Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Брянска
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Подбельная И.М. «___» _________ 2019года | | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска _______________А.М. Кравченко Приказ №__52___ от « _30_» __08____ 2019года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 8 классов
на 2019-2020 учебный год
учителей Зеленко Э.П.
г. Брянск
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), утверждённого приказом директора МАОУ «Гимназия №1» № __ от ______.
3. Учебный план МАОУ «Гимназия №1» Брянска на 2019-2020 учебный год.
4. Авторской программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасяна /Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016.
5. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год Геометрия. 7-9 классы (учебник для общеобразовательных учреждений). Под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. – М.: Просвещение, 2016
В соответствии с учебным планом в 8 классе на учебный предмет «геометрия» отводится 102 часа (из расчета 3 ч. в неделю, 2 часов из обязательной части и 1 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений).
Цель курса:
Изучение предмета «геометрия» направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к геометрическому творчеству и геометрических способностей.
2. В метапредметном направлении:
формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для геометрии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
создание фундамента для геометрического развития, формирования механизмов мышления, характерных для геометрической деятельности.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения геометрического языка, развития логического мышления;
формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных.
Планируемые результаты освоения курса геометрии.
Изучение геометрии дает возможность достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
получить представление о геометрической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
развитие креативного мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать геометрические средства наглядности (чертежи, фигуры и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных геометрических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
получить первоначальные представления об идеях и методах геометрии как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( геометрические фигуры, их площади, вектора) как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением геометрической терминологии и символики, использовать различные языки геометрии, проводить классификации, логические обоснования, доказательства гометрических утверждений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Учебно–тематический план по геометрии
№ | Тема, раздел программы | Количество часов | из них часов на: |
практические работы | контрольные работы |
| Четырехугольники | 16 | | 1 |
| Площадь | 20 | | 1 |
| Подобные треугольники | 23 | | 2 |
| Окружность | 21 | | 1 |
| Векторы | 14 | | 1 |
| Повторение | 8 | | 1 |
Содержание тем учебного курса геометрии
Повторение (3 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Четырёхугольники (16 часов).
Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Цель: изучить наиболее важные виды четырёхугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрии.
Площадь (20 часов).
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырёхугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-7 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Подобные треугольники (22 часа).
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Окружность (21 час).
Центральный и вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведённых из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойство секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе, изучить новые факты, связанные с окружностью, познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Векторы (14 часов).
Вектор, длина вектора, координаты вектора, равенство векторов, операции над векторами: сложение, вычитание, произведением вектора на число.
Цель: ввести понятие векторов; изучить действия над векторами; научиться применять знания о векторах к решению задач.
Повторение (8 часов).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
1. | Четырехугольники | 16 | | |
1.1. | Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 4.09.2019 | |
1.2. | Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 4.09.2019 | |
1.3. | Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 6.09.2019 | |
1.4. | Многоугольники | 1 | 11.09.2019 | |
1.5. | Многоугольники | 1 | 11.09.2019 | |
1.6. | Параллелограмм и трапеция | 1 | 13.09.2019 | |
1.7. | Параллелограмм и трапеция | 1 | 18.09.2019 | |
1.8. | Параллелограмм и трапеция | 1 | 18.09.2019 | |
1.9. | Параллелограмм и трапеция | 1 | 20.09.2019 | |
1.10. | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | 25.09.2019 | |
1.11. | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | 25.09.2019 | |
1.12. | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | 27.09.2019 | |
1.13. | Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | 2.10.2019 | |
1.14. | Параллелограмм и его частные виды | 1 | 2.10.2019 | |
1.15. | Параллелограмм и его частные виды | 1 | 4.10.2019 | |
1.16. | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» | 1 | 9.10.2019 | |
2 | Площадь | 20 | | |
2.1. | Площадь многоугольника | 1 | 9.10.2019 | |
2.2. | Площадь многоугольника | 1 | 11.10.2019 | |
2.3. | Площадь параллелограмма | 1 | 16.10.2019 | |
2.4. | Площадь треугольника | 1 | 16.10.2019 | |
2.5. | Площадь трапеции | 1 | 18.10.2019 | |
2.6. | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 23.10.2019 | |
2.7 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 23.10.2019 | |
2.8 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 25.10.2019 | |
2.9. | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 6.11.2019 | |
2.10. | Теорема Пифагора | 1 | 6.11.2019 | |
