ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КИРОВСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР «КМГ»
__________________Н.И.Золотухина
________________________2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
базовый уровень
10-11 классы
Составители рабочей программы:
Лаврухина Г.А.,
Бондаренко Е.А.
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку среднего общего образования для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по русскому языку для X-XI классов (базовый уровень), утвержденная приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) ЛНР по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»;
Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505);
Методических рекомендаций по преподаванию предмета «Русский язык» в 2017–2018 учебном году (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505);
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение русского языка в старшей школе предполагает дальнейшее развитие базовых лексических, грамматических, культурно-речевых, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных умений и навыков на основе обобщения и углубления знаний учеников о языке как общественном явлении, развития коммуникативных умений и навыков эффективного общения в различных жизненных ситуациях.
Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Цель изучения базового курса русского языка в 10-11 классах – обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения основного курса русского языка, а также их повышение до уровня требований, поставленных перед абитуриентами и студентами средних и высших учебных заведений, повышение культуры речи школьников, путем усовершенствования умений эффективного оперирования языковыми и лингвистическими знаниями (стилистическими, текстостроительными и риторическими).
Данная цель предусматривает осуществление учебной, развивающей и воспитательной функций образовательного содержания учебного предмета:
− развить коммуникативную, языковую, речевую, лингвистическую, культуроведческую компетенции на основе осознанного изучения языковой и лингвистической теории;
− осуществить коррекцию орфографической и пунктуационной грамотности старших школьников;
− обогатить словарный запас старшеклассников терминологической лексикой, фразеологизмами;
− сформировать умения и навыки стилистически оправданного использования языковых средств в различных жизненных ситуациях с учетом традиций русского речевого этикета;
− сформировать у старшеклассников потребность в постоянном повышении уровня культуры речи;
− обеспечить средствами изучения русского языка развитие логического и образного мышления, интеллектуального и социокультурного уровня учеников.
Содержание обучения русскому языку в 10 – 11 классах на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке;
- овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Важно организовать изучение базового курса русского языка в 10 – 11 классах с учетом принципов:
− изучения языка в межуровневых, внутриуровневых и межпредметных связях;
− использования речевой практики с целью закрепления теории языка и наоборот;
− системности;
− стимулирования самообразования;
− проблемно-ситуативного обучения;
− комплексного развития всех сфер личности старшеклассника;
− актуализации результатов обучения;
− экстралингвистического.
Максимально эффективная реализация базового уровня в 10 – 11 классах возможна с использованием следующих подходов к изучению русского языка:
− личностно ориентированного (активизация внутреннего потенциала старшеклассников с целью развития умений продуцировать собственные устные и письменные высказывания соответственно речевой ситуации);
− профессионально направленного (эксплицитная и имплицитная профессионализация курса);
− когнитивно-коммуникативного;
− функционально-стилистического (рассмотрение особенностей функционирования языковых единиц на каждом уровне языковой системы с учетом типа, стиля и жанра речи);
− системно-деятельностного (признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей обучения русскому языку, личностного и социального развития учащихся, приобретение и проявление знаний в деятельности).
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами изучения русского языка в 10 – 11 классах (базовый уровень):
− личностные результаты освоения базовой образовательной программы по русскому языку для 10 – 11 классов:
- уважение к русскому языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
− метапредметные результаты освоения базовой образовательной программы по русскому языку для 10 – 11 классов:
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
- осуществлять информационную переработку текста, подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство, строить рассуждения разных типов и др.);
−предметные результаты освоения базовой образовательной программы по русскому языку для 10 – 11 классов:
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану ГБОУ ЛНР «Кировская многопрофильная гимназия», курс предмета «Русский язык» среднего общего образования в 2017-2018 учебном году рассчитан на 68 часов.
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 класс | 1 | 34 | 34 |
11 класс | 1 | 34 | 34 |
Всего | 68 часов |
Из части учебной программы, формируемой участниками образовательных отношений, добавляется 1,5 часа в неделю, то есть 51 час в год, в 11 классе (2,5 часа в неделю, 85 часов за год), добавляется 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год, в 10 классе (3 часа в неделю, 102 часа за год)
Дополнительное время используется на отработку умений и навыков грамотного письма, написания сочинений и изложений с целью улучшения качества знаний и конкурентоспособности учащихся при поступлении в высшие учебные заведения.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- понимать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Ученик получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах ученик должен знать: определения основных изученных в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Умения и навыки:
• синтаксис:
- различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;
- заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами;
- различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
- определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
- заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
- заменять сложные предложения простыми осложнёнными;
- видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
- различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;
- производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;
- разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;
- заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот;
- уметь правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
• морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования глаголов, прилагательных, наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;
• орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическими словарями;
- владеть приёмом поморфемного письма;
• синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объясняя пунктуацию предложений, использовать на письме графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
знать / понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения;
подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить письменное высказывание на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами:
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
текст:
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения русского языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
применения русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание программы
Класс: 10 (34 часа, 1 ч/н)
Введение (1 час)
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Фонетика и орфоэпия. Графика (2 часа)
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование (2 часа)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Морфология (9 часов)
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Систематизация и обобщение изученного (1 час)
Уроки развития речи (10 часов)
Уроки контроля усвоения знаний (5 часов)
Класс: 11 (34 часа, 1 ч/н)
Введение (1 час) Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Синтаксис и пунктуация (14 часов)
Синтаксис. 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Культура речи (2 часа)
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Систематизация и обобщение изученного ( 1 час)
Лингвистический анализ текста (1 час)
Уроки развития речи (10 часов)
Уроки контроля усвоения знаний (5 часов)
Учебно-тематическое планирование
Раздел/ класс | 10 класс | 11 класс | Всего |
| По учебному плану | По нагрузке | По учебному плану | По нагрузке | По учебному плану | По нагрузке |
Введение | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 |
Лексика и фразеология | 3 | 9 | - | - | 3 | 9 |
Фонетика и орфоэпия | 2 | 6 | - | - | 2 | 6 |
Морфемика и словообразование | 2 | 6 | - | - | 2 | 6 |
Морфология и орфография | 9 | 28 | - | - | 9 | 28 |
Синтаксис и пунктуация | - | - | 14 | 37 | 14 | 37 |
Культура речи | - | - | 2 | 3 | 2 | 3 |
Лингвистический анализ текста | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 6 |
Повторение и систематизация | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 |
Развитие речи | 10 | 30 | 10 | 25 | 20 | 55 |
Контроль знаний | 5 | 15 | 5 | 13 | 10 | 28 |
Всего | 34 | 102 | 34 | 85 | 68 | 187 |