Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Утверждаю: директор ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Фазлаев Т.А./________________
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Дуван 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Организация-разработчик: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж.
Разработчики:
Болсунов А.А., преподаватель технических дисциплин
Одобрена предметной цикловой комиссией технических дисциплин
Протокол №_____от «____»____________20____г.
Председатель _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины включена в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации техников-механиков, переподготовки и при профессиональной подготовке по рабочим профессиям
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины «Введение в специальность» является, ознакомление студентов с условиями и общей структурой обучения избранной специальности, системой профессиональных требований, предъявляемых к выпускникам колледжа, а также для успешной адаптации при освоении учебного материала.
Программой предусматривается рассмотреть вопросы:
значение и роль механизации сельского хозяйства в народном хозяйстве,
структуру производственной деятельности сельскохозяйственных, ремонтных предприятий и инженерно-технической службы,
современные технологии и технические средства в сельском хозяйстве, такие как: технологии «точного земледелия»,
аппаратные средства для точного земледелия,
геоинформационные технологии в растениеводстве, прецизионное земледелие и другие,
-цели, задачи курсового и дипломного проектирования.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осваивать способы учебно-познавательной деятельности;
использовать знания, полученные по дисциплине « Введение в специальность» в процессе освоения специальности;
развивать потребность в самообразовании;
применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
знать:
права и обязанности студента;
структуру учебного процесса и его организацию;
формы и методы самостоятельной работы;
требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
основы информационной культуры студента.
роль сельскохозяйственной техники в экономике страны и агропромышленном комплексе;
основы стратегии развития всего агропромышленного комплекса, включая направление специального обучения по техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации, комплектованию машинно-тракторного парка и сельскохозяйственных машин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студентов 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов, из них:
теория-36 часов, самостоятельная работа – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
теория | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Самостоятельное изучение отдельных вопросов темы | 6 |
Рефераты по темам курса. | 6 |
Разработка презентаций по темам дисциплины. | 6 |
Итоговая аттестация дифференцированный зачёт |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Введение в специальность»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект), (если предусмотрены). | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет, цели и задачи дисциплины |
Тема 1.1. Общая профессиональная подготовка, как залог успешного освоения избранной специальности. | Содержание учебного материала | 12 | |
1. | Введение. Структура профессионального учебного цикла. Стратегия развития агропромышленного комплекса, цели и задачи. Информационное обеспечение учебного процесса. Современные способы создания, хранения и использования технической информации. Характеристика библиотечного фонда. Система поиска необходимой информации. Квалификационная характеристика специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства». | 2 | 1 |
2. | Общепрофессиональные дисциплины. Цель изучения общепрофессиональных дисциплин. Перечень дисциплин подлежащих изучению, их взаимосвязь и роль в успешной реализации подготовленного специалиста. Рационализаторская и изобретательская работа. Знание и умение применять стандарты. Меры личной и экологической безопасности на производстве. | 2 | 1 |
3. | Профессиональные модули, структура. Цель и задачи поэтапного изучения систематизированных блоков(модулей) избранной специальности. Организация и выполнение работ по обеспечению функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения. | 2 | 1 |
4 | Учебная, производственная и преддипломная практики. Дипломное и курсовое проектирование. Нормативная база, место и форма проведения практик. Отчёт о работе. Цель, задачи и условия реализации. Работа с методическими рекомендациями по дипломному проектированию, нормы и правила. Содержание разделов дипломного проекта. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | |
1 | Разработка презентаций по общепрофессиональным дисциплинам (структура, основные понятия) | 2 | 3 |
2 | Разработка презентаций по профессиональным модулям (структура, основные понятия) | 2 | 3 |
Тема 1.2. ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц. | Содержание учебного материала | 8 | |
6. | МДК.01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин Виды, общее устройство тракторов, базовых грузовых автомобилей. Классификация тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов. Назначение, устройство и принцип работы оборудования и агрегатов. Пуск двигателя, механизмы двигателя, системы питания, смазки, охлаждения. Трансмиссия, электрооборудование трактора. Устройство рулевого управления и ходовой части автомобиля; принципиальные отличия в работе карбюраторных и дизельных двигателей. Устройство механизмов и систем двигателей | 4 | 1 |
7. | МДК.01.02. Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе. Понятия о техническом состоянии тракторов и автомобилей. Государственный надзор за техническим состоянием машин и оборудования. Органы надзора за техническим состоянием техники. Федеральный технический регистр. Причины изменения технического состояния. Отказы и их классификация. Выявления неисправностей и устранения их. Прогрессивные технологии в сельскохозяйственном производстве. Организация испытаний сельскохозяйственной техники. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | |
3 | Реферат на тему: «Роль транспорта в сельском хозяйстве». | 2 | 3 |
Тема 1.3 ПМ.02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники | Содержание учебного материала. | 9 | |
9. | МДК.02.01.Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ Сельскохозяйственная техника в экономической и социальной сферах страны. Сельскохозяйственные машины. Виды, основные типы, комплектование тракторных агрегатов. Условия эксплуатации, технические характеристики. Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. | 2 | 1 |
