Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ / М.В. Киселева 30 августа 2021 года Протокол №1 от 30 августа 2021 года | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________/ О.В. Иванова 31 августа 2021 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 01 сентября 2021 года Приказ № 117-1 от 01 сентября 2021 года |
Рабочая программа
по Информатике
8 АБ класс
2021 – 2022 учебный год
учитель Мельниченко Дмитрий Петрович
Рабочая программа курса «Информатика» для 8 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Основной образовательной программы основного общего образования;
Авторской программы по информатике Семакина И.Г. (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное издание / Автор-составитель: М. Н. Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-576 с. табл.)
Планируемые предметные результаты освоения Информатики
Обучающийся 8 класса научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
Обучающийся 8 класса получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания школы реализуется с использованием воспитательного потенциала каждого урока и предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Формы и критерии (нормы) оценивания знаний обучающихся
по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний учащихся по информатике являются:
устный опрос,
письменная контрольная работа,
самостоятельная работа,
тестирование,
практическая работа на ПК,
зачет.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала.
Оценка ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий,
основные виды учебной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Передача информации в компьютерных сетях 10 ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Практические работы:
Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.
Практическая работа №2. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.
Информационное моделирование 5 ч.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Практические работы:
Практическая работа №3. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.
Хранение и обработка информации в базах данных 12 ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Практические работы:
Практическая работа №4. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
Практическая работа №5. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.
Практическая работа №6. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.
Табличные вычисления на компьютере 10 ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практические работы:
Практическая работа №7. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
Практическая работа №8. Сортировка таблиц.
Практическая работа №9. Построение графиков и диаграмм.
Формы организации учебных занятий:
индивидуальная работа;
групповая работа;
индивидуально-групповая работа;
фронтальная работа;
обучающие практические работы;
конференции;
практикумы.
Основные виды учебной деятельности:
Аналитическая деятельность
Практическая деятельность
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в разделе | Тема раздела/урока | | | | |
8а | 8б |
План | Факт | План | Факт |
| | Передача информации в компьютерных сетях 7 ч. | | | | |
| 1 | Как устроена компьютерная сеть | | | | |
| 2 | Электронная почта и другие услуги сетей. Практическая работа №1. Работа с электронной почтой. | | | | |
| 3 | Аппаратное и программное обеспечение сети | | | | |
| 4 | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов. | | | | |
| 5 | Способы поиска в Интернете. Практическая работа №2. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | | | | |
| 6 | Работа в локальной сети. Передача информации по техническим каналам связи. Программы-архиваторы | | | | |
| 7 | Контрольная работа по главе «Передача информации в компьютерных сетях» | | | | |
| | Информационное моделирование 5 ч. | | | | |
| 1 | Что такое моделирование | | | | |
| 2 | Графические информационные модели | | | | |
| 3 | Табличные модели | | | | |
| 4 | Информационное моделирование на компьютере/ Работа с информационной моделью. Практическая работа №3. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | | | | |
| 5 | Контрольная работа по главе «Информационное моделирование» | | | | |
| | Хранение и обработка информации в базах данных 12 ч. | | | | |
| 1 | Основные понятия. Системы управления базами данных | | | | |
| 2 | Что такое система управления базами данных | | | | |
| 3 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №4. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | | | | |
| 4 | Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных. Практическая работа №5. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | | | | |
| 5 | Основы логики: логические величины и формулы | | | | |
| 6 | Условия выбора и простые логические выражения | | | | |
| 7 | Условия выбора и сложные логические выражения. | | | | |
| 8 | Формирование запросов на выборку, замену и удаление записей с использованием логических операций | | | | |
| 9 | Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №6. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. | | | | |
| 10 | Формирование отчетов и форм с использованием Мастера | | | | |
| 11 | Проектирование многотабличной базы данных | | | | |
| 13 | Контрольная работа по главе «Хранение и обработка информации в базах данных» | | | | |
| | Табличные вычисления на компьютере 10 ч. | | | | |
| 1 | Двоичная система счисления. Числа в памяти | | | | |
| 2 | Числа в памяти компьютера | | | | |
| 3 | Что такое электронная таблица | | | | |
| 4 | Правила заполнения таблицы. Практическая работа №7. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | | | | |
| 5 | Разработка электронной таблицы | | | | |
| 6 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | | | | |
| 7 | Сортировка данных. Деловая графика. Условная функция. Практическая работа №8. Сортировка таблиц. | | | | |
| 8 | Логические функции и абсолютные адреса | | | | |
| 9 | Электронные таблицы и математическое моделирование | | | | |
| 10 | Математическое моделирование в электронных таблицах. Имитационные модели | | | | |