СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс (на основе авторской программы Б.М. Неменского)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Изобразительное искусство» для 6 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО 5-9 классы. «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011 года.

Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс (на основе авторской программы Б.М. Неменского)»


Департамент образования, культуры и спорта

Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 5»


Рассмотрена

на заседании школьного МО

учителей гуманиарного цикла

Протокол №___

от __.__.2020 г.


Председатель МО

__________/_____________

Принята

на заседании педсовета

ГБОУ НАО «СШ № 5»


Протокол № ___ от __.__.2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ НАО «СШ № 5»

____________ Н.Ф. Чалова


Приказ

№ ____ от __.__.2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

на 2020-2021 учебный год


для обучающихся

6 класса






Составитель:

учитель изобразительного искусства

Крылова Анастасия Александровна










г. Нарьян-Мар

2020 г.

Пояснительная записка.


Программа «Изобразительное искусство» для 6 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО 5-9 классы. «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011 года.

Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачами курса являются:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного искусства» на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи;

11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. смысловое чтение;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции);

12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Планируемые предметные результаты изучения курса ИЗО в 6 классе.



В процессе обучения ученик 6 класса

научится

получит возможность научиться

Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».


-Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

-Иметь представление о роли художественного материала в построении художественного образа.

-Различать виды рисунков по их целям и художественным задачам.

-Овладевать начальными навыками рисунка с натуры,

-Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.


-Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.

-Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

-Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях.

-Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.


-Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

-Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

-Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам.

-Рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

-Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

-Называть линейные графические рисунки известных художников.

-Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).

-Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.



Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт».


-Рассуждать, о роли воображения и фантазия в

художественном творчестве и в жизни человека.

-Различать разные способы изображения предметов

(знаковых, плоских, объёмных и т.д.).

-Осваивать простые композиционные умения

организации изобразительной плоскости в натюрморте.

-Характеризовать понятие простой и сложной

пространственной формы.

-Называть основные геометрические фигуры и геом.

объёмные тела.

-Строить изображения простых предметов по правилам

линейной перспективы.

-Создавать линейные изображения геом. тел и

натюрморт с натуры геом. тел.

-Осваивать основные правила объёмного изображения

предмета (свет, тень, рефлекс, падающая тень).

-Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.

-Различать графические техники. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. –

-Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

-Выбирать и использовать различные худ. материалы для передачи собственного худ. замысла при создании натюрморта.



-Понимать и объяснять условность изобразительного

языка и его изменчивость в ходе истории человечества.

-Выделять композиционный центр в собственном

изображении.

-Получать навыки художественного изображения

способом аппликации.

-Выявлять конструкцию предмета через соотношение

простых геом. фигур. Изображать сложную форму

предмета (силуэт).

-Объяснять перспективные сокращения в изображении

предметов.

-Определять понятия: линия горизонта, точка зрения,

точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху,

снизу, сбоку, а также использовать их в рисунке.

-Характеризовать освещение как важнейшее выразит.

средство ИЗО, как средство построения объёма

предметов и глубины пространства.

-Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.

-Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

-Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой худ. культуре.


Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».


-Понимать изменчивость образа человека в истории. - Называть имена нескольких великих художников-портретистов.

-Понимать и объяснять роль пропорций.

-Изображать голову человека в процессе творческой работы.

-Представлять индивидуальные особенности при общих закономерностях строения головы человека. –

-Воспринимать скульптурный портрет. Называть великих скульпторов-портретистов.

-Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

-Рассуждать о задачах художественного преувеличения,

соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

-Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.

-Создавать различными материалами портрет в цвете.

-Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров-портретистов.

-Создавать портретный образ близкого человека (автопортрет).

-Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.



-Различать виды портрета (парадный и лирический).

-Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

-Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

-Создавать зарисовки объёмной конструкции головы.

-Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

-По-новому видеть индивидуальность человека.

-Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

-Видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.

-Видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения.

-Анализировать цветовой строй произведений как средство создания худож. образа.

-Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. –

-Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.

-Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

-Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.


Раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».


-Называть и различать жанры в изобразительном искусстве.

-Различать способы изображения пространства, представлять перспективу как средство выражения в ИЗО разных эпох.

-Изображать перспективные сокращения в зарисовках наблюдаемого пространства.

