1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир школьных праздников» в 7 классе реализуется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 09.01.2014 г.
№ 2.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207с. – (Стандарты второго поколения).
6. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. / Москва «Просвещение» 2010год Автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для основной школы.
7. Приказ МОУ «Останинская ООШ » «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год».
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно иного сказать миру добра».
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, она помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цели и задачи программы :
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы :
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в плане внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности «Мир школьных праздников» рассчитана на учащихся 7 классов.
На реализацию театрального курса отводится 35 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, изготовление декораций, эскизов костюмов; подготовка праздников, посещение театра, школьные концерты, выставки. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи, клипы.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Формы занятий - групповые и индивидуальные для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
театральные постановки
игры;
открытые занятия;
концерты;
анкеты;
фестивали;
конкурсы.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
3.Содержание курса внеурочной деятельности.
1 раздел. Вводное занятие. (1 час)
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами (презентация)
2 раздел. Театральная игра. (7 часов) – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. Культура и техника речи. (6 часов) Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел. Основы театральной культуры. (3 часа) Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
5 раздел. Школьные праздники . (17 часов) «День учителя», «День Матери», «Рождество», «Воскресение Христово», «Последний звонок».
6 раздел. Итоговое занятие.(1 час). Итоги года
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Виды театра. | 04.09 | |
2 | Театральная игра Здравствуй,театр! | 11.09. | |
3 | Театральная игра | 18.09 | |
4 | Инсценировка сценки « День учителя». | 25.09 | |
5 | Показ сценки « День учителя». | 02.10. | |
6 | Правила поведения в театре | 09.10 | |
7 | В мире пословиц. | 16.10 | |
8 | Виды театрального искусства | 23.10 | |
9 | День Матери Подготовка сценария ко Дню матери. | 30..10 | |
10 | Инсценировка сценки к Дню матери. | 13.11 | |
11 | Разучивание стихотворений к Дню матери. | 20.11 | |
12 | Разучивание песни к Дню матери. | 27.11 | |
13 | Рождество Разучивание рождественских песен | 04.12 | |
14 | Разучивание стихотворений о Рождестве. | 11.12 | |
15 | Инсценировка сценки на тему «Рождество» | 18.12 | |
16 | Инсценировка сценки. на тему «Рождество» | 25.12 | |
17 | Культура и техника речи Культура и техника речи | 15.01 | |
18 | Ритмопластика. Игры на развитие внимания | 22.01 | |
19 | Отработка сценического этюда «Обращение. Знакомство.Зеркало» | 29.01 | |
20 | Структура театра, его основные профессии: актёр, режиссёр, сценарист. | 05.02 | |
21 | Дикция. Выразительное чтение отрывков | 12.02 | |
22 | Языковая догадка. | 19.02 | |
23 | « Воскресение Христово» Разработка сценария к празднику « Воскресение Христово» | 26.02. | |
24 | Разучивание стихотворений на тему « Воскресение Христово» | 05..03 | |
25 | Разучивание песен на тему « Воскресение Христово» | 12.03 | |
26 | Инсценировка сценки на тему « Воскресение Христово» | 19.03 | |
27 | Инсценировка сценки на тему « Воскресение Христово» | 02.04 | |
28 | Основы театральной культуры Речь – как средство передачи мыслей и чувств. | 09.04 | |
29 | Скороговорки,используемые на занятиях по сценической речи. | 16.04 | |
30 | Занятия по сценической речи. | 23.04 | |
31 | Последний звонок Разработка сценария к празднику «Последний звонок» | 30.04. | |
|
32 | Разучивание стихотворений на тему « Последний звонок» | 07.05 | |
33 | Разучивание песен на тему « Последний звонок»» | 14.05. | |
34 | Инсценировка сценки на тему « Воскресение Христово» | 21.05 | |
35 | Итоговое занятие Подведение итогов года. | 28.05. | |
5.Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Класс | Название раздела,темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись директора |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |