Департамент образования, культуры и спорта
Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 5»
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей гуманиарного цикла Протокол №___ от __.__.2020 г. Председатель МО __________/_____________ | Принята на заседании педсовета ГБОУ НАО «СШ № 5» Протокол № ___ от __.__.2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ НАО «СШ № 5» ____________ Н.Ф. Чалова Приказ № ____ от __.__.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
на 2020-2021 учебный год
для обучающихся
6 класса
Составитель:
учитель изобразительного искусства
Крылова Анастасия Александровна
г. Нарьян-Мар
2020 г.
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 6 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО 5-9 классы. «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011 года.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачами курса являются:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного искусства» на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции);
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты изучения курса ИЗО в 6 классе.
В процессе обучения ученик 6 класса
научится | получит возможность научиться |
Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». |
-Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. -Иметь представление о роли художественного материала в построении художественного образа. -Различать виды рисунков по их целям и художественным задачам. -Овладевать начальными навыками рисунка с натуры, -Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. -Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. -Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. -Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. -Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. | -Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. -Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. -Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам. -Рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. -Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. -Называть линейные графические рисунки известных художников. -Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). -Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. |
Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт». |
-Рассуждать, о роли воображения и фантазия в художественном творчестве и в жизни человека. -Различать разные способы изображения предметов (знаковых, плоских, объёмных и т.д.). -Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. -Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. -Называть основные геометрические фигуры и геом. объёмные тела. -Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. -Создавать линейные изображения геом. тел и натюрморт с натуры геом. тел. -Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс, падающая тень). -Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. -Различать графические техники. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. – -Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. -Выбирать и использовать различные худ. материалы для передачи собственного худ. замысла при создании натюрморта. | -Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. -Выделять композиционный центр в собственном изображении. -Получать навыки художественного изображения способом аппликации. -Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геом. фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт). -Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. -Определять понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а также использовать их в рисунке. -Характеризовать освещение как важнейшее выразит. средство ИЗО, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. -Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. -Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. -Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой худ. культуре. |
Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». |
-Понимать изменчивость образа человека в истории. - Называть имена нескольких великих художников-портретистов. -Понимать и объяснять роль пропорций. -Изображать голову человека в процессе творческой работы. -Представлять индивидуальные особенности при общих закономерностях строения головы человека. – -Воспринимать скульптурный портрет. Называть великих скульпторов-портретистов. -Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. -Рассуждать о задачах художественного преувеличения, соотношении правды и вымысла в художественном изображении. -Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. -Создавать различными материалами портрет в цвете. -Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров-портретистов. -Создавать портретный образ близкого человека (автопортрет). -Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века. | -Различать виды портрета (парадный и лирический). -Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. -Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. -Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. -Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. -По-новому видеть индивидуальность человека. -Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. -Видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. -Видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. -Анализировать цветовой строй произведений как средство создания худож. образа. -Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. – -Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. -Приводить примеры известных портретов отечественных художников. -Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. |
Раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». |
-Называть и различать жанры в изобразительном искусстве. -Различать способы изображения пространства, представлять перспективу как средство выражения в ИЗО разных эпох. -Изображать перспективные сокращения в зарисовках наблюдаемого пространства. -Объяснять понятия: «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». -Изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и воздушной перспективы. -Различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. -Передавать в цвете состояние природы и настроения человека. -Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины. -Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа. -Создавать пейзажные зарисовки. -Представлять взаимосвязь реальной действительности и её худож. отображения, её претворения в худ. образ. | -Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. -Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. -Объяснять правила воздушной перспективы. -Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. -Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории ИЗО. -Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. -Получать представление о произведениях графического пейзажа, о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. -Рассуждать о месте и значении ИЗО в культуре, в жизни общества, в жизни человека. -Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе худ. культуры зрителей. |
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.
Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». 8 часов.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево о др. Основы языка изображения.
Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт». 8 часов.
Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт.натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы.изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.
Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». 12 часов.
Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции.изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие портретисты.
Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 7 человек.
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Изображение сатирических образов литературных героев, создание дружеских шаржей.
Подготовка докладов и рефератов; презентация работ-портретов; оформление своих творческих работ.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, работу в парах, групповую работу, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе.
№ | Тема урока | | Характеристика деятельности обучающихся | Количество | Сроки |
урока | | | | часов | |
| | | | | |
| | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 часов. | | |
| | | | | |
1. | Изобразительное искусство. | | Характеризовать три группы пространственных искусств: | 1 | |
| Семья пространственных | | изобразительные, конструктивные и декоративные. Объяснять их | | |
| искусств. Художественные | | различное назачение в жизни людей. Характеризовать и объяснять | | |
| материалы. | | восприятие произведений как творческую деятельность.Называть и | | |
| | | давать характеристику основным графическим и живописным | | |
| | | материалам. | | |
| | | | | |
2. | Рисунок — основа изобразительного искусства. | Рассматривать, сравнивать и ообщать пространственные формы. | 1 | |
| | | | |
3. | Линия и её выразительные | Выбирать характер линий для создания ярких, эмоционнальных | 1 | |
| возможности. Ритм линий. | образов в рисунке. Называть линейные графические рисунки известных | | |
| | художников. | | |
| | | | |
4. | Пятно как средство | Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные | 1 | |
| выражения. Ритм пятен. | отношения (светлее или темнее). Осваиватть навыки композиционного | | |
| | мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости | | |
| | листа. | | |
| | | | |
5. | Цвет. Основы цветоведения. | Сравнивать особенности символического понимания цвета в | 1 | |
| | различных культурах Объяснять значение понятий: цветовой круг, | | |
| | цветотональная шкала, насыщенность цвета. | | |
| | | | |
6. | Цвет в произведениях | Развивать навык колористического восприятия художественных | 1 | |
| живописи. | произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях | | |
| | искусства и в реальной жизни. | | |
| | | | |
7. | Объёмные изображения в | Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их | 1 | |
| скульптуре. | применения в объёмных изображениях. | | |
| | | | |
8. | Основы языка изображения. | Рассказывать о разных художественных материалах и их | 1 | |
| | выразительных свойствах. | | |
| | | | |
| | Мир наших вещей. Натюрморт. 8 Часов. | | |
| | | | |
9. | Реальность и фантазия в | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в | 1 | |
| творчестве художника. | творчестве художников. Уяснять, что воображение и фантазия нужны | | |
| | человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и | | |
| | для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. | | |
| | | | |
10. | Изображение предметного | Формировать представление о различных целях и задачах изображения | 1 | |
| мира — натюрморт. | предметов быта в искусстве разных эпох. Развивать вкус, эстетическое | | |
| | представление в процессе сооотношения цветовых пятен и фактур на | | |
| | этапе создания практической творческой работы. Работа над | | |
| | натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (кухонной | | |
| | утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического | | |
| | размещения на листе ( в технике аппликации). | | |
| | | | |
11. | Понятие формы. | Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых | 1 | |
| Многообразие форм | геометрических фигур. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх | | |
| окружающего мира. | кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур. | | |
| | | | |
12. | Изображение объёма на | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | |
| плоскости и линейная | | | |
| перспектива. | | | |
| | | | |
13. | Освещение свет и тень. | Углублять представления об изображении борьбы света и тени как | 1 | |
| | средстве драматизации содержания произведения и организации | | |
| | композиции картины. | | |
| | | | |
14. | Натюрморт в графике. | Осваивать первичные умения графического изображения натюрмортас | 1 | |
| | натуры и по представлению. Понимать и объяснять, что такое | | |
| | гравюра,каковы ее виды. Выполнение графического натюрморта. | | |
| | | | |
15. | Цвет в натюрморте. | Понимать и использовать в творческой работе выразительные | 1 | |
| | возможности цвета. Выполнение натюрморта, выражающее то или | | |
| | иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, | | |
| | таинственный, торжественный и т.п.) | | |
| | | | |
16. | Выразительные возможности | Узнавать историю развития жанра натюрморта. Развивать | 1 | |
| натюрморта. | художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по- | | |
| | новому на окружающий предметный мир. Создание натюрморта- | | |
| | автопортрета. | | |
| | | | |
| Вглядываясь в человека. Портрет. 12 часов. | | |
| | | | |
17. | Образ человека — главная | Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно- | 1 | |
| тема искусства. | выразительных средств портрета в живописи, графике,скульптуре. | | |
| | Формировать представление об истории портрета в русском | | |
| | искусстве. | | |
| | | | |
18. | Конструкция головы | Приобретать представления о конструкции, пластическом строении | 1 | |
| человека и ее пропорции. | головы человека и пропорции лица. Овладевать первичными | | |
| | навыками изображения головы человека в процессе творческой | | |
| | работы. Выполнение портрета в технике аппликации. | | |
| | | | |
19. | Изображение головы человека в пространстве. | Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных | 1 | |
| |
| |
| | средств рисунков мастеров портретного жанра. Зарисовки объёмной | | |