-Объяснять понятия: «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».

-Изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

-Различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.

-Передавать в цвете состояние природы и настроения человека.

-Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины.

-Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа.

-Создавать пейзажные зарисовки.

-Представлять взаимосвязь реальной действительности

и её худож. отображения, её претворения в худ. образ.

-Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.

-Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.

-Объяснять правила воздушной перспективы.

-Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

-Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории ИЗО.

-Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

-Получать представление о произведениях графического пейзажа, о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

-Рассуждать о месте и значении ИЗО в культуре, в жизни общества, в жизни человека.

-Объяснять творческий и деятельностный характер

восприятия произведений искусства на основе худ.

культуры зрителей.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.

Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». 8 часов.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево о др. Основы языка изображения.

Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт». 8 часов.

Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт.натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы.изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.

Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». 12 часов.

Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции.изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие портретисты.

Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 7 человек.

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Изображение сатирических образов литературных героев, создание дружеских шаржей.

Подготовка докладов и рефератов; презентация работ-портретов; оформление своих творческих работ.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, работу в парах, групповую работу, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе.


Тема урока


Характеристика деятельности обучающихся

Количество

Сроки

урока




часов










Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 часов.









1.

Изобразительное искусство.


Характеризовать три группы пространственных искусств:

1



Семья пространственных


изобразительные, конструктивные и декоративные. Объяснять их




искусств. Художественные


различное назачение в жизни людей. Характеризовать и объяснять




материалы.


восприятие произведений как творческую деятельность.Называть и






давать характеристику основным графическим и живописным






материалам.









2.

Рисунок — основа

изобразительного искусства.

Рассматривать, сравнивать и ообщать пространственные формы.

1







3.

Линия и её выразительные

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоционнальных

1



возможности. Ритм линий.

образов в рисунке. Называть линейные графические рисунки известных





художников.








4.

Пятно как средство

Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные

1



выражения. Ритм пятен.

отношения (светлее или темнее). Осваиватть навыки композиционного





мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости





листа.








5.

Цвет. Основы цветоведения.

Сравнивать особенности символического понимания цвета в

1




различных культурах Объяснять значение понятий: цветовой круг,





цветотональная шкала, насыщенность цвета.








6.

Цвет в произведениях

Развивать навык колористического восприятия художественных

1



живописи.

произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях





искусства и в реальной жизни.








7.

Объёмные изображения в

Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их

1



скульптуре.

применения в объёмных изображениях.








8.

Основы языка изображения.

Рассказывать о разных художественных материалах и их

1




выразительных свойствах.










Мир наших вещей. Натюрморт. 8 Часов.








9.

Реальность и фантазия в

Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в

1



творчестве художника.

творчестве художников. Уяснять, что воображение и фантазия нужны





человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и





для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.








10.

Изображение предметного

Формировать представление о различных целях и задачах изображения

1



мира — натюрморт.

предметов быта в искусстве разных эпох. Развивать вкус, эстетическое





представление в процессе сооотношения цветовых пятен и фактур на





этапе создания практической творческой работы. Работа над





натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (кухонной





утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического





размещения на листе ( в технике аппликации).








11.

Понятие формы.

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых

1



Многообразие форм

геометрических фигур. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх




окружающего мира.

кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.








12.

Изображение объёма на

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1



плоскости и линейная





перспектива.









13.

Освещение свет и тень.

Углублять представления об изображении борьбы света и тени как

1




средстве драматизации содержания произведения и организации





композиции картины.








14.

Натюрморт в графике.

Осваивать первичные умения графического изображения натюрмортас

1




натуры и по представлению. Понимать и объяснять, что такое





гравюра,каковы ее виды. Выполнение графического натюрморта.








15.

Цвет в натюрморте.

Понимать и использовать в творческой работе выразительные

1




возможности цвета. Выполнение натюрморта, выражающее то или





иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный,





таинственный, торжественный и т.п.)








16.

Выразительные возможности

Узнавать историю развития жанра натюрморта. Развивать

1



натюрморта.

художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-





новому на окружающий предметный мир. Создание натюрморта-





автопортрета.









Вглядываясь в человека. Портрет. 12 часов.








17.

Образ человека — главная

Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-

1



тема искусства.

