Групповая форма | |
31 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Защита проектов | 08.май | | Групповая форма | |
32 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Защита проектов | 15.май | | Текущий контроль | |
33 | Игра «Воздушный змей» | 22.май | | нетрадиционная форма | |
34 | Игра «Воздушный змей» | 29.май | | нетрадиционная форма | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 КЛАСС 2019-20 УЧ. ГОД
№ | Тема урока | дата | виды, формы контроля | примечание |
по плану | по факту |
Применение математики в различных жизненных ситуациях |
«Процент – О! Мания!». |
1 | Что такое «Процент – О! Мания!» | 02.сен | | Фронтальный контроль | |
2 | Что такое «Процент – О! Мания!» | 05.сен | | Индивидуальная форма | |
3 | Проценты и уравнения. | 09.сен | | Фронтальный контроль | |
4 | Проценты и уравнения. | 12.сен | | Групповая форма | |
5 | Проценты и уравнения. Самостоятельная работа | 16.сен | | Индивидуальная форма | |
6 | Правило начисления «сложных процентов». | 19.сен | | Фронтальный контроль | |
7 | Правило начисления «сложных процентов». | 23.сен | | Групповая форма | |
8 | Правило начисления «сложных процентов». Самостоятельная работа | 26.сен | | Индивидуальная форма | |
Учимся решать задачи на «смеси и сплавы» |
9 | Основные понятия. | 30.сен | | Фронтальный контроль | |
10 | Основные понятия. | 03.окт | | Групповая форма | |
11 | Типичные ситуации. | 07.окт | | Фронтальный контроль | |
12 | Типичные ситуации. | 10.окт | | Групповая форма | |
13 | Текстовые задачи на «смеси и сплавы» на вступительных экзаменах. | 14.окт | | Фронтальный контроль | |
14 | Текстовые задачи на «смеси и сплавы» на вступительных экзаменах. | 17.окт | | Индивидуальная форма | |
15 | Проценты в окружающем мире | 21.окт | | Групповая форма | |
16 | Проценты в окружающем мире | 24.окт | | Групповая форма | |
Задачи с параметром |
17 | Решение линейных уравнений, содержащих параметры. | 07.ноя | | Фронтальный контроль | |
18 | Решение линейных уравнений, содержащих параметры. | 11.ноя | | Индивидуальная форма | |
19 | Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры. | 14.ноя | | Фронтальный контроль | |
20 | Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры. | 18.ноя | | Групповая форма | |
21 | Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры. | 21.ноя | | Фронтальный контроль | |
22 | Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры. | 25.ноя | | Групповая форма | |
23 | Квадратные уравнения с параметром. | 28.ноя | | Фронтальный контроль | |
24 | Квадратные уравнения с параметром. | 02.дек | | Групповая форма | |
25 | Линейные неравенства с параметром. | 05.дек | | Фронтальный контроль | |
26 | Линейные неравенства с параметром. | 09.дек | | Индивидуальная форма | |
27 | Неравенства второй степени с параметром. | 12.дек | | Фронтальный контроль | |
28 | Неравенства второй степени с параметром. | 16.дек | | Индивидуальная форма | |
Функции и их графики |
29 | Рисуем графиками функций. | 19.дек | | Фронтальный контроль | |
30 | Рисуем графиками функций. | 23.дек | | Групповая форма | |
31 | Рисуем графиками функций. Самостоятельная работа | 26.дек | | Индивидуальная форма | |
32 | Модуль и графики. | 13.янв | | Фронтальный контроль | |
33 | Модуль и графики. | 16.янв | | Групповая форма | |
34 | Модуль и графики. Самостоятельная работа | 20.янв | | Индивидуальная форма | |
Графики улыбаются |
35 | Проверка владениями базовыми умениями | 23.янв | | Фронтальный контроль | |
36 | Проверка владениями базовыми умениями | 27.янв | | Индивидуальная форма | |
37 | Геометрические преобразования графиков функций | 30.янв | | Фронтальный контроль | |
38 | Геометрические преобразования графиков функций | 03.фев | | Групповая форма | |
39 | Геометрические преобразования графиков функций. Самостоятельная работа | 06.фев | | Групповая форма | |
40 | Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований | 10.фев | | Фронтальный контроль | |
41 | Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований | 13.фев | | Групповая форма | |
42 | Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований. Самостоятельная работа | 17.фев | | Индивидуальная форма | |
43 | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | 20.фев | | Фронтальный контроль | |
44 | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | 27.фев | | Индивидуальная форма | |
45 | Графики кусочно-заданных функций (практикум). Самостоятельная работа | 02.мар | | Индивидуальная форма | |
46 | Построение линейного сплайма | 05.мар | | Фронтальный контроль | |
47 | Построение линейного сплайма | 12.мар | | Индивидуальная форма | |
48 | Презентация проекта «Графики улыбаются» | 16.мар | | Текущий контроль | |
49 | Презентация проекта «Графики улыбаются» | 19.мар | | Текущий контроль | |
50 | Игра «Счастливый случай» | 30.мар | | Нетрадиционная форма | |
Наглядная геометрия |
51 | Рисование фигур одним росчерком. Графы | 02.апр | | Групповая форма | |
52 | Рисование фигур одним росчерком. Графы | 06.апр | | Групповая форма | |
53 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | 09.апр | | Фронтальный контроль | |
54 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | 13.апр | | Индивидуальная форма | |
55 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | 16.апр | | Индивидуальная форма | |
56 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | 20.апр | | Индивидуальная форма | |
57 | Разрезания на плоскости и в пространстве | 23.апр | | Фронтальный контроль | |
58 | Разрезания на плоскости и в пространстве | 27.апр | | Индивидуальная форма | |
59 | Спортивный матч «Математический хоккей» | 30.апр | | Нетрадиционная форма | |
60 | Геометрия в пространстве | 04.май | | Фронтальный контроль | |
61 | Геометрия в пространстве | 07.май | | Фронтальный контроль | |
62 | Решение олимпиадных задач | 11.май | | Индивидуальная форма | |
63 | Решение олимпиадных задач | 14.май | | Индивидуальная форма | |
64 | Математический бой | 18.май | | Групповая форма | |
65 | Математический бой | 21.май | | Групповая форма | |
66 | Защита проектов «Геометрическая смесь», «Применение геометрии в создании паркетов, мозаик» и др. | 25.май | | Текущий контроль | |
67 | Защита проектов «Геометрическая смесь», «Применение геометрии в создании паркетов, мозаик» и др. | 28.май | | Текущий контроль | |