| | конструкции головы. | | |
| | | | |
20-21 | Портрет в скульптуре. | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров | 2 | |
| | скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. | | |
| | Получать знания о великих русских скульпторах -портретистах. | | |
| | Создание портрета литературного героя с ярко выраженным | | |
| | характером. | | |
| | | | |
22 | Графический портретный | Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового | 1 | |
| рисунок. | понимания и видения человека, окружающих людей. | | |
| | Развивать художественное видение, наблюдательность, умение | | |
| | замечать индивидуальные особенности и характер человека. Создание | | |
| | рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника. | | |
| | | | |
23. | Сатирические образы | Получать представления о жанре сатирического рисунка и его задачах. | 1 | |
| человека. | Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, | | |
| | использования линии и пятна кк средств выразительного изображения | | |
| | человека. Создание сатирических образов литературных героев или | | |
| | дружеских шаржей. | | |
| | | | |
24. | Образные возможности | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании | 1 | |
| освещения в портрете. | художественного образа. Овладевать опытом наблюдательности и | | |
| | постигать визуальную культуру восприятия реальности и | | |
| | произведений искусства. Выполнение набросков головы в различном | | |
| | освещении. | | |
| | | | |
25-26 | Роль цвета в портрете. | Развивать художественное видение цвета, понимание его | 2 | |
| | эмоционального, интонационного воздействия. Рассказывать о своих | | |
| | впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров, | | |
| | характеризуя цветовой образ произведения. Создание портрета | | |
| | знакомого человека или литературного героя. | | |
| | | | |
27. | Великие портретисты | Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и | 1 | |
| прошлого. | её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о | | |
| | последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.Создание автопортрета или портретов близких людей. | |
|
| | | | |
28 | Портрет в изобразительном | Получать представления о задачах изображения человека в | 1 | |
| искусстве 20 века. | европейском искусстве 20 века. Интересоваться, будучи художником, | | |
| | личностью человека и его судьбой. Выставка лучших работ класса. | | |
| | | | |
| Человек и пространство. Пейзаж. 7 часов. | | |
| | | | |
29. | Жанры в изобразительном | Объяснять,как изучение жанра в изобразительном искусстве даёт | 1 | |
| искусстве. | возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, | | |
| | как, изучая историю изобразительного жанра, мы рсширяем рамки | | |
| | собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. | | |
| | Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, | | |
| | особенностей образно-выразительных среддств жанра пейзажа. | | |
| | | | |
30. | Изображение пространства. | Получать представление о мировоззренческих основанияхтправил | 1 | |
| | линейной песпективы как художественного изученияреально | | |
| | наблюдательного мира. Рассуждать о разных спосбах передачи | | |
| | перспективы в ИЗО как выражении различных мировоззренческих | | |
| | смыслов. Наблюдать пространственные сокращения уходящих вдаль | | |
| | предметов. Создание ппростых зарисовок наблюдаемого пространства | | |
| | с опорой на правила перспективных сокращений. | | |
| | | | |
31. | Правила построения | Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и | 1 | |
| перспективы. Воздушная | низкий горизонт в произведениях ИЗО. Изображения уходящей вдаль | | |
| перспектива. | аллеи иливьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и | | |
| | воздушной перспективы. | | |
| | | | |
32. | Пейзаж — большой мир. | Творчески рссуждать, опираясь на полученные преедставления и своё | 1 | |
| | восприятие произведений искусства, о средствах выражения | | |
| | художником эпического и романтического образа в пейзаже. | | |
| | Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», | | |
| | «Путь к реке» и т.п. | | |
| | | | |
33. | Пейзаж-настроение. | Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», | 1 | |
| Природаи художник. Пезаж в | «Путь к реке». | | |
| русской живописи. | | | |
| | | | |
34. | Пейзаж в графике. Городской | Развивать культур восприятия и понимания образности в графических | 1 | |
| | | | |
| | пейзаж. | произведениях. Создание графическй работы на тему «Весенний | | |
| | | пейзаж», создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего | | |
| | | детства». | | |
| | | | | |
| 35. | Итоговое тестирование. | | 1 | |
| | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство».
Учебный методический комплекс.
Рабочие программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011г.
Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru
Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm
http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
http://www.artsait.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
shkola-abv.ru
myshared.ru/theme/prezentatsiya
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования (овощи, фрукты)
Тела геометрические (конус, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, керамические вазы и др.)
2