10. | МДК.02.02. Технологии механизированных работ в растениеводстве Механизация работ основной и поверхностной обработки почвы. Механизация работ по возделыванию зерновых и послеуборочная переработка зерна. Механизация работ по возделыванию картофеля и овощей. Механизация работ в кормопроизводстве. Механизация работ при закладке на хранение и переработку сельскохозяйственной продукции. | 2 | 1 |
11. | МДК.02.03. Технологии механизированных работ в животноводстве Машины и оборудование в технологии производства молока и привесов крупного рогатого скота. Механизация технологических процессов в свиноводстве, птицеводстве. Механизация производственных процессов в овцеводстве. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | |
4 | Реферат на тему: «Машины и оборудование для сельскохозяйственных работ» | 3 | 3 |
Тема 1.4 ПМ.03 Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов ремонт отдельных деталей и узлов | Содержание учебного материала. | 7 | |
12. | МДК.03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов Основные сведения, технологический процесс технического обслуживания и ремонта сельхозмашин, автомобилей. Техническое обслуживание-ТО1, ТО2, ЕТО. Организация технического обслуживания машин и оборудования. Технологические станции и пункты технического сервиса. Организация ремонта сельскохозяйственной техники. | 2 | 1 |
13. | МДК.03.02.Технологические процессы ремонтного производства Ремонтно-технологическое оборудование, приспособления, приборы и инструмент. Технология сборки, обкатки и испытания двигателей и машин в сборе; прогрессивные технологии в ремонтном производстве. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа | | |
5 | Разработка презентации на тему: « Современные технологии восстановления деталей» | 3 | 3 |
Тема 1.5 ПМ.04 Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия | Содержание учебного материала. | 4 | |
14. | МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) Правила первичного документооборота, учета и отчетности. Производственные показатели машинно-тракторного парка; планирование и анализ производственных показателей машинно-тракторного парка. Роль машинотракторного парка в сельском хозяйстве. Основная терминология. Классификация МТП и грузов. Основные технико-экономические показатели деятельности отделения, участка, цеха предприятия. Система поставок сельскохозяйственной техники в условиях рынка. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | |
6 | Реферат по теме: « Влияние рынка на обновление машинотракторного парка». | 2 | 3 |
Тема 1.6 ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | Содержание учебного материала. | 7 | |
15. | Водитель автомобиля. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) - соответственно 11442 и 19205. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | | |
3 | Требования и нормы по безопасной эксплуатации и перевозке сельхозтехники по дорогам страны. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: | | |
7 | Самостоятельное изучение «Правила дорожного движения» | 3 | 3 |
Раздел 2. Технологии 21 века в агропромышленном комплексе. | | |
Тема 2.1. Современные технологии и технические средства в сельском хозяйстве. | Содержание учебного материала. | 5 | |
17. | Технологии «точного земледелия», аппаратные средства для точного земледелия, геоинформационные технологии в растениеводстве, прецизионное земледелие. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | |
7 | Сельскохозяйственные работы: вчера-сегодня-завтра. | 2 | 3 |
8 | Способы уменьшения вредного воздействия техники на окружающую среду. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа: | | |
9 | Реферат по теме: «Современные технологии в растениеводстве» | 2 | 3 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ (ответы на вопросы по пройденному материалу) | 2 | 3 |
ВСЕГО: | 59 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),
доска, мел
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,
комплект электронных презентаций/слайдов.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Коваленко В.Г., Зиманов Л.Л. Введение в специальность. Учебное пособие. – М. изд. МАДИ (ТУ), 2000
2. Глазков, В. Ф., Подольский, Н. И. Введение в специальность: учебно-методическое пособие /В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 134 с.
3. Котиков В.М. Тракторы и автомобили: учебник для СПО/ В.М. Котиков, А.В. Ерхов. - М.: Академия, 2008
Дополнительные источники
ЭБС «Консультант студента»: Кленин, Н. И. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины: учебник/ Н.И. Кленин, В.Г. Егоров. - М.: КолосС, 2005. - 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.garant.ru Справочно-правовая система «ГАРАНТ»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 4.1 Контроль и оценка Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий при самостоятельном изучении темы.
Процесс изучения дисциплины направлен на освоение следующих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
4.2 Формы контроля освоения дисциплины
Раздел включает описание форм текущей и рубежной аттестации, а также промежуточного контроля.
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущим занятия по дисциплине в следующих формах:
тестирование;
презентации;
выполнение практических работ;
рефераты
отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов, практических работ и письменных домашних заданий (рефератов, презентаций).
Рубежная аттестация студентов производится по окончании раздела в следующих формах:
тестирование;
контрольные вопросы.
Промежуточный контроль по дисциплине проходит в форме устного или письменного опроса и включает в себя ответ на теоретические вопросы.
Формирование итоговой оценки
по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачёта и включает в себя ответ на теоретические вопросы с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студентов в семестре:
Цифровое выражение | Словесное выражение | Описание работы и результатов работы студента |
5 | отлично | Активно участвовал в обсуждении изучаемого материала по данной дисциплине, выполнил весь объём заданий. На зачёте дал правильные ответы более чем на 75% поставленных вопросов, ответы иллюстрированы примерами и даны с обобщениями. |
4 | хорошо | Активно участвовал в обсуждении изучаемого материала по данной дисциплине, выполнил весь объём заданий. На зачёте дал правильные ответы более чем на 75% поставленных вопросов, ответы полные, но иногда без иллюстрирующих примеров и четко выраженных обобщений. |
3 | удовлетворительно | Участвовал в работе на уроке, выполнил весь объём заданий. На зачёте дал правильные ответы только на 50% поставленных вопросов, ответы без иллюстрирующих примеров и обобщений. |
2 | неудовлетворительно | Не постоянно участвовал в работе на уроке, не выполнил весь объём заданий. На зачёте дал правильные ответы менее чем на 50% поставленных вопросов. |
6