2.11. | Теорема Пифагора | 1 | 8.11.2019 | |
2.12. | Теорема Пифагора | 1 | 13.11.2019 | |
2.13. | Теорема Пифагора | 1 | 13.11.2019 | |
2.14. | Теорема Пифагора | 1 | 15.11.2019 | |
2.15. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Площадь» | 1 | 20.11.2019 | |
2.16. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Площадь» | 1 | 20.11.2019 | |
2.17. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Площадь» | 1 | 22.11.2019 | |
2.18. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Площадь» | 1 | 27.11.2019 | |
2.19. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Площадь» | 1 | 27.11.2019 | |
2.20. | Контрольная работа №2 «Площадь» | 1 | 29.11.2019 | |
3. | Подобные треугольники | 23 | | |
3.1. | Пропорциональные отрезки | 1 | 4.12.2019 | |
3.2. | Пропорциональные отрезки | 1 | 4.12.2019 | |
3.3. | Пропорциональные отрезки | 1 | 6.12.2019 | |
3.4. | Признаки подобия треугольников | 1 | 11.12.2019 | |
3.5. | Признаки подобия треугольников | 1 | 11.12.2019 | |
3.6. | Признаки подобия треугольников | 1 | 13.12.2019 | |
3.7. | Признаки подобия треугольников | 1 | 18.12.2019 | |
3.8. | Признаки подобия треугольников | 1 | 18.12.2019 | |
3.9. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 20.12.2019 | |
3.10. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 25.12.2019 | |
3.11. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 25.12.2019 | |
3.12. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 27.12.2019 | |
3.13. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 10.01.2020 | |
3.14. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 15.01.2020 | |
3.15. | Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» | 1 | 15.01.2020 | |
3.16. | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | 17.01.2020 | |
3.17. | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | 22.01.2020 | |
3.18. | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | 22.01.2020 | |
3.19. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Подобие треугольников» | 1 | 24.01.2020 | |
3.20. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Подобие треугольников» | 1 | 29.01.2020 | |
3.21. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Подобие треугольников» | 1 | 29.01.2020 | |
3.22. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Подобие треугольников» | 1 | 31.01.2020 | |
3.23. | Контрольная работа №4 «Подобные треугольники» | 1 | 5.02.2020 | |
4. | Окружность | 21 | | |
4.1. | Касательная к окружности | 1 | 5.02.2020 | |
4.2. | Касательная к окружности | 1 | 7.02.2020 | |
4.3. | Касательная к окружности | 1 | 12.02.2020 | |
4.4. | Центральные и вписанные углы | 1 | 12.02.2020 | |
4.5. | Центральные и вписанные углы | 1 | 14.02.2020 | |
4.6. | Центральные и вписанные углы | 1 | 19.02.2020 | |
4.7. | Центральные и вписанные углы | 1 | 19.02.2020 | |
4.8. | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 21.02.2020 | |
4.9. | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 26.02.2020 | |
4.10. | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 26.02.2020 | |
4.11. | Вписанная и описанная окружности | 1 | 28.02.2020 | |
4.12. | Вписанная и описанная окружности | 1 | 4.03.2020 | |
4.13. | Вписанная и описанная окружности | 1 | 4.03.2020 | |
4.14. | Вписанная и описанная окружности | 1 | 6.03.2020 | |
4.15. | Вписанная и описанная окружности | 1 | 11.03.2020 | |
4.16. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Окружность» | 1 | 11.03.2020 | |
4.17. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Окружность» | 1 | 13.03.2020 | |
4.18. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Окружность» | 1 | 18.03.2020 | |
4.19. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Окружность» | 1 | 18.03.2020 | |
4.20. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Окружность» | 1 | 20.03.2020 | |
4.21. | Контрольная работа №5 «Окружность» | 1 | 1.04.2020 | |
5. | Векторы | 14 | | |
5.1. | Понятие вектора | 1 | 1.04.2020 | |
5.2. | Понятие вектора | 1 | 3.04.2020 | |
5.3. | Сложение векторов | 1 | 8.04.2020 | |
5.4. | Сложение векторов | 1 | 8.04.2020 | |
5.5. | Сложение векторов | 1 | 10.04.2020 | |
5.6. | Умножение вектора на число | 1 | 15.04.2020 | |
5.7. | Умножение вектора на число | 1 | 15.04.2020 | |
5.8. | Умножение вектора на число | 1 | 17.04.2020 | |
5.9. | Применение векторов к решению задач | 1 | 22.04.2020 | |
5.10. | Применение векторов к решению задач | 1 | 22.04.2020 | |
5.11. | Применение векторов к решению задач | 1 | 24.04.2020 | |
5.12. | Применение векторов к решению задач | 1 | 29.04.2020 | |
5.13. | Применение векторов к решению задач | 1 | 29.04.2020 | |
5.14. | Контрольная работа №6 «Векторы» | 1 | 1.05.2020 | |
6. | Повторение | 8 | | |
6.1. | Повторение изученного материала за 8 класс | 1 | 6.05.2020 | |
6.2. | Повторение изученного материала за 8 класс | 1 | 6.05.2020 | |
6.3. | Повторение изученного материала за 8 класс | 1 | 8.05.2020 | |
6.4. | Повторение изученного материала за 8 класс | 1 | 13.05.2020 | |
6.5. | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | 13.05.2020 | |
6.6. | Итоговая контрольная работа | 1 | 15.05.2020 | |
6.7. | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05.2020 | |
6.8. | Анализ контрольной работы | 1 | 20.05.2020 | |
| Итог | 102 | | |
Список учебно-методической литературы
Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 14-е изд. – М.: Просвещение,2004.
Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С. Атанасян и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение,2001.
Геометрия. 8 класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2011.
Математика (геометрия). Подготовка к ГИА. – Саратов: Лицей,2014.
Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 7-9 классы/ Э.Н. Балаян. – Изд. 8-е – Ростов н/Д : Феникс, 2018.
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ урока | Даты по КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
Планируемое | Фактическое |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
12