выразительных средств портрета в живописи, графике,скульптуре.





Формировать представление об истории портрета в русском





искусстве.








18.

Конструкция головы

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении

1



человека и ее пропорции.

головы человека и пропорции лица. Овладевать первичными





навыками изображения головы человека в процессе творческой





работы. Выполнение портрета в технике аппликации.








19.

Изображение головы

человека в пространстве.

Приобретать представления о способах объёмного изображения головы

человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных

1








средств рисунков мастеров портретного жанра. Зарисовки объёмной





конструкции головы.








20-21

Портрет в скульптуре.

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров

2




скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.





Получать знания о великих русских скульпторах -портретистах.





Создание портрета литературного героя с ярко выраженным





характером.








22

Графический портретный

Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового

1



рисунок.

понимания и видения человека, окружающих людей.





Развивать художественное видение, наблюдательность, умение





замечать индивидуальные особенности и характер человека. Создание





рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника.








23.

Сатирические образы

Получать представления о жанре сатирического рисунка и его задачах.

1



человека.

Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций,





использования линии и пятна кк средств выразительного изображения





человека. Создание сатирических образов литературных героев или





дружеских шаржей.








24.

Образные возможности

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании

1



освещения в портрете.

художественного образа. Овладевать опытом наблюдательности и





постигать визуальную культуру восприятия реальности и





произведений искусства. Выполнение набросков головы в различном





освещении.








25-26

Роль цвета в портрете.

Развивать художественное видение цвета, понимание его

2




эмоционального, интонационного воздействия. Рассказывать о своих





впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров,





характеризуя цветовой образ произведения. Создание портрета





знакомого человека или литературного героя.








27.

Великие портретисты

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и

1



прошлого.

её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о





последовательности изменений представлений о человеке и

выражения духовных ценностей эпохи.Создание автопортрета или

портретов близких людей.








28

Портрет в изобразительном

Получать представления о задачах изображения человека в

1



искусстве 20 века.

европейском искусстве 20 века. Интересоваться, будучи художником,





личностью человека и его судьбой. Выставка лучших работ класса.









Человек и пространство. Пейзаж. 7 часов.








29.

Жанры в изобразительном

Объяснять,как изучение жанра в изобразительном искусстве даёт

1



искусстве.

возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том,





как, изучая историю изобразительного жанра, мы рсширяем рамки





собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.





Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве,





особенностей образно-выразительных среддств жанра пейзажа.








30.

Изображение пространства.

Получать представление о мировоззренческих основанияхтправил

1




линейной песпективы как художественного изученияреально





наблюдательного мира. Рассуждать о разных спосбах передачи





перспективы в ИЗО как выражении различных мировоззренческих





смыслов. Наблюдать пространственные сокращения уходящих вдаль





предметов. Создание ппростых зарисовок наблюдаемого пространства





с опорой на правила перспективных сокращений.








31.

Правила построения

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и

1



перспективы. Воздушная

низкий горизонт в произведениях ИЗО. Изображения уходящей вдаль




перспектива.

аллеи иливьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и





воздушной перспективы.








32.

Пейзаж — большой мир.

Творчески рссуждать, опираясь на полученные преедставления и своё

1




восприятие произведений искусства, о средствах выражения





художником эпического и романтического образа в пейзаже.





Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»,





«Путь к реке» и т.п.








33.

Пейзаж-настроение.

Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»,

1



Природаи художник. Пезаж в

«Путь к реке».




русской живописи.









34.

Пейзаж в графике. Городской

Развивать культур восприятия и понимания образности в графических

1









пейзаж.

произведениях. Создание графическй работы на тему «Весенний






пейзаж», создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего






детства».










35.

Итоговое тестирование.


1










Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство».

Учебный методический комплекс.

Рабочие программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011г.

Интернет-ресурсы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru

Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru

Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru

Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru

Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm

http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

http://www.artsait.ru

nsportal.ru

pedsovet.su

shkola-abv.ru

myshared.ru/theme/prezentatsiya

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Репродукции картин художников.

Муляжи для рисования (овощи, фрукты)

Тела геометрические (конус, призма)

Предметы для натурной постановки (кувшины, керамические вазы и др.)


2